500 лет назад в Россию впервые приехал дипломат, писатель, путешественник Сигизмунд Герберштейн. Он стал первым иностранцем, кто составил о нашей стране масштабный труд, основанный на личных впечатлениях.
Герберштейн был человеком Возрождения. Его жизнь пришлась и на эпоху великих географических открытий. К моменту его первого визита в Москву прошла всего четверть века с момента открытия Америки Колумбом. Не покривим душой, если скажем, что именно он открыл для европейцев Россию. В предисловии к своему главному труду – «Запискам о Московии» Герберштейн прямо отмечает, что «о Московии писали весьма многие» и перечисляет главнейших из своих предшественников. Но его сочинение отличает то, что это записки очевидца. И полагался он, по его собственным словам, «преимущественно на два обстоятельства: на кропотливость своих разысканий и на свое знание славянского языка (slavonica)».

Увидев свет в 1549 году, «Записки о Московии» стали, выражаясь современным языком, европейским бестселлером. Русский читатель относился к ним более осторожно. Один из наших критиков XIX века сказал так: «Этот Герберштейн – исторический родоначальник европейских сказочников о нашем отечестве». И тут же привел пример из Герберштейна: хлеб, подаваемый за царским столом и имеющий вид хомута - символ рабства русских. Имелись в виду калачи. Что ж, корифей отечественной исторической науки Ключевский, признавал, что «иностранец не мог дать верного объяснения многих явлений русской жизни, часто не мог даже беспристрастно оценить их».

А Герберштейн «Записках о Московии» сообщал, что если в России и есть горы, то только далеко на востоке. Под Уральским хребтом, очевидно, и следовало понимать упоминавшиеся античными авторами Гиперборейские горы. С его легкой руки, границу между Европой и Азией стали проводить по Уральским горам.
Между тем даже столетие спустя, на германских картах XVII века, продолжают встречаться горные хребты в средней России. И даже в XVIII столетии французский натуралист Бюффон предполагал их наличие.
Интересно также, что Герберштейн может претендовать на роль «основателя антинорманизма», хотя такого понятия, естественно, тогда в ходу еще не было. Первым русским правителем, по его мнению, был Гостомысл в Новгороде. Тот якобы посоветовал новгородцам призвать из-за моря трех князей: Рюрика, Синеуса и Трувора. Они, по мнению Герберштейна, были вандалами – теми же славянами, «имевшими общие с русскими язык, обычаи и веру». То есть, еще до Ломоносова прозвучала версия о славянском происхождении Рюрика.
Здесь Герберштейн демонстрирует ответственный подход. Замечу, что ответственность – наверное, главное качество которое должно отличать человека, ученого, исследователя, которому выпадает роль своеобразного моста между народами.
На основе выступления на Российско-австрийском симпозиуме «Сигизмунд Герберштейн: дипломат, писатель, путешественник». Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино. 9 июня 2017





