En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Играть
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
novosti-mobilnogo-prilozheniya
В закладки

28 марта 1483 года – одна из предполагаемых дат рождения итальянского художника и архитектора эпохи Ренессанса Рафаэля Санти. 

Путь в Рим

Рафаэль рано лишился родителей. Однако отец, Джованни Санти, успел дать сыну, возможно, главное: первый опыт художника Рафаэль приобрел в отцовской мастерской. Считается, что одни из первых работ Рафаэль создал в 1499–1501 годах. Примерно тогда же он начал работать в мастерской Пьетро Перуджино в городе Перуджа. После 1504 года, когда Рафаэль переехал во Флоренцию, он познакомился с такими гениями-современниками, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, чьи техники живописи тщательно изучал. В Урбино Рафаэль познакомился с философом, литератором и меценатом, графом Бальдассаре Кастильоне, с которым его будет связывать крепкая дружба и переписка, в частности известные в истории искусства письма в связи с созданием Рафаэлем фрески «Триумф Галатеи».

Бывший весьма плодовитым художником, Рафаэль только во Флоренции написал примерно 20 Мадонн. С 1508 года и до конца дней он трудился в Риме, в частности, как официальный художник папского двора.

Именно в Риме Рафаэль создал тот классицистический стиль, по которому и в наше время легко узнаются его произведения. Возникновение «римского стиля» можно связать с созданием Рафаэлем «идеальных типов», вечной красоты. В своих картинах Рафаэль, не без влияния своих старших товарищей, Перуджино и Браманте, изображал архитектурные сооружения — центрические здания, ротонды с куполом, полуциркульные арки, воплощавшие идеальные пропорции и фундаментальные представления о красоте архитектуры. В основе своего нового художественного стиля Рафаэль также противопоставил несовершенству природы отвлечённый идеал, не имеющий изъянов.

Автопортрет Рафаэля, 1504-1506 гг. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Автопортрет Рафаэля, 1504-1506 гг. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Источник: ru.wikipedia.org

Красота спасет мир

О Рафаэле очень трудно говорить, потому как это величайший художник всех времен. Все его работы идеально структурированы, конструктивны и гармоничны. В современном смысле он гениальный сценограф. Для него очень важны были момент слияния, единения Бога и человека, человека и природы, единство души и тела. Рафаэль был признан при жизни, не был предан забвению, но оказался особенно важен для неспокойного XIX века, цеплявшегося за гуманизм. Много обращались к творчеству Рафаэля деятели Золотого века русской литературы. «Красота спасет мир» –такую максиму вывел Ф.М. Достоевский, глядя на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.

 «Сикстинская Мадонна», 1512-1513 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Сикстинская Мадонна», 1512-1513 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Источник: ru.wikipedia.org

В жизни

О внешности Рафаэля мы знаем благодаря двум автопортретам, выполненным с разницей примерно в 15 лет. Он был красивым человеком, вращался в высших кругах общества. Трудно сказать, были ли у него откровенные завистники. Судя по всему, даже с современником и другим гением Возрождения Микеланджело у Рафаэля не было соперничества. Художник постоянно уклонялся от попыток своего близкого друга, кардинала Бембо, женить его. Умер Рафаэль достаточно молодым, в возрасте 37 лет, вероятно заразившись римской лихорадкой. Заупокойную службу провел сам папа римский.

«Положение во гроб», 1507 год. Галерея Боргезе, Рим, Италия.
«Положение во гроб», 1507 год. Галерея Боргезе, Рим, Италия.
Источник: ru.wikipedia.org
Большинство исследователей и знатоков творчества Рафаэля отмечают лёгкость и «пластичность» его таланта. Всегда готовый учиться, он впитывал в себя одно влияние за другим: нежность „задумчивых Мадонн“ Перуджино, „композиционный треугольник“ Леонардо да Винчи и, наконец, на последнем этапе творчества, мощную пластику фигур Микеланджело. Он много рисовал с натуры и постепенно, от эскиза к эскизу, достигал совершенства формы и равновесия композиции, часто прибегая к приёму калькирования рисунков (проверки их в зеркальном изображении).

Творчество не было для него горькой мукой или туманной, неясной целью. Стремительно совершенствуясь, Рафаэль всякий раз умел поставить себе вполне разрешимую задачу и воплощал в своем искусстве то, о чем другие могли только мечтать.

8043
Мне нравится
Надо подумать
Тема для дискуссии
Это неожиданно!
Материал – огонь!
Мне не нравится

Поделиться

Авторы

Сухарников Евгений Сергеевич
© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте