Несколько лет назад автор этих строк был в командировке в Ненецком автономном округе. Я готовил материалы по истории округа. Гуляя по улицам Нарьян-Мара, наткнулся на удивительный памятник. На постаменте был изображен ненец с винтовкой, с оленем и собакой в диске полярного солнца. Оказывается, этот памятник был открыт 23 февраля 2012 года в центре города в память о жителях округа, которые были участниками оленно-транспортных батальонов, их общая численность более 600 человек и более 7000 голов ездовых оленей.
Нарьян-Мар. Памятник подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войныИсточник: commons.wikimedia.orgЕсли Родина в опасности

Мы рассказывали вам о том, как героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны собаки, пришло время рассказать о северных оленях. Ни один коренной житель Севера никогда не скажет грубого слова об оленях, их и называют ласково олешками. Для ненца или коми олень – это все: пища, одежда, транспорт, надежный и верный друг, который помогает выживать в суровых условиях Севера. Вот и воевать с фашистами оленеводы отправились со своими четвероногими друзьями.
В конце 1941 года было принято решение о формировании лыжно-оленьих батальонов. 20 ноября 1941 года вышло секретное постановление №930-с, в котором, в частности, говорилось о «…проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) на территории Коми АССР и Архангельской области…». Документ подписал Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин. Планировалось, что Ненецкий национальный округ предоставит 6000 ездовых оленей, 1200 нарт с упряжью и 600 ездовых (каюров), чуть меньше должно было поступить из Коми АССР.

На войне как на войне
Все сформированные подразделения были направлены на защиту северных территорий Советского Союза на Карельском фронте. «Рогатая армия» влилась в состав Карельского фронта и сразу оказалась на передовой. Четыре батальона зимой своим ходом с оружием и припасами добрались до Архангельска. Сложностей в организации этих подразделений хватало. В первую очередь мешала неподготовленность отдельных командиров Красной Армии, которые никогда не сталкивались с такими подразделениями. Большинство оленеводов практически не знали русского языка, что тоже не способствовало решению общих задач. Но постепенно все стало налаживаться, появилась слаженность в деятельности оленьих подразделений.

Особенно эффективно олени служили в разведке. Разведчики вспоминали, как они пробирались в тыл противника: в маскхалатах цеплялись за оленя, и он бежал в нужном направлении. Оленя враги замечали, а бегущего сбоку разведчика – нет. В маскхалаты одевали и самих оленей. Фашисты не сразу сообразили, какую опасность представляла для них оленья армия, но когда поняли, то стали ожесточенно их уничтожать. Из десяти тысяч оленей, мобилизованных на фронт, в живых осталось чуть больше тысячи. Они пали в боях, как и солдаты.

Смотрите также:
Как собаки порвали полк фашистов
Аймаки против Гитлера: второй фронт по-монгольски





