Александр Бобров. Театр в корчах рвачества. Проблемы финансирования культуры

11/29/2017

В середине 80-х прошлого века критик Владимир Бондаренко, который пришёл работать в альманах «Современная драматургия» в знаменитом здании на Неглинной, решил привлечь к сотрудничеству новые писательские перья, разбавить записных и заштамповавшихся театральных критиков. Я дебютировал у него с большой статьей «Вперёд, к Островскому!», посмотрев несколько новых постановок великого замоскворецкого земляка, включая «Бешеные деньги» Андрея Миронова, который дебютировал как режиссёр в Театре сатиры. Мне открылся интересный и прихотливый, новый для меня мир, который отличался от литературного, но тоже всё-таки держался на заповедях великих предшественников, на определённых нравственных принципах. С антисоветской контрреволюцией и воцарением дикого рынка многое рухнуло, включая сам альманах. Но что-то в традициях русского театра должно остаться или он умирает в корчах рвачества и безобразных скандалах?

В ком отразился Джигарханян?

В программе «Вечер с Соловьёвым» на днях прозвучало большое интервью Карена Шахназарова. Генеральная мысль режиссёра, он её просто выкрикивал: «Ну, давайте определимся, какую культуру мы строим, на каких принципах! Раньше нам было понятно – со ВГИКа нам внушали: вы работаете для народа, вы воспитываете искусством нового человека, гармоничную личность. Под это государство давало деньги, финансировало кино и театр. Сейчас подо что и ради чего?». Выходит: ради заработка и славы худруков, отдельных актёров и развлечения потребителей? Тогда надо брать американскую рыночную культурную политику: пробивайся и выживай сам! А что нужно для «американской мечты» и для «Америка превыше всего» – поддержим деньгами хоть продюсеров, хоть Пентагона. Молодые участники ток-шоу «Агора» с Михаилом Швыдким на телеканале «Россия К» прямо и нагло заявили: пусть государство даёт деньги на кино и выставки, но не вмешивается, не попирает свободу самовыражения. Вот как хорошо устроились: социализм по финансированию и вседозволенность по… Даже не знаю, как сформулировать: нет ведь такого НИГДЕ – только в России. Дарят театры, валят деньги бесконтрольно, а малейшая проверка – караул, цензура, политическое преследование!

Творится непонятная, неконтролируемая минкультом вакханалия. Еще в полном разгаре расследование злоупотреблений и кражи государственных денег в «Гоголь-Центре» Кирилла Серебренникова, чем переполнены все СМИ – кто злорадствует, кто защищает – как по его делу была помещена под домашний арест директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум. Ей предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По версии следствия, на должности директора департамента государственной поддержки искусства Минкультуры Апфельбаум, вступив в сговор с Серебренниковым, способствовала хищению крупной суммы денег при реализации проекта «Платформа». По данным ведомства, в период с 2011 по 2014 годы Апфельбаум подписывала соглашения о предоставлении «Седьмой студии» субсидий на 214 миллионов рублей, а затем помогала согласовать отчетную документацию с завышенными сведениями о количестве и стоимости мероприятий. Тем самым, как полагают следователи, она способствовала хищению бюджетных средств в размере не менее 68 миллионов рублей.

Но ещё больший общественный резонанс вызвал скандал вокруг театра знаменитого актёра Армена Джигарханяна. Государство подарило ему здание кинотеатра, провело реконструкцию, оплатило постановки. Твори! Но он влюбился («Мы армяне – доверчивые люди! Он как мальчишка» – вешают лапшу на уши его земляки на всех безобразных ток-шоу). Всё круче закипает скандал вокруг пока ещё супруги Виталины Цымбалюк-Романовской, которая стала работать директором («Я прошла курсы, получила корочки»). В октябре появилась информация о том, что Джигарханян подал заявление в полицию на свою половину, обвинив её в том, что она якобы пытается его убить ради денег и похитила его паспорт. Потом пресс-секретарь театра Наталия Корнеева сообщила, будто в театре Джигарханяна происходит рейдерский захват. Якобы театр захватила некая «армянская мафия», а знаменитого актёра будто бы держат в заложниках и т.п. Но оказалось, что актер находился в больнице, откуда недавно вышел, после чего его супруга тут же скрылась в Грузии. Скандал вовсю смаковали, смакуя то обстоятельство, что Джигарханян совсем сдал, а вернувшаяся Виталина, которая моложе своего супруга на 44 года, держится уверенно.

Но пока с помощью федеральных телеканалов разбирали грязное бельё, оказалось, что в театре Джигарханяна и в самом деле далеко не благополучно. Как сообщила «Комсомольская правда», ссылаясь на источники в правоохранительных органах, за время правления Виталины в этом храме культуры за границу в офшоры было выведено порядка 80 миллионов рублей. Деньги, выделявшиеся Драматическому театру Армена Джигарханяна из госбюджета, свидетельствует газета, поступали в банк, а оттуда отправлялись по платежам на различные закупки. Часть закупок осуществлялась в реальности, часть – только по бумагам. Уходили деньги в открытые в офшорах фирмы. Банковская документация по всем договорам и закупкам изъята и отправлена на экспертизу. При этом, как удалось выяснить КП, только за третий квартал 2017 года энергичная Цымбалюк-Романовская заработала почти 2 млн. руб. Это более 660 тысяч рублей в месяц! Хотя на шоу у Малахова она скромно заявила, что её зарплата в театре составляла только 40 тысяч рублей. А что отношение к деньгам, в том числе к государственным, и в этом театре – довольно легкомысленное, свидетельствует недавнее интервью самого Армена Борисовича, в котором он заявил: «Когда мне, к примеру, говорят, что в Театре на Таганке Любимов взял деньги и положил их в свой карман, я остаюсь на стороне Юрия Петровича. Ведь именно он сделал из них профессионалов. А это самое важное! Играй хорошо, тогда покушаешь и выпьешь хорошо».

Нет, он лжёт. Прежде, чем Любимов начал из кого-то что-то «делать», эти актёры учились на государственные деньги, брали уроки в Школе-студии МХАТ или в «Щуке» у старых мастеров. Многие играли в других – государственных по определению – театрах, частных-то у нас, как опера Мамонтова, – нет! Поэтому профессионалы лично и запросто не лепятся, чтобы их зарплаты со спокойной совестью прикарманивать. Это тоже многое говорит о старом и бывшем влюблённом. Его мама, старая армянка, повторяла Армену: «Отражайся в себе» (есть такое выразительное слово на армянском), но он переборщил, решил по капризу отразиться в своих похотях и – получил по заслугам!

Райкин – бездонная бочка

«Одесса – спокойный город, одесситы – доброжелательные люди, не надо нагнетать – ну, была провокация с трагедией 2 мая». Сколько раз мы слышали это от участника всех трёп-шоу режиссёра Райхельгауза. Сегодня он сам попал в сексуальный скандал, который несчастным деятелям Голливуда и не снился (весь интернет переполнен перепечатками из «Каравана», где описывается диван и методы художественного руководителя – растлителя актрис). Но и родная Одесса-мама его подвела. «Прямо сейчас – активисты до 20 человек, во главе с Сергеем Стерненко, сорвали или срывают концерт Райкина в украинском театре Одессы, на шум крик и т.д., граждане звонят «102», но что, по вашему мнению, должны делать правоохранительные органы? Стало интересно, граждане, высказывайтесь. Не стесняйтесь», – написал в пятницу на своей странице в фейсбуке советник главы Национальной полиции по Одесской области Руслан Форостяк. Вот это демократия по-украински: вместо мер по наведению порядка – высказывайтесь! Возмущенные зрители пытались утихомирить радикалов, которые кричали: «Пусть ответит: Крым наш?» и аплодисментами оказывали поддержку артисту. В итоге зрители сами стали «предателями Украины», как их принялись называть националисты за то, что те «своими деньгами поддерживают врага». Тоже выкладывали съёмку в ФБ, даже то, как женщина резонно говорит в камеру: «Вы не украинцы – вы заср…цы. Иди – воюй!». «Не треба нас туда отправлять»… Худруку театра «Сатирикон» Константину Райкину не удалось выступить со своим поэтическим моноспектаклем в Одессе после успешного чёса в Киеве и Харькове. То есть театр брошен на произвол судьбы, а он – лично зарабатывает. Но этот скандал – ему на руку, теперь он – страдалец и наверняка использует ситуацию в корыстных целях.

Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко заявила в октябре, что финансирование культурных проектов, театральных постановок и многое другое должно быть честным, то есть не нужно выделять любимчиков. Судя по суммам, которые валят на театр Константина Райкина, – он любимчик министерства культуры, как и находящийся под следствием Кирилл Серебренников – такие суммы получали! О них – для сравнения! – ниже… Но окончательно «купить» Райкина не удаётся – он вольный художник и борец-демагог. Таких немало развелось: им про финансовые нарушения и неумелое руководство, а они – про «свободу творчества» и свою исключительность. Давно настал черёд московского театра «Сатирикон» Константина Райкина. В ответ на проверку его театра прокуратурой худрук вдруг почему-то выступил с требованием… «урезонить» руководителя совсем другого ведомства – министра культуры.

Выступая в эфире либерального телеканала «Дождь» Райкин заявил, что уверен, будто прокурорские проверки – «месть» лично со стороны министра культуры Владимира Мединского. «Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против несправедливых решений, касающихся «Сатирикона», – пожаловался Райкин. Однако непонятно, какое отношение имеет министерство культуры к проверкам со стороны совсем другого ведомства – прокуратуры, которая следит за правильностью расходования государственных средств? Однако обиженный руководитель «Сатирикона» обратился прямо к «высоким властным инстанциям, которые находятся над министерством культуры», с просьбой «урезонить» министра. «Ну, давайте, дорогие друзья, – потребовал от них Райкин, – как-то урезоним нашего министра, который просто целенаправленно, планомерно вредит государственному театру, которому скоро исполнится 80 лет, который создал Аркадий Райкин, которым я руковожу 30 лет. У этого театра есть очень серьезные заслуги, мне кажется, перед отечественной культурой», – отметил он. Вот как прикрывается! Заслуженному отцу государство подарило театр и московские квартиры артистам, а сын, получивший всё по советскому наследству (странный рынок строили!), творит что хочет. Что ж он не объяснит, зачем министру культуры, который по своей должности заинтересован в прямо противоположном – успешном функционировании всех театров, – «целенаправленно вредить театру»?

Понятно, что наветы и упреки Райкина вызвали в минкульте искреннее недоумение. «Заявление о шести прокурорских проверках, которые, по словам Райкина, были организованы министерством с целью "запугать" руководство театра, по меньшей мере, абсурдно», – сказал заместитель министра Александр Журавский. Он уточнил, что проверок было не шесть, а две, и проводились они, чтобы разобраться в сложной финансовой ситуации в "Сатириконе". Кроме того, у министерства вызывают озабоченность показатели эффективности работы театра (заполняемость зала, количество показов).

В результате проверок, сообщил Журавский, выявлены серьезные нарушения и конфликт интересов со стороны руководства "Сатирикона». В частности, выяснилось, что в некоторых случаях получателями государственных денег оказывались организации, связанные с директором и художественным руководителем театра. «Об этом Константин Аркадьевич почему-то упомянуть забыл», – миндальничал замминистра. Он подчеркнул, что ведомство не только не посягает на строительство театра, но и неоднократно напоминало руководству "Сатирикона" о необходимости ускорить реконструкцию. Каждый год простоя, по словам Журавского, ведет к дополнительным расходам федерального бюджета, из которого за три года "Сатирикону" уже выделили около 115 миллионов рублей. Ого!

Ведь мы помним предыдущий скандал и такое же демагогическое выступление Райкина на съезде Союза театральных деятелей после того, как к мэру Собянину обратились жители района "Марьина роща" с жалобой на действия главрежа театра "Сатирикон" Константина Райкина. Он агрессивно осваивал чахлую зеленую зону вдоль Шереметьевской улицы, единственный оставшийся нетронутым скверик возле театра "Сатирикон". Райкин и армянская строительная группа "Ташир", построившая рядом гигантский торговый центр "Райкин-плаза", желает построить вместо скверика апарт-отель с подземной стоянкой...

Кроме реконструкции самого здания театра проектом "Ташира" предусмотрено строительство 15-этажного апарт-отеля, общей площадью порядка 20 000 кв.м. с подземной автостоянкой. Новый комплекс вместит около трёхсот 1- и –5-комнатных апартаментов, которые будут использоваться как под нужды театра и труппы, так и будут доступны для горожан и гостей столицы. Райкин в своей речи на съезде Союза театральных деятелей оплевал государственную политику в отношении "выдающихся театров", жаловался на отсутствие финансирования и засилье цензуры... Речь Райкина активно цитировали СМИ и социальные сети. А всё тот же замминистра культуры Александр Журавский напоминал, что театр за последние два года стал делать меньше премьер, а заполняемость зала составила всего 50-51%.

Но довольно демагогии, стенаний о зажиме «свободы творчества» – для сравнения несколько цифр финансирования и вложений на развитие культуры. На встрече с президентом Владимиром Путиным глава министерства культуры Владимир Мединский заверил президента, что в рамках его поручения на возрождение киностудий ежегодно выделяется 50 млн. рублей госсубсидий. Более того, сумма была увеличена на бумаге до 200 млн. рублей. Мединский отметил, что многим художникам не выплачивается заработная плата, и потребуется «много работы», чтобы разрешить все конфликтные ситуации. А Райкину, как уверяет министерство, уже выделили около 115 миллионов рублей – почти как на ВСЕ киностудии! Начиная с этого года, горделиво рассказал Путину глава минкульта, ежегодно будет выделяться 220 млн. рублей на поддержку детских театров. Для сравнения: только в 2015 году государственное финансирование театра «Сатирикон» составляло около 191 миллиона рублей, включая частичную компенсацию арендных расходов. В 2016 году сумма увеличилась (так как нужно было компенсировать аренду здания КВН на весь сезон) и составила примерно 235 млн. рублей. «Отмечу, что это вдвое больше, чем тратится на аналогичные московские театры», – писал тот же замминистра Александр Журавский. Но это и больше, чем только собираются тратить на ВСЕ детские театры России! Какая-то бездонная и беспардонная бочка этот борец за «свободу творчества» с коммерческим душком. Не пора ли прекратить выделять любимчиков (или «страдальцев») и начать проводить взвешенную культурную политику государства, выбрав модель? Советскую – с госзаказом, американскую – выживает сильнейший, но внятную!

© День Литературы