Эпоха Просвещения и идеи французских просветителей.
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох периода XVIII века в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этой эпохи лежали принципы рационализма и свободы мысли. Зародившаяся в Англии под воздействием научной революции XVII века, она распространилась на Францию, Германию, Россию и другие страны Европы. Французские просветители сыграли особенно важную роль, став «властителями идей».
В эпоху Просвещения произошел отказ от религиозного мировоззрения и обращение к разуму как единственному критерию познания человека и общества. В истории впервые был поднят вопрос о практическом применении научных достижений в интересах общественного развития. «Просветители», как следует из самого термина, стремились распространить знания среди широких масс. Знания больше не должны быть исключительной привилегией избранных, а должны быть доступны для всех и иметь практическую ценность.

Кульминацией стремления сделать знания доступными стала публикация «Энциклопедии» Дидро и другими авторами (1751-1780) в 35 томах. Этот был самый значимый и успешный «проект» своего времени. Этот труд объединил все знания, накопленные человечеством к тому времени. В нем доступно объяснялись все аспекты мира, жизни, общества, науки, ремесла, техники и повседневных вещей. Эта энциклопедия не была единственной в своем роде. Ей предшествовали и другие, но именно французская стала столь знаменитой. Одновременно с общими энциклопедиями стали появляться и специализированные, посвященные отдельным наукам.
Вот основные идеи просветителей:
- окружающий мир можно и нужно объяснять с помощью разума (в отличие от религии);
- человек рождается свободным, но передаёт часть своих свобод государству в обмен на стабильность и безопасность;
- государство существует для блага граждан, а не наоборот;
- рабство недопустимо;
- церковь не должна вмешиваться в дела государства.
Просветители полагали, что для того чтобы эти принципы работали в условиях абсолютной монархии, монарх должен издавать справедливые и обязательные законы, способствовать просвещению нации и быть «философом на троне».
Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись Вольтер, Дени Дидро, Жан Лерон Д'Аламбер и другие.
Вольтер
Вольтер, настоящее имя при рождении Мари Франсуа Аруэ (1694—1778) — один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и философ-просветитель. Происхождения псевдонима неизвестно.

Вольтер родился 21 ноября 1694 года в Париже. Он был самым младшим сыном из пяти детей Мари Маргерит Домар, дочери секретаря уголовного суда, и нотариуса Франсуа Аруэ. Окончил иезуитский коллеж в Париже. После окончания колледжа, по настоянию своего отца, он поступил в Школу Права. Юридическая профессия не привлекала его, и еще в колледже он начал писать стихи. Он не один раз оказывался в Бастилии — тюрьме-крепости в Париже: за составление сатиры на регента Франции; за нападение на шевалье де Роган из-за публичной насмешки над попыткой поэта скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение; и за издательство книги с названием «Философские письма», в которой он идеализировал английские порядки и в самом мрачном свете рисовал состояние общественных институтов Франции. В 1734 году книга была конфискована, а ее издатель был определен в Бастилию.
Вольтер жил в Сире в замке Шампани. За этот жизненный период он создал трагедии «Альзира» и «Магомет», «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона», написана большая часть исторического труда «Век Людовика XIV». Тогда же была создана эпическая поэма «Орлеанская девственница». В 1746 состоялось его избрание во Французскую академию наук. В том же году он стал почетным членом Петербургской академии наук. Разочаровавшись в версальском дворе Вольтер переехал жить в Пруссию, далее он жил в Швейцарии. В Швейцарии неподалеку от Женевы Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д,Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.

В 1778 году в возрасте 83 лет Вольтер скончался во сне в Париже.
Вольтер был бесспорным лидером мнений на протяжении большей части XVIII века. Вокруг него кипели страсти. Его и любили, и ненавидели. Он писал на темы, волновавшие всех. Он стал признанным лидером философско-социальной мысли.
Вольтер критиковал господствующую материалистическую школу и придерживался эмпирического (основанного на опыте) подхода к науке.
Вольтер был на защите основных естественных прав и свобод каждого человека, таких как: право на жизнь, свободу, безопасность и право собственности, а также всеобщее равенство, без разделения на классы и сословия. Однако он осознавал, что человеческая природа лжива и зла, поэтому обществу необходимы разумные законы для поддержания гармонии в общественных отношениях.
Но даже при всех своих свободолюбивых взглядах Вольтер далеко не был сторонником демократии, он голосовал за «просвещенную монархию». Он всерьёз боялся народовластия и полагал, что «народ нужно держать в узде». При этом устои феодального общества, его законы и сословные предрассудки философ резко критиковал.
Пройти тест по теме






