Среди устойчивых словосочетаний русского языка есть одно очень древнее, которое живо до сих пор, правда, оно несёт немного другую смысловую нагрузку, чем та, которая была в далёком XVI веке.
Совсем не наизнанку
Это выражение «шиворот-навыворот» сегодня больше ассоциируется со словом «наизнанку», т.е. с одеждой, надетой неправильно. При этом в народе веками сохраняется поверье, что надетая наизнанку одежда обязательно приведёт к негативным последствиям, а тот, кто её так наденет, «битым будет» или попадёт в какую-нибудь неприятную переделку. Ещё фраза «шиворот-навыворот» употребляется, когда надо коротко охарактеризовать, что всё делается наоборот и не так, как положено.

А «навыворот» приклеился к «шивороту» неспроста. Иван Грозный для своих политических противников придумывал множество разных наказаний. Чаще всего их бросали в тюрьмы, ссылали на окраины государства, казнили. Но были случаи, когда царь желал просто поглумиться над провинившимся вельможей или отпрыском знатного рода. Его могли превратить в шута, а иногда, чтобы преподать достойный урок, учиняли наказание, которое надолго оставалось в народной памяти, а уж провинившийся его точно забыть не мог.

Однажды такая оказия случилась и с новгородским архиепископом Пименом, на которого поступил донос. Царю доложили, что тот вместе с новгородцами решил сдать Литве свой город и Псков. Царь был взбешен, новгородским помещикам досталось сильно. Архиепископа связали, посадили спиной вперед в вывернутой одежде на клячу, дали в руки скоморошью волынку и в таком виде провезли от Новгорода до Москвы. Муки Пимена на этом не закончились. Его лишили сана и заточили в монастырь в селе Венёво. Через год Пимен скончался (официальная версия гласила, что от горя).
Борьба с боярством и высшими представителями духовенства в итоге переросла «Опричнину» - часть государственной политики Ивана Грозного с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации репрессивных мер, конфискации имущества и земель знати и церкви в пользу государства, борьбе с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати. Во время опричнины царь буквально поделил государство на две части, установив в одной из них единоличную власть.
Как задобрить «дух леса»
Любопытно ещё одно из значений переворачивания одежды наизнанку. Связано это уже с русскими историческими традициями. Все мы слышали о русском сказочном персонаже – лешем (он же лешак, лесовик, лесник, лисун, полисун, лесовой царёк и т.д.). Известно, что встречи с «духом леса» не всегда заканчиваются однозначно. Согласно поверьям, он может завести в чащу леса, в болото, украсть ребёнка, а может принести удачу на охоте, показать дорогу и многое другое. Наши предки верили в то, что при встрече с этим персонажем очень правильно будет перевернуть шапку задом наперёд, в сапогах поменять местами портянки или переобуть лапти, сапоги. Глядишь, лесной обитатель вами и не поинтересуется.

Не знаю, насколько это помогает при встрече с лешим, но сам обычай выворачивать одежду наизнанку, чтобы уберечься от потустороннего, ещё более древний, чем суровые забавы Ивана Грозного. Такой вот шиворот-навыворот получается.
Обложка: interesnyefakty.org
Смотрите также:
Иван Грозный – Благочестивый и Певчий герой народного эпоса и первый русский царь
Как подарок Ивана Грозного погубил Ермака Тимофеевича
Что, если бы Иоанна Грозного не было?
Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана
О репрессиях Ивана Грозного и лукавстве литератора Б. Акунина





