15 февраля состоялась лекция «Движение вверх российского кино. Итоги 2012–2017». Во Всероссийском государственном институте кинематографии Министр культуры Владимир Мединский рассказал об основных достижениях отрасли за последние пять лет, а также о перспективах развития отечественного кинематографа. Портал «История.РФ» вел прямую трансляцию лекции.
Итоги 2017: 55 млн зрителей отечественного кино, 13 млрд руб. сборов, оба показателя — в два (!) раза выше по сравнению с 2012 годом.
И 2018-й, как видим, начат без передышки. Цифры радуют, но главное — что за ними. А именно — возрождение нашего кинематографа. И возвращение доверия зрителя к нему... Даже не доверия, а любви!
Вот эти два важнейших фактора и скрываются за объективными показателями кассовых сборов. И, добавлю не без гордости, — это результат сознательной политики, которую правительство и Минкультуры России настойчиво и терпеливо проводят с 2012 года.
Диверсификация системы господдержки и поддержка дебютов, восстановление кинотеатров в райцентрах, в глубинке и создание системы "рибейтов" — возмещения расходов при съемке кино в наших регионах, "раздвижение" конкурентных релизов, поддержка кинопроката и продвижения нашего кино на внешних рынках, восстановление государственных ("Союзмультфильм", "Ленфильм", Киностудия им. Горького) и поддержка частных студий-"мэйджоров", создание единой системы учета кинобилетов и системная борьба с пиратством в Сети — все эти усилия, помноженные на талант наших творцов и продюсеров, в совокупности и дали движение нашей киноотрасли вверх.
Показательна фигура главного киногероя. Это ведь не тренер, не персонально кто-то из баскетболистов и тем более не руководящие работники. Нет, главный герой фильма — команда. Сборная СССР. Коллектив. Единое целое, состоящее из ярких личностей и одухотворенное общей идеей, сплоченное общим трудом. Авторы фильма нарочито, подчеркнуто сделали ставку на команду. Но и личностями не пожертвовали: каждый персонаж имеет свое лицо, характер, свою мотивацию. И, таким образом, кино все равно про людей — про их успех, который получается в результате общего труда.
Есть и обобщения, и осмысление значимых общественных проблем, и расстановка акцентов "хорошо/плохо" — все то, что свойственно русской истории и культуре.
Очевиден и социальный запрос на гордость за свою страну, своих предков и своих современников. И, соответственно, Минкультуры в своей политике поощряет проекты этой тематики. Но — не в ущерб другим жанрам, которые в полной мере разделяют нынешний успех.
"Викинг" и "Притяжение", "Время первых" и "Салют-7", "Последний богатырь" и "Легенда о Коловрате", "Большой" и "Солнечный удар", "28 панфиловцев" и "Экипаж" — и многие другие, каждый из них — фильм-событие. Даже "Матильда" стала большим событием, правда, к сожалению, в специфической плоскости.
То есть успех 2016–2017 годов — не просто кассовый, не просто случайная удача. Это успех качественный. Наш кинематограф сделал заявку на то, что способен не от случая к случаю, а систематически производить кино для широкого зрителя.
Прочные позиции у наших мультипликаторов. Серии про "Богатырей", "Белок" и "Царевичей" стали дополняться неожиданными мультфильмами "для всей семьи" — историческими, фантастическими, даже религиозно-нравственными. И все они находят своего зрителя.





