Памятник детям войны

В октябре 2019 года в Архангельске был открыт памятник, посвящённый детям Великой Отечественной войны.
Монумент, установленный в центре города, появился по инициативе Российского военно-исторического общества. Памятник состоит из нескольких композиций, посвящённых фронтовым событиям. На переднем плане мальчик-юнга – собирательный образ. За ним – девочка, которая тащит за собой волокушу с рыбой. Её прототипом стала Валентина Пакулина. А чуть поодаль находится мальчик и мастер за станком. В основу этого сюжета легла история Толи Соколова, который трудился на заводе во время войны.
Работа над монументом велась на протяжении полутора лет. А воплотил его в жизнь скульптор Денис Стритович. Много времени ушло на консультации, поскольку создателям хотелось сделать памятник максимально реалистичным. И поэтому они постоянно консультировались с ветеранами и историками Архангельска. А главной проблемой стал выбор героев композиции. В конечном итоге было решено остановиться на трёх эпизодах трагичного для города фронтового времени. Монумент, чей вес составляет два десятка тонн, был изготовлен из гранита в Москве. А потом привезён в Архангельск.
Мальчик-юнга и Толя Соколов
В годы Великой Отечественной войны фашисты нанесли мощный удар по Архангельску. А на всём северном фланге постоянно шли ожесточённые сражения. По оценкам исследователей и историков, Архангельск стал вторым городом после Ленинграда по уровню смертности. И погибали, в первую очередь, дети.
Однако несмотря на бомбардировки, тяготы и лишения, Архангельск превратился в полноценную тыловую базу, а его порт продолжал работу даже в самые сложные периоды. Город мужественно держал удар, несмотря на то, что более четверти населения ушло на фронт.
И на защиту Архангельска встали не только женщины, но и дети. Они, наравне со взрослыми, работали на предприятиях и добывали еду. Особенно сложной выдалась первая фронтовая зима. Начался голод, а в городе хозяйничали страшные болезни — цинга, рахит, пеллагра. Количество умерших возрастало каждый день… Но дети, на которых и пришёлся основной удар, не сдавались. Во время бомбардировок они выслеживали места падения кассетных бомб, а потом, рискуя жизнями, бросали их в специальные ящики с песком. Конечно, очень часто смельчаки погибали…
Особое внимание в то трагическое время было уделено подготовке детей. Так в Архангельской области появилось несколько школ юнг: при Северном морском пароходстве, при траловом и техническим флоте. А самая известная находилась на Соловках. За годы войны тысячи ребят прошли обучение в тех школах. Именно это и символизирует фигура мальчика-юнги в композиции.
Кроме этого, свыше 40 тысяч мальчишек и девчонок стали учиться в ремесленных и железнодорожных училищах, а также в фабрично-заводских школах. На плечи ребят-подростков легла колоссальная ответственность — они должны были заменить своих отцов и братьев на различных предприятиях. И одним из таких маленьких тружеников тыла являлся Толя Соколов. Он окончил ремесленное училище, после чего стал работать на 402-м заводе в Молотовске (сейчас Северодвинск). Толя был небольшого роста, поэтому не мог дотянуться до станка. Тогда ему сделали специальную подставку из двух ящичков (обычно одного было достаточно). Именно Соколов и стал прототипом для второй композиции.
Девочка с волокушей
Были у детей и другие обязанности. Они убирали урожай по всей области, собирали водоросли в Белом море, искали птичьи яйца и пух. Поскольку в городе царил голод, каждому ребёнку выдавалась карточка на хлеб. Поскольку ситуация была критическая, то норма часто не дотягивала и до 200 граммов. Эту трагедию символизирует в памятнике композиция под названием «Девочка с волокушей».
Первая фронтовая зима. Вале Пакулиной было всего 12 лет. Вдруг она узнала, что в больницы, школы и детские сады необходимо доставить рыбу с морского побережья. Поскольку взрослых мужчин практически не было, а транспорт отсутствовал, то привлекали женщин и подростков с санками. Валя вместе со старшей сестрой отправились в длительный поход, прихватив с собой волокуши — ящичек, который необходимо было тащить по снегу. До побережья было далеко, но девчонки всё равно отправились в путь. Дела с едой обстояли совсем плохо. Практически перестали выдавать паёк даже малышам из детских домов.
До нужного места добирались заснеженными полями. На побережье валялось много рыбы — сайки. Её вылавливали артельщики в Соломбале, но оказалось, что весь улов они не могли забрать. И поэтому часть просто оставили на берегу. Женщины вместе с подростками стали набивать мешки замороженной рыбой. Но одно дело просто собрать её, а совсем другое — тащить по снегу. Однако каждый старался увезти как можно больше. Дорога домой была гораздо тяжелее. Люди плакали из-за мороза и тяжёлых мешков, но никто рыбу не бросал. Все понимали, что от них сейчас зависят жизни многих архангельцев. Стиснув зубы, тащила свою волокушку и Валя Покулина. Женщины и подростки преодолели много километров по заснеженным полям, замёрзшим рекам, проходя мимо вымерших деревень… Шли друг за другом, след в след.
И всё-таки добрались до города. Рыбу сдали на склад. А в качестве благодарности все участники похода получили по нескольку килограммов сайки.
Вскоре ситуация с провиантом стала налаживаться. Началась масштабная заготовка мяса и жира тюленей, лесных ягод, морских водорослей и других продуктов. Кстати, Пакулина сумела пережить войну. Более того, Валентина Ивановна присутствовала при открытии памятника в 2019 году.
Обложка: tass.ru
Новое
Видео
Александр III – часть 1. «Кухаркины дети» и война с террором
Александр III – часть 1. «Кухаркины дети» и война с террором
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.