En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки
2 минуты

Ровно 73 года назад, 1 августа 1944 года, оккупированная Варшава взбунтовалась против нацистских захватчиков. Варшавское восстание, поднятое подпольной Армией Крайовой, имело целью занять польскую столицу до подхода Красной Армии и тем самым не дать советским войскам войти в Варшаву в статусе освободителей.

Однако амбициозный, но плохо подготовленный мятеж был жестоко подавлен нацистами к началу октября 1944 года. Погибло более 150 тысяч поляков (подавляющее большинство – мирные варшавяне), оставшиеся в живых были депортированы в нацистские лагеря или отправлены на принудительные работы. В ходе карательной операции немецкие войска стёрли с лица земли 85 % городских построек. В Варшаве, насчитывавшей до войны более миллиона жителей, на момент освобождения города Красной Армией оставалась всего тысяча человек – измученных «варшавских робинзонов», – рыскавших среди пустыни из битого кирпича и прятавшихся от немцев в подземных коллекторах.

Музеи Польши: новая «правда» о Второй мировой

Варшавское восстание 1944 года – одно из самых болезненных и политизированных событий польской истории. В Польше восприятие восстания менялось неоднократно. В 1946 году, когда во Временном правительстве национального единства были широко представлены не только коммунисты, но и «западники», был снят первый польский послевоенный художественный фильм «Запрещённые песенки», рассказывавший о Варшавском восстании как о подвиге. Но уже спустя два года, с приходом к власти Болеслава Берута, восстание объявляется преступной авантюрой враждебных Польше сил.

С новой сменой власти и с началом «польской оттепели» 1956 года начинается реабилитация простых бойцов Армии Крайовой, а о восстании всё больше говорят как о трагедии. Очень характерен пример великого польского режиссёра Анджея Вайды: если в его дебютной картине 1954 года «Поколение» члены Армии Крайовой называются ренегатами и прихвостнями буржуазии, то в его же шедевре «Канал» (конец 1956 года) об «аковцах» рассказывается уже как о мучениках. В 1989 году в Варшаве на народные деньги был воздвигнут первый монумент участникам Варшавского восстания (впоследствии небольшие памятники появились чуть ли не на каждой улице, где шли бои). Тогда, в момент развала Восточного блока, Варшавское восстание казалось чем-то вроде осознанного «западного выбора» польского народа.

Музеи Польши: новая «правда» о Второй мировой

Как принято говорить о Варшавском восстании сейчас, когда в нынешней Польше оскверняют и сносят памятники советским воинам, когда собственная идентичность выстраивается на противопоставлении себя России? За ответом я отправился в крупный польский город Гданьск, где в марте 2017 года был открыт Музей Второй мировой войны. Огромный, первый в стране.

«Красная Армия, не вмешиваясь, стояла на противоположном берегу Вислы и с циничным удовольствием смотрела на то, как погибают польские патриоты». Об этом сообщает посетителю экспозиция музея, посвящённая Варшавскому восстанию. О попытке прорваться к Варшаве частей 1-й армии Войска Польского, о содействии восставшим просоветской Армией Людовой и о снабжении нашей авиацией Армии Крайовой – ни единого слова. Насколько эта помощь была полной и своевременной – вопрос, безусловно, дискуссионный. Однако новый музей в Гданьске – не место ни для подобных дискуссий, ни для закономерных вопросов: имела ли в принципе Красная Армия, измотанная долгим наступлением, возможность с ходу форсировать Вислу? И логично ли вообще обвинять Красную Армию в том, что она не поддержала всеми силами восстание, которое политически было направлено против СССР?

Музеи Польши: новая «правда» о Второй мировой

Посещая залы прекрасно оснащённого и талантливо организованного гданьского музея, всё больше проникаешься новой польской идеологией. Об участии Советского Союза во Второй мировой войне – или плохо, или ничего. Повсеместно прививается идея, что СССР и нацистская Германия были равными воплощениями зла. Интересно, что в прямой лжи создателей экспозиции нигде не уличить. Глобальная неправда – в подборе фактов и расстановке акцентов. Как если бы какой-нибудь музей, посвящённый Фёдору Достоевскому, говорил о нём лишь как о каторжнике, игромане и антисемите – не давая даже намёка на то, что он писатель, которого чтят и читают во всём мире. Танк Т-34, на башне которого нарочно написано «За Сталина!», стоящий в зале, стилизованном под гданьскую улицу, символизирует «русских поработителей». Катынь, террор, депортации народов. Но ни слова о том, что за освобождение одной только Польши и этого самого Гданьска отдали жизни 600 тысяч советских солдат и офицеров. Русскоязычный экскурсовод пытается объяснить: «Наш музей посвящён не битвам и сражениям, а человеческим трагедиям». Показывает, пожалуй, единственное светлое пятно – выставку о блокадном Ленинграде. Осадок всё равно остаётся тягостный.

Неприятное впечатление усиливает варшавский Музей истории польских евреев – тоже открытый недавно, четыре года назад. Проносясь сквозь столетия, попадаем в XX век; заходим в зал, посвящённый Холокосту. В ярких красках рассказывается о том, как западные союзники освобождали Бухенвальд… Но подождите, Бухенвальд ведь находился на территории Германии. Если мы в Музее истории польских евреев, то почему бы не показать, как освобождались нацистские «фабрики смерти» на польской земле: Майданек, Освенцим? Нельзя – потому что их освобождал советский солдат?

Музеи Польши: новая «правда» о Второй мировой

Впрочем, это не единственная претензия к Музею истории польских евреев. Рассказывая о восстании в Варшавском гетто, произошедшем за год до Варшавского восстания, экспозиция даже не упоминает о сражении на Мурановской площади – самом важном эпизоде боёв внутри гетто. 19 апреля 1943 года бойцы Еврейского воинского союза подняли над одним из высоких зданий бело-голубое знамя современного государства Израиль и бело-красный польский флаг. Три дня разъярённые нацисты остервенело штурмовали Мурановскую площадь, чтобы сбросить эти полотнища. Музей, расположенный на месте бывшего Варшавского гетто, почему-то об этих событиях молчит. Кто знает – может, истоки такой избирательности в освещении истории следует, как и в случае с Россией, искать в перипетиях польско-израильских отношений?

Музеи Польши: новая «правда» о Второй мировой

К слову, парламент Израиля (Кнессет), недавно установивший 9 мая в качестве государственного праздника, выступил с отдельным заявлением, осуждающим сегодняшний снос памятников бойцам Красной Армии на территории Польши. У Израиля, как и у Польши, есть свои (и немалые) претензии к политике бывшего Советского Союза. Однако, в отличие от польских коллег, руководство еврейского государства демонстрирует: никакие противоречия и исторические обиды не могут быть поводом, чтобы вычеркнуть из памяти или опорочить имя советского солдата, ценой колоссальных жертв спасшего мир от «коричневой чумы».

27123
Мне нравится
Надо подумать
Тема для дискуссии
Это неожиданно!
Материал – огонь!
Мне не нравится

Поделиться

Авторы

Жигун Роман
Спросить историка
© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте