Демихов Владимир

Особое место в ряду разделов медицины занимает транспплантология – наука, изучающая проблемы пересадки органов, а также возможности и перспективы выращивания искусственных органов. Говорить о том, насколько это важный раздел, сегодня долго не стоит – это ясно в наши дни каждому. Но были времена, когда трансплантология была тёмным лесом даже для профессуры от медицины. Сложно найти более практическую область, в которой бы научные исследования так тесно были бы взаимосвязаны с проведением операций. «Отцом» её в нашей стране считается Владимир Петрович Демихов – один из самых выдающихся отечественных медиков.
Владимир Петрович родился 18 (по новому стилю – 31 июля) 1916 года на хуторе Куликовском (ныне – Новониколаевский район Волгоградской области) в крестьянской семье. Когда мальчику было три года, его отец пропал без вести в боях Гражданской войны, и мать в одиночку продолжила растить нескольких детей. Интересно, что все они получили высшее образование, что в те годы было редкостью.
Демихов окончил школу фабрично-заводского ученичества, получив специальность слесаря-ремонтника, а затем уехал в Воронеж, где поступил на медицинский факультет местного университета. Там он познакомился с Сергеем Сергеевичем Брюхоненко, выдающимся физиологом, создателем первого в мире аппарата искусственного кровообращения. Оценив способности юноши, учёный сделал ему предложение перейти на биологический факультет Московского государственного университета. В пору учёбы определились и научные пристрастия Демихова. Как раз незадолго до того советский хирург Юрий Юрьевич Вороной впервые в мировой медицинской практике провёл операцию по пересадке трупной почки человеку, и трансплантология была очень перспективным для исследования направлением, почти в то время незакрытым. На третьем курсе он провёл первый успешный эксперимент – создал искусственное сердце и вживил его то ли собаке, то ли коту – в источниках написано по-разному; и животное благодаря этому прожило ещё несколько часов.
В 1940 году Демихов с отличие завершил учёбу, но долго работать на мирном медицинском поприще ему не довелось – началась Великая Отечественная война. На протяжении всего периода войны, а также кампании на Дальнем Востоке в 1945 году он служил врачом-патологоанатомом в госпиталях.
После окончания войны в звании старшего лейтенанта Демихов был уволен в запас. Ему не терпелось приступить к реализации своих научных планов. Он стал работать в Институте экспериментальной хирургии. Уже в 1946 году он первым в мире провёл сложную операцию по пересадке собаке лёгочно-сердечного комплекса. Далее последовала операция по пересадке собаке печени, а ещё несколько позже – операция по шунтированию, которую Владимир Петрович провёл собаке Дамке, после чего та прожила ещё 7 лет.
На всю страну прославила Демихова ещё одна уникальная операция. В 1954 году он совершил пересадку щенячьей головы с передними лапками на шею взрослой собаки, причём обе эти головы могли лаять и одновременно принимать пищу. Нашлись, конечно, и критики, посчитавшие, что практического применения это вивисекторство не несёт, но сам Демихов горячо доказывал, что двухголовая собака – это прямое доказательство того, что мозг может продолжать работать, даже если голову пересадить на другое тело.
В 1955 году Демихов перешёл на работу в 1-й Московский государственный медицинский институт имени И. М. Сеченова. Ему досталась небольшая лаборатория в здании бывшей церкви. У учёного, имя которого уже узнали даже за рубежом, не было даже положенной операционной лампы – с потолка на проводе свисала обычная лампочка Ильича.
В 1958 году по приглашению Академии наук ГДР Демихов приехал в Восточную Германию. Там он сделал десяток операций по пересадке сердца и сердечно-лёгочного комплекса, а также дважды повторил операцию по совмещению двух голов собаки. Это было настоящей научной сенсацией, и, хотя начальство отнеслось не шибко благожелательно к демонстрации научных наработок учёного, коллеги, в том числе и входившие в делегацию, высоко оценили его деятельность. По возвращении в 1960 году он выпустил первую в мире монографии по трансплантологии под названием «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте».
В 1962 году Демихов проводит ещё одну свою легендарную операцию, пересадив собаке по кличке Гришка второе сердце. Пёс сразу стал мировой знаменитостью, его фотографии обошли многие медицинские научные издания мира. К сожалению, живший в лаборатории Гришка в одну из ночей напал на вора, пытавшегося украсть из операционной спирт, и тот избил пса доской, в результате чего его пришлось усыпить. После этого Демихов взял за правило брать оперированных собак домой, не оставлять их на работе.
Шло время, об учёном писали отечественные и зарубежные издания, а он так и оставался по должности обычным научным сотрудником клиники при Институте имени Склифосовского. Требовалось защитить диссертацию. Он считался биологом, и медицинские организации отказывались принимать его диссертацию. В итоге с трудом ему удалось защититься на факультете почвоведения Московского государственного университета, причём его противники не постеснялись прийти на защиту, выкрикивая с места и поднимая плакаты с надписями, что это всё шарлатанство и неважно для науки. Увы, но это было мнение и вполне заслуженных, практикующих врачей. Сейчас уже понятно, что подобные операции приближали возможность проведения аналогичных для лечения людей, и это подтвердилось ещё при жизни Владимира Петровича. Разница между не шибко-то большим признанием и признанием в международном медицинском сообществе была разительной – на проводимых им операциях присутствовало до 200 человек одновременно, к нему приезжали трансплантологи с мировым именем – чего стоит один Кристиан Барнард, который в 1967 году первым в мире пересадил сердце от человека к человеку.
Демихову же принадлежала идея о создании банка органов для использования в трансплантологической практике. Но научный совет Трансплантологического общества не поддержал его, и лишь благодаря заступничеству некоторых коллег ему удалось продвинуть свою идею. Но постоянные конфликты с начальством и изнурительная научная работа сильно подорвали его здоровья – в пятидесятидвухлетнем возрасте у Владимира Петровича произошёл инсульт.
Тем не менее, оправившись, учёный в прежнем режиме продолжал работать в лаборатории. Со своими учениками он ещё почти двадцать лет продолжал работать над совершенствованием методов пересадки самых разных органов – печени, пищевода, сердца, головы. В 1986 году он вышел на пенсию, и тут же в стране начались перемены. После того, как Валерий Шумаков в 1987 году провёл первую в стране успешную операцию по пересадке сердца, власть наконец обратила должное внимание на проблемы трансплантологии. Целый ряд заслуженных учёных, годами разрабатывавших эти вопросы, был отмечен государственными наградами. В том числе и Демихов получил Государственную премию СССР в 1988 году. А в 1989 году Владимир Петрович смог поехать в Мюнхен, где учёный Кристиан Каброль, первым во Франции осуществивший пересадку сердца, вручил ему диплом «Пионеру трансплантации сердца в эксперименте». Демихову, несмотря на все трудности, выпало редкое счастье первопроходца в новой области, и ещё более редкое счастье увидеть плоды своих трудов, развитых его последователями!
После распада СССР Демихова его бывшие ученики не забыли, и сделали его почётным директором Московского центра репродукции человека. Снова заслуги Владимира Петровича вспомнили после приснопамятной операции по аорто-коронарному шунтированию Президента России Бориса Ельцина в 1996 году. В 1997 году Демихов был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, минуя 4-ю, а ещё годом позже – Государственной премии Российской Федерации. Знак лауреата этой премии Владимир Петрович успел получить уже тяжело больным. А ещё спустя несколько месяцев, 22 ноября 1998 года, его не стало.
Похоронили выдающегося учёного на Ваганьковском кладбище Москвы. На его могиле установлен бюст, на постаменте которого высечено изречение Владимира Петровича, которое, по сути, является девизом всей его жизни: «Я стремился в своих экспериментах сделать всё для человека». Позднее в новом НИИ трансплантологии и искусственных органов открыли памятник Демихову, а ещё годом позже присвоили его имя Московской городской клинической больнице № 68.
Обложка: Владимир Петрович Демихов. Источник: https://mcdn.tvzvezda.ru/
Новое
Видео
Миф Куликовской битвы
«Ныне же, братья устремимся на битву, от мала до велика, победными венцами увенчаемся!»
Российская геральдика
Лекция А.П. Черных, к.и.н., руководителя Центра гербоведческих исследований Института всеобщей истории Российской академии наук.
Российская империя в начале XIX века
Российская империя в начале XIX века. Курс 9-ого класса, урок первый