En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки
1 минута

11 сентября 1854 года в Севастопольской бухте было затоплено восемь устаревших кораблей Черноморского флота. Это трагическое, но важное решение сделало невозможным судоходство в бухте, и англо-французский флот не смог угрожать городу. Так началась 349-дневная оборона Севастополя.

Бить по Крыму

Блокада Севастополя в 1854 году стала кульминационным событием Крымской войны 1853–1856 годов. Война, начатая Николаем I против Османской империи, очень быстро переросла в войну России против союза Турции, Англии, Франции и Сардинского королевства. Не добившись видимых успехов ни на одном из направлений (Кавказ, Одесса, Курилы, военные кампании на Балтийском и Азовском морях и др.), союзники решили сосредоточить удар на главном оплоте России в Черном море – Крыме и его бастионе – Севастополе.

Краткий курс истории. Трагическое спасение Севастополя

Неоднозначное решение

В ходе первого года войны стало ясно, что русский флот по мощности стоит лишь на третьем месте в мире. Английский и французский флоты, вошедшие в 1854 году в Черное море, были во много раз мощнее и технически лучше русского Черноморского. Чтобы не позволить врагу прорваться в севастопольскую гавань, военный совет флота принял неоднозначное решение, правильность которого оспаривается до сих пор: затопить поперек фарватера семь кораблей. Их экипажи, сформированные в 22 батальона, вместе с корабельной артиллерией сошли на сушу. Кстати, из-за бури 14 ноября того же года, повредившей заграждение из затопленных кораблей, вскоре пришлось строить вторую линию затопления. Всего в бухте было затоплено 91 военное и вспомогательное судно.

Краткий курс истории. Трагическое спасение Севастополя

Двадцать «воскресших»

В 1857–1859 годах те самые суда, парализовавшие судоходство в Севастопольской бухте, были подняты на сушу. Значительная часть кораблей пошла на слом, однако двадцать оказались почти неповрежденными и после ремонта вновь встали на службу. Очистка же всех бухт заняла более десяти лет. В 1905 году в десяти метрах от берега – там, где проходила вторая линия затопления, – был установлен Памятник затопленным кораблям. И поныне, спустя сто с лишним лет, он является одной из главных достопримечательностей города.

Краткий курс истории. Трагическое спасение Севастополя

5313
Мне нравится
Надо подумать
Тема для дискуссии
Это неожиданно!
Материал – огонь!
Мне не нравится

Поделиться

Авторы

Сухарников Евгений Сергеевич
Спросить историка
© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте