Все мы знаем картину великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», на которой изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Смотревшие мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей», возможно, помнят такого персонажа, как богатырь Святогор. В нашем традиционном представлении русские богатыри – это могучие борцы со злом и его олицетворением, защитники земли русской. Но все ли действительно так?
Старшие богатыри
В фольклоре все, конечно, совсем иначе, нежели то, что мы помним и знаем. Народная память передает нам информацию, но информация эта зашифрована, и мы уже не способны ее дешифровать. Мы пытаемся зачастую искать мотивы, согласно которым действуют те или иные фольклорные персонажи, а они порой оказываются вовсе не персонажами, а персонифицированными функциями и явлениями. При этом былина – фольклорный жанр, который претендует на достоверность, то есть сказители и аудитория воспринимали былины как реальное отражение истории – благодаря вкраплению в сюжет реальных имен, топонимов и чего-то общеизвестного.
Например, кто такой Святогор? Он ведь напрямую связан с Ильей Муромцем. Святогор относится к так называемым старшим богатырям. Не более старым в плане возраста и не высшим по старшинству, как генерал по отношению к полковнику. Старший он потому, что относится к первым этапам становления эпоса на Руси, где часто присутствуют мифологические мотивы. Ему не присущи качественные характеристики или функции, относящиеся к младшим. То есть он не защищает Русь, не борется со злом, он – лишь воплощение древней могучей дохристианской силы, которая обречена на гибель. Так, в былинах Святогор предстает великаном-богатырем, тяжесть которого не может вынести мать сыра земля, поэтому он вынужден жить не в Святой Руси, а в Святых горах (отсюда его имя). О его отце известно только то, что он «темный», то есть слепой, а это признак потустороннего существа или даже смерти, потому что смерть слепа. Тут стоит вспомнить древнюю игру в жмурки. «Жмурик» – это мертвец, тот, кому завязали глаза; кто ему попался – тоже умирает. О Святогоре есть несколько былин, почти во всех он погибает. В одной былине он бахвалится своей силой и говорит, что если бы на небе и земле было по кольцу, то, взявшись за них, он смог бы перевернуть все вверх тормашками. Об этом узнает пахарь-богатырь Микула Селянинович, подбрасывает Святогору сумку со «всей тягостью земной», великан-богатырь пытается ее поднять, но по колено увязает в земле и гибнет.

Упомянутый выше Микула Селянинович тоже необычный богатырь. Он скорее принадлежит к старшим, но все-таки занимает промежуточное положение. Это такой богатырь-пахарь, в одной из былин о котором подчеркивается, что обычный богатырь не может поднять огромную сошку, которой Микула пашет землю.

Младшие богатыри
Младшие богатыри отличаются от старших тем, какую функцию они должны выполнять. А именно: показать молодецкую удаль (не всегда это высокоморальные поступки), защитить землю русскую от зла, от «неверных». Причем последние – это враждебные народы и представители чужих религий, верований.
Богатырские сюжеты в русском фольклоре весьма многообразны, но далеко не все они отличаются огромной физической силой и идеальны в нравственном плане. Достаточно вспомнить былину о Добрыне Никитиче и киевской ведьме Маринке Кайдаловне. Добрыня случайно – как сейчас бы сказали, «по мелкому хулиганству» – убивает любовника ведьмы, та заставляет его на себе жениться, а он, как муж, наказывает ее за связь со змеем, которого он убил: отрезает ей руки, ноги и губы.

Итак, с одной стороны, богатыри как бы материализуются в нашем сознании в качестве неких исторических персонажей, вокруг которых со временем сложились различные сюжеты. С другой, былины о богатырях не всегда были нацелены на формирование нравственных идеалов, они отражали мировосприятие общества того времени и показывали взаимоотношения между миром людей и миром потусторонним...





