Будни войны. Стахановское движение. Часть 2

Развернувшееся Стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. С новой силой творческая инициатива новаторов проявилась в годы Великой Отечественной войны. Использовались такие стахановские методы, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий, скоростная технология производства и строительства. Стахановцам принадлежала инициатива движения «двухсотников» (две нормы и более за смену), а затем «тысячников» (1000% нормы), создания «фронтовых бригад».
«Для организации производства танков и двигателей на вновь привлекаемых заводах требовались время, огромные трудовые усилия и большие капитальные затраты. Вместе, с тем, Красная Армия, ведя борьбу в исключительно тяжелой обстановке, несла огромные потери в боевой технике и, в частности, в танках.
Перевод народного хозяйства страны на военные рельсы в огромной степени осложнился вынужденным отходом наших войск в глубь страны. Отступление Красной Армии в первые же месяцы войны привело к тому, что основные заводы, выпускавший танковую технику, оказались под угрозой захвата врагом. Уже к осени 1941 г. фашисты стояли у блокированного Ленинграда, на подступах к Москве, вплотную приблизились к Харькову.
Производство бронетанковой техники в стране оказалось под угрозой полного срыва. Харьковский завод № 75, пока единственный, освоивший серийное производство танкового дизеля В-2, вынужден был прекращать производство м эвакуироваться в восточные районы страны.
Изготовление дизеля В-2 на Сталинградском тракторном заводе. В первые же дни войны было принято правительственное решение о переводе производства Харьковского тракторного завода (ХТЗ) на выпуск танковых двигателей В-2. Однако быстро меняющаяся обстановка на фронте вскоре заставила изменить эти планы. Государственный Комитет Обороны (ГКО) решил все производство двигателей ХТЗ с оборудованием и персоналом перебазировать на Сталинградский тракторный завод, где к этому времени уже начиналось изготовление танков Т-34.
Коллективы сталинградских и харьковских двигателестроителей с помощью специалистов завода №75 проделали огромную работу по подготовке и освоению производства дизеля В-2. Работу СТЗ в это время фактически возглавил заместитель наркома А. А. Горегляд. Выпуск дизелей В-2 на СТЗ начался в ноябре 1941 г. За ноябрь |и декабрь заводом было изготовлено 197 двигателей. Завод успешно справлялся с выполнением заданий по выпуску оборонной техники, в том числе и дизелей В-2. Уже в начале 1942 г. СТЗ стал одним из основных изготовителей двигателей В-2.
За образцовое выполнение задания по организации производства танков и танковых двигателей 8 февраля 1942 г. Сталинградский тракторный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 248 работников СТЗ и заводов-смежников получили тогда государственные награды. Орденом Ленина был награжден А.А. Горегляд.
В марте 1943 г. на заводе № 77 стали создаваться «гвардейские бригады». За первую декаду марта было изготовлено уже столько дизелей, сколько их было сделано за весь февраль. В итоге месячное задание марта заводом было выполнено на 125%».
Прошло много лет и пройдет еще немало, будут написаны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе?
Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями.
Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941-1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и производственных мощностей.
В воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, встречаются упоминания о том, как выловленная первой блокадной весной корюшка использовалась в пищу, ее перемалывали и делали фарш.
С июля 1943 года для улучшения снабжения рабочих и служащих на предприятиях Ленинграда начали создаваться отделы рабочего снабжения (ОРС). К концу 1943 года в городе действовало около 30 таких отделов. ОРСы занимались, в том числе, рыбозаготовками. В конце 1943 года ЛенТАСС сообщал о выполнении годового плана самозаготовок рыбы:
Передовые ОРСы прифронтового пароходства выполнили годовой план вылова рыбы. Первым завершил выполнение годового задания ОРС, возглавляемый тов.Козловым. Работникам ОРСа выловлено 16,2 тонны леща, судака и сига. Успешно справился с годовой программой ОРС, где начальником тов. Северов, добывший 15,8 тонн рыбы. Оба ОРСа произвели засолку выловленной рыбы. Речники этих пристаней обеспечили себя дополнительным питанием на зиму и на первый период навигации. Лов рыбы продолжается. ЛенТАСС.
Источники и литература:
Зубов Е.А. Двигатели танков. М.: НТЦ «Информтехника», 1991