Мединский: нужно восхититься нашими предками, которые сделали невозможное

История российской армии, да и российского государства в целом – это история свершений, которые кажутся невозможными, отметил в эфире радио Sputnik доктор исторических наук, председатель РВИО Владимир Мединский.
Военные поселения, созданные в эпоху Александра I и просуществовавшие все царствование Николая I, связывают с именем главного начальника поселений графа Алексея Андреевича Аракчеева.
Российские историки в конце ХIХ века, и особенно в ХХ веке к опыту военных поселений в основном относились отрицательно – этот опыт обычно включался в общее понятие "аракчеевщины".
Между тем, сами по себе военные поселения были для своего времени смелым экспериментом, и далеко не во всех отношениях этот опыт был отрицательным, считает доктор исторических наук, профессор, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский.
"Достаточно посмотреть на карту Российской империи, чтобы понять, почему Россия всегда пыталась сложно скомбинировать армию из нескольких составляющих: военные поселения, регулярная армия, разные типы войск и так далее. Нигде в мире никогда не было ничего подобного: бескрайние, бесконечные тысячекилометровые российские масштабы. Поэтому, естественно, для уменьшения расходов на содержание армии, хоть как-то контролирующей эти границы, нужны были и казаки, и стрельцы, и тому подобное. К концу 1857 года, к моменту начала военной реформы и отмены военных поселений, в них проживало 620 тысяч человек. Это не только солдаты, но и их помощники, те люди, которые помогали кормить и обеспечивать армию. Все это снижало нагрузку на казну", – пояснил Владимир Мединский в эфире своей авторской программы на радио Sputnik.
Само по себе создание российского государства на столь обширных землях кажется невозможным – и тем не менее оно состоялось, продолжил он.
"Мне кажется, что было бы правильным восхититься величием наших предков, которые умудрились в крайне неподходящих для этого природных и географических условиях создать великое государство и цивилизацию. Есть множество научных исследований, довольно глубоких и очень интересных: и исторических, и географических, и историко-климатических, которые доказывают невозможность и крайнюю неэффективность хозяйствования на большей части территории современной Российской Федерации, особенно в условиях Средневековья – сельским хозяйством заниматься здесь нельзя... По данным академика Милова, решающее влияние на становление России оказывали климатические условия: цикл сельхозработ и низкое плодородие почв. Поэтому крестьянское хозяйство до промышленной революции и появления удобрений и сельхозтехники не могло обеспечить прибавочный продукт, достаточный для создания и функционирования государственных институтов – армии, флота и так далее. То есть сам факт существования эффективного государства на российских почвах с исторически-климатической точки зрения является оксюмороном, это невозможно", – отметил председатель РВИО.
Эфир программы Владимира Мединского слушайте здесь.
Новое
Видео
«Битвы и сражения: операция Багратион» (короткометражка)
«Битвы и сражения: операция Багратион» (короткометражка)
Галицийская битва. (видеоблог Петра Романова)
Галицийская битва. (видеоблог Петра Романова)
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.