Со дна Ладоги поднят грузовик ЗИС-5, работавший на Дороге Жизни

7/8/2024

Грузовой автомобиль ЗИС-5, работавший в годы блокады Ленинграда на Дороге Жизни, сегодня был поднят со дна Ладожского озера в Кировском районе Ленинградской области.

Об этом рассказал исполнительный директор Регионального отделения РВИО в Ленинградской области Владимир Казаков отметив, что теперь автомобиль ждет реставрация в музее «Битва за Ленинград» им. З. Г. Колобанова.

- Операция по подъёму прошла отлично. Автомобиль ЗИС-5, который трудился на Дороге Жизни, был поднят и доставлен на берег. Все происходило в тяжелых метеоусловиях: была большая качка, ветер и дождь. И это во многом усложнило процесс. Деревянные части грузовика, к сожалению, не сохранились. Уцелели рама, оси и двигатель, а также покрышки колес и металлические лыжи, которые применялись в то время на передних колесах при движении по снегу. Сейчас этот автомобиль будут изучать специалисты музея «Битва за Ленинград» им. З. Г. Колобанова, который находится во Всеволожске. Это крупнейший центр по реставрации военной техники, поднятой со дна рек, озер и болот, - сказал Владимир Казаков.

Специалистам предстоит тщательно изучить поднятый со дна ЗИС-5. Эксперты не исключают возможности восстановления машины до ходового состояния.

Напомним, поисковая экспедиция с применением подводных дронов прошла в начале июня. Она организована силами музея «Битва за Ленинград» им. З. Г. Колобанова и Военно-исторического центра «Дорога жизни» при поддержке Регионального отделения РВИО в Ленинградской области. Поднятый со дна ЗИС-5 непременно займет свое место в музейной жизни региона, а может быть станет и основополагающим экспонатом для нового музея.

- Сейчас в том месте, где был найден ЗИС-5, планируется открытие музея, где он останется как экспонат. На берегу, где заканчивалась Дорога Жизни, сейчас находится наш объект - военно-исторический центр «Дорога Жизни». Там строится музей, который со временем будет пополняться экспонатами, которые в большинстве своем были подняты со дна Ладожского озера. Если их будет несколько, то они будут представлять линейку транспортных средств, которые работали на льду в годы блокады Ленинграда, - подчеркнул Владимир Казаков.

«Дорога жизни» - название, которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, начавшей работу 22 ноября 1941 года. Она действовала две зимы и была единственной военно-стратегической линией коммуникации блокадного Ленинграда. За весь период действия Дороги Жизни по ней перевезли более 16 млн различных грузов, в том числе военного назначения, и эвакуировали более 1 млн человек. Деревня Кобона, расположенная на восточной части берега Ладожского озера, во время блокады Ленинграда была важнейшим пунктом эвакуации населения, через который проходила Дорога Жизни.

По материалам ТАСС