Вернадский Владимир
Владимир Вернадский – уникальное явление в российской и мировой науке. Подобно великим деятелям эпохи Возрождения, он работал в разных отраслях знания, и работал с впечатляющими результатами. Геолог по образованию, он внёс огромный вклад в географию и биологию, плодотворно трудился как минералог, физиолог, химик, физик, историк науки. Более того, Вернадский стал основоположником сразу четырёх научных дисциплин – радиогеологии, биогеохимии, биосферологии и науковедения, а также стоял у истоков геохимии и учения о симметрии и дисимметрии.
Детство и юность Владимира Вернадского
По семейному преданию, Владимир Иванович Вернадский происходил из старинного казацкого рода, но по документам о его предках известно мало. Прадед учёного Иван Вернацкий закончил Киево-Могилянскую академию и служил священником на Черниговщине во времена императрицы Екатерины II. Его сын Василий Иванович (1769–1838) выучился на военного лекаря и принял участие в Итальянском и Швейцарском походах Суворова. Оставшись с госпиталем в альпийских горах, он попал во французский плен и находился там вплоть до 1804 года.
По возвращении из плена Василий Вернацкий продолжил военную карьеру и вплоть до 1815 года заведовал крупными военными госпиталями, дослужился до чина коллежского советника, дававшего право на потомственное дворянство, и сменил фамилию с «Вернацкий» на «Вернадский». Его сын Иван Васильевич Вернадский (1821–1884) стал видным экономистом, профессором политической экономии в Киевском и Московском университетах.
Владимир Вернадский родился 28 февраля (12 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге. Его матерью стала Анна Петровна Константинович (1837–1898), дочь генерала от артиллерии. В 1868 году у главы семейства случился удар, после чего ему пришлось оставить преподавание и переехать с семьёй в Харьков. Одними из первых воспоминаний детства Володи Вернадского стали тихие летние вечера и мелодичные украинские песни. Любознательность мальчика проявилась в самом раннем возрасте. Долгие часы он проводил в кабинете отца, читая всё – от истории до естественнонаучных трудов. Эта широта интересов сохранилась в нем на всю жизнь.
Большое влияние на становление личности в юности Вернадского оказал его двоюродный дядя Е.М. Короленко. Обладая пылким воображением и тягой к науке, он пробудил в племяннике пытливость ума и умение задаваться самыми неожиданными вопросами, видеть взаимосвязь всех явлений и единство природы. Впоследствии подобный подход позволил Владимиру Вернадскому совершить не одно открытие.
В 1873 году мальчик поступил в Харьковскую гимназию, а в 1876 году, по возвращении семьи в Петербург, продолжил обучение в 1-й классической гимназии столицы. Учился Владимир без особого желания, расширяя кругозор в библиотеке отца и в беседах с его гостями. Склонность к естествознанию, усилившаяся в результате дружбы и общения с однокашником А.Н. Красновым, впоследствии выдающимся ботаником, подвигли Вернадского к поступлению на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Это произошло в 1881 году по окончании гимназии.
Образование Владимира Вернадского
Учёба в университете позволила Вернадскому не только пополнить багаж знаний, но и под влиянием учёных с мировых именем – Д.И. Менделеева, А.Н. Бекетова, В.В. Докучаева – ясно сформулировать собственный взгляд на науку и природу. Первый привлёк молодого студента своими глубокими идеями в области химии, второй привил любовь к живой природе, а последний стал главным учителем и наставником. Под воздействием лекций Докучаева и его почвенных экспедиций Вернадский усвоил синтетический метод при толковании явлений окружающего мира, научился систематически работать.
Помимо постижения науки, студент Владимир Вернадский был активен в общественной жизни. Он стал член Научно-литературного общества, посетителем кружка народников, участником студенческих сходок. В дальнейшем участие в политической жизни непосредственно отразится в биографии Вернадского: он будет видным членом кадетской партии, товарищем (помощником) министра народного просвещения во Временном правительстве. Но главные его интересы всегда лежали в сфере науки.
В 1885 году Вернадский с успехом окончил университет, защитив кандидатское сочинение «О физических свойствах изоморфных смесей», и, как перспективный выпускник, остался при кафедре в качестве хранителя Минералогического кабинета. С 1888 по 1890 гг. он продолжил образование в Европе, для совершенствования познаний в геологии посетив Италию, Германию, Францию, Великобританию. Особое внимание в это время он уделял минералогии и кристаллографии.
Научная деятельность Владимира Вернадского
По возвращении в Россию в 1890 году молодой учёный перебрался в Москву. Теперь местом работы Вернадского стал Московский университет. Его кандидатская и докторская диссертации «О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах» и «Явление скольжения кристаллического вещества», защищённые в 1891 и 1897 гг. соответственно, были посвящены проблемам кристаллографии. В них Вернадский применил к минералогии идеи Д.И. Менделеева и генетический подход В.В. Докучаева. Именно из этого синтеза родилась геохимия. Вернадский понимал важность работы на стыке наук – это давало новый взгляд, больший охват, ставило тысячи новых вопросов, невидимых прежде.
В конце XIX века Вернадский был очень активен как полевой исследователь. Он совершил минералогические экспедиции на Урал и в Тамбовскую губернию, открыл месторождение бокситов на Тамани. Около 1900 года возникло новое научное направление деятельности Вернадского – работа над проблемами истории науки, переросшая в дальнейшем в науковедение. В 1902 году он составил курс лекций «Очерки по истории современного научного мировоззрения». В том же году Вернадского утвердили в должности ординарного профессора минералогии и кристаллографии Московского университета.
В 1903–1905 гг. профессор Вернадский стал активным участником политического движения, вскоре оформившегося в конституционно-демократическую (кадетскую) партию. Он участвовал в работе совещаний и съездов, подписывал петиции и воззвания, избирался от партии в Государственный совет. Его авторитет как учёного в эти годы существенно рос. В 1908 году Вернадский стал экстраординарным, а в 1912 году – ординарным академиком по минералогии. В 1908–1910 гг. он совершил плодотворные научные поездки в Европу, формулируя идеи космической жизни и увлекаясь проблемой радиоактивности.
В феврале 1911 году в знак протеста против кампании по увольнению политически неблагонадёжных учёных и преподавателей Вернадский покинул Московский университет. В сентябре того же года он вернулся в Петербург и сосредоточился на деятельности в рамках Академии наук. Перед Первой мировой войной учёный совершил несколько радиевых экспедиций в Закавказье, Среднюю Азию, Забайкалье и на Урал. В 1916 году он сформулировал ключевые пункты понятия «живого вещества» и погрузился в проблемы биогеохимии.
В суровое время, наступившее за революционным 1917 годом, Вернадский много времени уделял проблемам формирования новой системы образования – сначала в составе Временного правительства А.Ф. Керенского в Петрограде, затем во главе комиссии при правительстве гетмана П.П. Скоропадского в Киеве. Там учёный сыграл главную роль в создании Украинской академии наук (УАН), первым президентом которой он стал 27 ноября 1918 года. Тяжёлый 1919 год поставил под угрозу это детище Вернадского. Для его спасения в сентябре 1919 года он встречался с командующим белой Добровольческой армией генералом А.И. Деникиным. Финансирование УАН было решено возобновить, но для продолжения деятельности академии Вернадскому пришлось перебраться в Крым.
В феврале 1920 года учёный слег с тяжёлой формой сыпного тифа и чудом остался жив. В апреле того же года академик Вернадский прибыл в Симферополь, где стал профессором, а затем и ректором Таврического университета. В ноябре красные при поддержке отрядов Н.И. Махно ворвались в Крым. Вернадского отстранили от преподавания. В апреле 1921 года он вернулся в Петроград и стал директором Геологического музея Академии наук, а в декабре 1921 года – директором Радиевого института.
В 1922 году Вернадский с семьёй покинул Россию и на четыре года уехал в командировку в Европу. Он плодотворно работал с радиоактивными минералами в Институте Кюри, читал лекции в Сорбонне, активно разрабатывал понятие биосферы. В марте 1926 года, несмотря на мнение друзей и семьи, Вернадский принял решение вернуться на родину. Он обосновывал это тем, что только в СССР ему смогут предоставить широкие возможности для исследований.
Ожидания учёного оправдались. С 1927 по 1936 гг. академик Вернадский почти ежегодно выезжал за границу с научными целями. Он возглавил Биогеохимическую лабораторию, издал такие фундаментальные труды как «История природных вод» (1933), «Научная мысль как планетное явление» (1938) и «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» (1940–1942). В феврале 1943 года в Академии наук широко отмечался 80-летний юбилей заслуженного учёного, а в ноябре 1944 года на основе его Биогеохимической лаборатории было начато создание Института геохимии.
Семья и личная жизнь Владимира Вернадского
Со своей будущей женой молодой учёный познакомился в начале 1886 года в народническом кружке. Наталья Егоровна Старицкая (1860–1943) родилась в семье известного юриста и активного деятеля Великих реформ, действительного тайного советника Е.П. Старицкого. Скромная, серьёзная и задумчивая девушка была на два года старше Вернадского, но очень скоро приглянулась молодому учёному. После пылкого объяснения в любви он получил отказ, но настойчивость взяла вверх: 3 сентября 1886 года Владимир Иванович Вернадский и Наталья Егоровна Старицкая обвенчались в Петербурге и оставались верными спутниками на протяжении 56 лет.
У четы Вернадских родилось двое детей. После событий 1917 года они эмигрировали, и, прожив долгое время в Европе, осели в США. Сын Георгий Владимирович Вернадский (1887–1973) стал выдающимся историком, автором многотомной истории России на английском языке, профессором Йельского университета. Дочь Нина Владимировна Вернадская (1898–1986) выучилась на врача-психиатра, имела практику в клинике близ Бостона. Её мужем был учёный-византолог и иранист Н.П. Толль (1894–1985), много лет возглавлявший кафедру археологии в Йельском университете.
Смерть и похороны Владимира Вернадского
После смерти супруги в 1943 году Вернадский испытывал сильный упадок духовных сил. Его записи в дневнике того периода полны пессимистических замечаний относительно собственных возможностей создать что-то новое. В это время он работал над мемуарами и, по его собственным словам, готовился к уходу из жизни. 12 декабря 1944 года после приёма ванны академик долго беседовал с посетителями и простудился.
К сожалению, обычная простуда в итоге обернулась фатальным исходом. 24 декабря, едва оправившись, Вернадский приступил к работе, но в тот же день у него случилось кровоизлияние в мозг. Организм боролся две недели. 6 января 1945 года Владимир Иванович Вернадский скончался в своей московской квартире в Дурновском переулке в возрасте 81 года. Великого учёного похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Вклад Владимира Вернадского в науку
Научная и исследовательская деятельность Вернадского необыкновенно многогранна. Он стоял у истоков геохимии, генетической минералогии, радиогеологии. Его труды по минералогии позволили установить связь между формой минерала, его химическим составом и процессом генезиса. Его учение о роли каолинового ядра и строении алюмосиликатов стало базисом современной кристаллографии. Изучение элементов, дающих изоморфные смеси, позволило Вернадскому дать теоретическое обоснование для методов геохимических поисков. Применённый им в новых областях науки спектральный метод позволил решить многие задачи геохимии. Открытия, наблюдения и размышления Вернадского обобщены в его монографии 1927 года «Очерки геохимии»: он выделил оболочки Земли, установил циклические элементы, участвующие в круговых процессах, выявил геохимическую историю многих элементов.
Кроме того, в научную сферу интересов Вернадского входили вопросы радиации, учение о «живом веществе», философское осмысление биосферы, включая учение о ноосфере. Вернадский считал, что осуществление идеала автотрофности приведёт к освобождению человечества от зависимости от энергии животного и растительного мира. Важный вклад внёс Вернадский в осмысление научного знания как такового, причин его возникновения и форм его существования. Вернадский известен и как выдающийся педагог: среди его многочисленных учеников стоит упомянуть А.Е. Ферсмана, В.Г. Хлопина, К.А. Власова, А.А. Саукова, Я.В. Самойлова и других.
Награды и премии Владимира Вернадского
Владимира Ивановича Вернадского удостаивали государственных наград за научную деятельность как в Российской империи, так и в Советском Союзе. В 1901, 1904 и 1907 гг. он получил ордена Св. Станислава II степени, Св. Анны III и II степеней соответственно. В 1943 году за выдающиеся заслуги в развитии геохимии и генетической минералогии академика наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1943 году за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники Вернадскому присудили Сталинскую премию I степени в размере 200 тысяч рублей. Половину полученной премии учёный пожертвовал в фонд обороны.
Обложка: https://ocks-rosatoma.ru
Новое
Видео
6 марта 1943 года - День освобождения Гжатска от немецко-фашистских захватчиков
6 марта 1943 года - День освобождения Гжатска от немецко-фашистских захватчиков
Немцы нацеливаются на Россию (видеоблог Петра Романова)
Немцы нацеливаются на Россию (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)