История Троице-Сергиева монастыря тесно связана с судьбой России. Стены обители помнят царей,императоров и подвиги русских ратников.
«Уразумели все чудотворца молитвы и попечение, и нагие уже не боялись доспехов свечения. И хотевшие дом Пресвятой Троицы горделиво низложить осадою всегда, обагряемые кровью, убегали от немощных, побеждаемые засадою. А ожидающие принять различные муки в руки свои взяли крепкие луки. И бывшие у жерновов на помоле ленивыми внезапно стали удалыми стрелками в противников», – описывал Авраамий Палицын события осады Троице-Сергиева монастыря в период Смутного времени. Монашеская обитель, основанная преподобным Сергием Радонежским в XIV веке, до сих пор является самым известным русским монастырём, а её история тесно переплетена с историей России.
Скит Сергия Радонежского
В XIV веке русское православное монашество переживало тёмные времена. Разрушительное нашествие монголов превратило большинство обителей в руины: они были разграблены чужеземцами. В некоторых из них ещё теплилась жизнь, а вместо остальных надо было строить новые.
Предположительной датой основания Троице-Сергиева монастыря считается 1342 год. Незадолго до этого преподобный Сергий Радонежский принял монашество и уединился в пустыни неподалёку от Москвы. Вскоре к нему присоединились другие, и поселение превратилось в обитель.

Первоначально все постройки на территории были деревянные. Со временем монастырь расширялся, прирастал новыми сооружениями, старые деревянные здания заменялись каменными. Большую роль в обновлении монастыря сыграли сербские мастера, прибывшие на Русь после завоевания Сербии Османской империей. Именно они возвели Троицкий храм, главную обитель и самое старое каменное сооружение монастыря, сохранившееся до наших дней.

Стены монастыря.Источник: https://commons.wikimedia.org/Монахи за единую Русь

Община монастыря стремительно пополнялась новыми монахами: Троице-Сергиева обитель становилась одним из самых известных религиозных центров. Сергий Радонежский наряду с духовными вопросами занимался и мирскими проблемами. Он был противником междоусобиц, лично выступал посредником при разрешении княжеских конфликтов. Перед Куликовской битвой московский князь Дмитрий Иванович отправился в Троице-Сергиев монастырь и попросил благословения у его настоятеля.

Монахи поддерживали политику Москвы по объединению русских земель и помогали решать внутренниеконфликты в правящей династии. Во время междоусобной войны, разгоревшейся в княжестве в первой половине XV века, монастырь попытался примирить Василия II и Дмитрия Шемяку. Князья, а впоследствии и цари жаловали монастырю земли, выделяли средства для постройки новых зданий, крестили своих детей. Троице-Сергиева обитель подтверждала статус духовного центра Руси.
Смутное время
Во времена Смуты обитель, основанная Сергием Радонежским, выдержала долгую осаду, которую организовали силы Лжедмитрия II и поддержавшие их польские отряды. Троице-Сергиев монастырь занимал важное стратегическое положение. Получение контроля над ним позволило бы силам самозванца окончательно блокировать Москву. Но усилиями гарнизона и монахов бесконечные атаки врага были отбиты. Войска под руководством польского гетмана Яна Сапеги трижды пытались взять монастырь штурмом, однако раз за разом защитники одерживали верх. Боевой дух гарнизона не сломили ни болезни, ни голод.


Дальнейшая судьба обители
Наступило мирное время. Обитель восстанавливалась после разрушений, причинённых войной. В XVI веке на территории Троице-Сергиева монастыря появились новые каменные здания, а хозяйственные угодья превышали в размерах владения и царя, и патриарха. Имелся у обители и собственный кирпичный завод. В 1708 году Пётр I укрепил оборонительные сооружения, приказав возвести бастионы и выкопать рвы, опасаясь возможного проникновения отрядов Карла XII в столицу.
В советское время духовная деятельность на территории Троицко-Сергиева монастыря была запрещена. Здания отдали под хозяйственные нужды, а колокола отправили на переплавку. В 1930-е начались работы по реставрации памятников архитектуры, а сам монастырский ансамбль превратился в музей-заповедник. В 1946 году на его территории возродилась монашеская жизнь. Сейчас в Троице-Сергиевой обители проживает около 200 монахов.





