Работа полевой ремонтной бригады. Артиллерийский расчет братьев Битюковых. 1943

10/8/2013

Танки возвращаются в строй. Работа полевой ремонтной бригады

Имевшиеся к этому времени многочисленные ремонтные средства войск, армий и фронтов не могли применить прогрессивный агрегатный метод ремонта танков в полевых условиях из-за отсутствия или недостатка оборотного фонда агрегатов. Только к концу 1943 года эта задача была решена группой инициативных инженеров-танкистов Северо-Западного фронта — П.П. Пономаревым, В.М. Коломийцем, С.И. Липатовым и Д.И. Зверко. Они предложили организовать капитальный ремонт агрегатов во фронтовых условиях на основе заводской технологии без использования стационарных производственных помещений и энергоустановок с тем, чтобы обеспечить ремонтной части автономность и возможность передвигаться в ходе операции вслед за войсками. Были сформированы и в начале сентября направлены на фронты два подвижных танкоагрегатных ремонтных завода, которые начали производить капитальный ремонт двигателей, коробок перемены передач, бортовых и главных фрикционов и других агрегатов танка Т-34, а также машин других марок. Кроме того, на этих заводах наладили ремонт и изготовление дефицитных деталей. Было восстановлено значительное количество танков. Хорошо помню, как ремонтировали мы одну из «тридцатьчетверок». У нее был поврежден бронебойным снарядом левый борт, и часть брони площадью около квадратного метра между первым и вторым катками провалилась внутрь боевого отделения и отделения управления, повредив электропроводку и различные топливоприводы. Жаль было сдавать машину в ремонт средствам фронта, но и восстанавливать ее, не имея соответствующего оборудования и квалифицированных ремонтников, было рискованно.

Однако мы рискнули и начали подготовительные работы.   Ремонтная   бригада сержанта С.М. Жилякова произвела разделку швов, нашла танк безвозвратных потерь (уже не подлежавший ремонту), автогеном вырезала кусок брони борта по требуемым размерам и конфигурации и приступила к сварке. Сварщик батальона не имел достаточного опыта, да и не было нужных электродов. Помог случай.

Механик-водитель танка старший сержант Ф. Тицук, глядя па наши мучения, обратился ко мне:

— Товарищ лейтенант, разрешите я попробую.

— А вы сварщик? — спросил я.

— Да, когда-то занимался сваркой.

Когда старший сержант начал варить, я понял, что это высококвалифицированный сварщик. Работа была быстро закончена. Отремонтировали электрооборудование, систему питания и другие системы. Танк прошел обкатку, был передан в часть и введен в строй.

Много забот нам, войсковым ремонтникам, доставляли конструктивные изменения, которые вносились в машину па заводах. До нас, на фронт, технические условия на ремонт новых узлов и агрегатов доходили с большим опозданием. Так было с коробкой перемены передач.


Артиллерийский расчет братьев Битюковых

23 декабря 1943 года, среда

Три дня назад по ледовой дороге прошел первый санный обоз. Сегодня грузы для Ленинграда решено отправить на автомобилях. Чтобы проверить прочность льда, первую машину пустили порожняком. Вторая шла с 45-миллиметровым орудием на прицепе. К третьей тоже прицепили «сорокапятку», а в кузов уложили 200 килограммов груза. На четвертую погрузили 400 килограммов, на пятую — 500. Водители держались друг от друга на почтительной дистанции и ехали со скоростью, не превышающей 20 километров в час.

Машины в этом первом рейсе по ледовой дороге вели опытные шоферы Желнин, Карась, Котов, Поляков, Потебня. При движении по перекидным мостикам, сооруженным на месте трещин, лед заметно «дышал», но все обошлось благополучно. В 13 часов 30 минут колонна, возглавляемая старшим лейтенантом Александровым, достигла ленинградского берега Ладожского озера.

Вчера на вражеских позициях перед 466-м стрелковым полком наблюдатели обнаружили новый дзот. Уничтожить его было поручено орудийному   расчету   Битюкова. Уже через несколько минут дзот превратился в обломки. Сегодня стало ясно, что гитлеровцы снова готовятся к каким-то инженерным работам. В бинокль удалось разглядеть, что солдаты разбирают шанцевый инструмент. Нанес по ним удар опять тот же расчет. После короткой пристрелки снаряды начали бить точно в цель. Ни о каких инженерных работах уже не могло быть и речи.

Бойцов отличившегося расчета в полку называют братьями-батарейцами. И это не просто слова. До войны пятеро братьев   Битюковых — Александр, Георгий, Иван, Василий и Николай — составляли бригаду лесорубов. И была она одной из лучших на Вологодчине. Когда началась война, братья всей бригадой пришли в военкомат и попросили отправить их на фронт. Бригада стала орудийным расчетом, тоже одним из лучших.


Источники и литература:

Т-34: путь к Победе: Воспоминания танкостроителей и танкистов / Сост. К.М. Слободин, В.Д. Листровой; Предисл. А.А. Епишева. X.: Прапор, 1985.

Буров А.В. Блокада день за днем. Л.: Лениздат, 1979.