Истории о короле Артуре приходят в мир литературы в ХII веке. В их основу легли валлийские устные предания и древняя мифология, смешавшаяся с христианской мистикой. Истории о короле Артуре и его рыцарях настолько очаровали средневековых читателей, что породили отдельный жанр, подпитывавшийся новыми литературными произведениями на протяжении столетий.
Согласно легенде, реальный король Артур был вождем бриттов во время саксонского нашествия на рубеже V-VI веков. Но в то же время король Артур — персонаж, совмещающий в себе несколько реальных и вымышленных личностей. С момента создания легенда все время обрастала новыми эпизодами. Ученые пытались идентифицировать одну или несколько личностей, сформировавших образ литературного Артура, но почти все попытки были неубедительными. Король Артур и его рыцари - это уникальное смешение древних кельтских героических легенд, полных магии и колдовства, с куртуазной рыцарской культурой, царившей при дворах европейских феодалов и одновременно - мистического христианства, наполненного символизмом и поиском истины через подвиги и преодоление своих страстей и пороков.
Представляем вашему вниманию десять важных этапов в развитии средневековой литературы о короле Артуре, позволяющие оценить масштабы этого удивительного явления и понять эволюцию этого героя от молодого и амбициозного объединителя Британии до немногословного, но грозного символа универсальной власти.
Финал истории короля Артура в манускрипте XIII века.Источник: blogostelle.comИстория королей Британии, Гальфрид Монмутский

Созданная примерно в 1136 году, это первая из дошедих до нас работ, в которой подробно описывается жизнь короля Артура. Представленная в виде хроники, она начинается с переселения Брута Троянского в Британию и охватывает различные древние события, включая вторжение Юлия Цезаря в Англию и правление Артура, а завершая хронику в VII веке нашей эры. Гальфрид утверждал, что он всего лишь переводил «древнюю книгу на бриттском языке», но, судя по всему в своей работе он использовал широкий спектр источников, включая валлийские сказания и мифы. Другое произведение Гальфрида - «Пророчества Мерлина», впервые упоминают волшебника в литературном контексте.
Роман о Бруте, Вас
Написанный в 1155 году нормандским поэтом Васом, роман опирается на труды Гальфрида, но добавляет к ним множество новых деталей и историй, включая первые упоминания о Круглом столе и мече Экскалибур. Вас начинает превращать историю Артура из хроники в литературу. Повествование начинается от подвигов Брута, потомка Энея, который прибывает на остров Альбион и основывает Лондон. Затем поэт передает историю потомков Брута, королей Британии, их подвиги и победы над врагами.
Кретьен де Труа
Между 1170 и 1190 годами французский поэт Кретьен де Труа написал несколько романов, в том числе «Эрек и Энида», «Ланселот», «Персеваль» и «Ивен». Он оказал огромное влияние на развитие романов о короле Артуре, создание образа Ланселота, а также святого Грааля. В версии Кретьена Грааль представлял собой «священный сосуд», в котором хранилась облатка для мессы. Кретьен часто изображает самого Артура как второстепенного персонажа, старого, молчаливого короля, на фоне которого действуют более молодые и активные герои, от имени которого совершаются подвиги.
Мария Французская
Будучи поэтессой в Англии конца двенадцатого века, Мария является автором дюжины более коротких произведений, известных как лэ, действие которых происходит в том числе в мире короля Артура. В частности, лэ «Ланваль» повествует о бедном рыцаре, встречающем волшебницу с острова Авалон. Нам мало известно о жизни Марии, даже ее имя указано только в заглавии одной из ее книг. Но при всей загадочности этой фигуры, Мария Французская считается одной из основоположниц жанра рыцарской литературы.
Циклы Вульгаты и цикл Поствульгаты
Вульгата, в отличие от более ранних произведений, написана в прозе. Состоит из пяти частей: «История Грааля», «Мерлин», «Книга о Ланселоте Озёрном», «Поиски Святого Грааля», «Смерть Артура».
Пост-вульгата продолжает традиции цикла и добавляет туда прозаический пересказ романа о Тристане и Изольде, а также представляет более длинные версии уже известных романов.
Тристан и Изольда
Другая история, возникшая в конце XII века, связана с корнуэльским рыцарем (Тристан) и ирландской принцессой (Изольдой). Хотя ранние версии имеют лишь косвенные ссылки на короля Артура, по мере того как это произведение становилось все более популярным, оно также стало более взаимосвязанным с литературой о короле Артуре, вводились персонажи и общий фон артуровской эпохи.
Парсифаль, Вольфрам фон Эшенбах
Становление общеевропейским феноменом
К XIII веку романы о короле Артуре распространились по Западной Европе. Произведения писались на испанском, португальском, голландском, итальянском и даже иврите. Более того, романы артуровского цикла стали настолько популярны, что, в виде саг, их пересказывали в Скандинавии и особенно в Исландии. Эти истории о короле Артуре включают в себя как версии, аналогичные тем, которые производятся во Франции и Англии, так и более уникальные саги, созданные с учетом местных вкусов.
Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь
«Смерть Артура», сэр Томас Мэлори
Смерть Артура написана английским рыцарем во время тюремного заключения в середине XV века и была впервые опубликована Уильямом Кэкстоном в 1485 году, став одной из первых печатных книг на английском языке.
Мэлори написал свой огромный труд, впитавший в себя более сотни отдельных историй из жизни рыцарей Круглого стола, во время тюремного заключения. Для его создания он переработал более ранние истории, начиная с французских романов и заканчивая циклом вульгаты. Последняя из историй, вошедших в его книгу, дала название всему труду. В ней повествуется о возвращении Экскалибура Владычице Озера и переносе тела Артура на остров Авалон.

Богато представлены сюжеты артуровского цикла и в кинематографе, но это будет темой для отдельного разговора.





