Вернадский Владимир

4/17/2023

Владимир Вернадский – уникальное явление в российской и мировой науке. Подобно великим деятелям эпохи Возрождения, он работал в разных отраслях знания, и работал с впечатляющими результатами. Геолог по образованию, он внёс огромный вклад в географию и биологию, плодотворно трудился как минералог, физиолог, химик, физик, историк науки. Более того, Вернадский стал основоположником сразу четырёх научных дисциплин – радиогеологии, биогеохимии, биосферологии и науковедения, а также стоял у истоков геохимии и учения о симметрии и дисимметрии.

Детство и юность Владимира Вернадского

По семейному преданию, Владимир Иванович Вернадский происходил из старинного казацкого рода, но по документам о его предках известно мало. Прадед учёного Иван Вернацкий закончил Киево-Могилянскую академию и служил священником на Черниговщине во времена императрицы Екатерины II. Его сын Василий Иванович (1769–1838) выучился на военного лекаря и принял участие в Итальянском и Швейцарском походах Суворова. Оставшись с госпиталем в альпийских горах, он попал во французский плен и находился там вплоть до 1804 года.

Гимназист Владимир Вернадский, 1878 год.

По возвращении из плена Василий Вернацкий продолжил военную карьеру и вплоть до 1815 года заведовал крупными военными госпиталями, дослужился до чина коллежского советника, дававшего право на потомственное дворянство, и сменил фамилию с «Вернацкий» на «Вернадский». Его сын Иван Васильевич Вернадский (1821–1884) стал видным экономистом, профессором политической экономии в Киевском и Московском университетах.

Владимир Вернадский родился 28 февраля (12 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге. Его матерью стала Анна Петровна Константинович (1837–1898), дочь генерала от артиллерии. В 1868 году у главы семейства случился удар, после чего ему пришлось оставить преподавание и переехать с семьёй в Харьков. Одними из первых воспоминаний детства Володи Вернадского стали тихие летние вечера и мелодичные украинские песни. Любознательность мальчика проявилась в самом раннем возрасте. Долгие часы он проводил в кабинете отца, читая всё – от истории до естественнонаучных трудов. Эта широта интересов сохранилась в нем на всю жизнь.

Владимир Вернадский во время научной стажировки в Мюнхенском университете, 1888 год.

Большое влияние на становление личности в юности Вернадского оказал его двоюродный дядя Е.М. Короленко. Обладая пылким воображением и тягой к науке, он пробудил в племяннике пытливость ума и умение задаваться самыми неожиданными вопросами, видеть взаимосвязь всех явлений и единство природы. Впоследствии подобный подход позволил Владимиру Вернадскому совершить не одно открытие.

В 1873 году мальчик поступил в Харьковскую гимназию, а в 1876 году, по возвращении семьи в Петербург, продолжил обучение в 1-й классической гимназии столицы. Учился Владимир без особого желания, расширяя кругозор в библиотеке отца и в беседах с его гостями. Склонность к естествознанию, усилившаяся в результате дружбы и общения с однокашником А.Н. Красновым, впоследствии выдающимся ботаником, подвигли Вернадского к поступлению на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Это произошло в 1881 году по окончании гимназии.

Образование Владимира Вернадского

Учёба в университете позволила Вернадскому не только пополнить багаж знаний, но и под влиянием учёных с мировых именем – Д.И. Менделеева, А.Н. Бекетова, В.В. Докучаева – ясно сформулировать собственный взгляд на науку и природу. Первый привлёк молодого студента своими глубокими идеями в области химии, второй привил любовь к живой природе, а последний стал главным учителем и наставником. Под воздействием лекций Докучаева и его почвенных экспедиций Вернадский усвоил синтетический метод при толковании явлений окружающего мира, научился систематически работать.

 Профессор Московского университета Владимир Иванович Вернадский, 1906 год.

Помимо постижения науки, студент Владимир Вернадский был активен в общественной жизни. Он стал член Научно-литературного общества, посетителем кружка народников, участником студенческих сходок. В дальнейшем участие в политической жизни непосредственно отразится в биографии Вернадского: он будет видным членом кадетской партии, товарищем (помощником) министра народного просвещения во Временном правительстве. Но главные его интересы всегда лежали в сфере науки.

В 1885 году Вернадский с успехом окончил университет, защитив кандидатское сочинение «О физических свойствах изоморфных смесей», и, как перспективный выпускник, остался при кафедре в качестве хранителя Минералогического кабинета. С 1888 по 1890 гг. он продолжил образование в Европе, для совершенствования познаний в геологии посетив Италию, Германию, Францию, Великобританию. Особое внимание в это время он уделял минералогии и кристаллографии.

Научная деятельность Владимира Вернадского

По возвращении в Россию в 1890 году молодой учёный перебрался в Москву. Теперь местом работы Вернадского стал Московский университет. Его кандидатская и докторская диссертации «О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах» и «Явление скольжения кристаллического вещества», защищённые в 1891 и 1897 гг. соответственно, были посвящены проблемам кристаллографии. В них Вернадский применил к минералогии идеи Д.И. Менделеева и генетический подход В.В. Докучаева. Именно из этого синтеза родилась геохимия. Вернадский понимал важность работы на стыке наук – это давало новый взгляд, больший охват, ставило тысячи новых вопросов, невидимых прежде.

В.И. Вернадский в своём рабочем кабинете. Петроград, 1921 год.

В конце XIX века Вернадский был очень активен как полевой исследователь. Он совершил минералогические экспедиции на Урал и в Тамбовскую губернию, открыл месторождение бокситов на Тамани. Около 1900 года возникло новое научное направление деятельности Вернадского – работа над проблемами истории науки, переросшая в дальнейшем в науковедение. В 1902 году он составил курс лекций «Очерки по истории современного научного мировоззрения». В том же году Вернадского утвердили в должности ординарного профессора минералогии и кристаллографии Московского университета.

В 1903–1905 гг. профессор Вернадский стал активным участником политического движения, вскоре оформившегося в конституционно-демократическую (кадетскую) партию. Он участвовал в работе совещаний и съездов, подписывал петиции и воззвания, избирался от партии в Государственный совет. Его авторитет как учёного в эти годы существенно рос. В 1908 году Вернадский стал экстраординарным, а в 1912 году – ординарным академиком по минералогии. В 1908–1910 гг. он совершил плодотворные научные поездки в Европу, формулируя идеи космической жизни и увлекаясь проблемой радиоактивности.

Памятник В.И. Вернадскому у главного корпуса Крымского федерального университета в Симферополе. Скульптор С.А. Никитин, 2013 год.

В феврале 1911 году в знак протеста против кампании по увольнению политически неблагонадёжных учёных и преподавателей Вернадский покинул Московский университет. В сентябре того же года он вернулся в Петербург и сосредоточился на деятельности в рамках Академии наук. Перед Первой мировой войной учёный совершил несколько радиевых экспедиций в Закавказье, Среднюю Азию, Забайкалье и на Урал. В 1916 году он сформулировал ключевые пункты понятия «живого вещества» и погрузился в проблемы биогеохимии.

В суровое время, наступившее за революционным 1917 годом, Вернадский много времени уделял проблемам формирования новой системы образования – сначала в составе Временного правительства А.Ф. Керенского в Петрограде, затем во главе комиссии при правительстве гетмана П.П. Скоропадского в Киеве. Там учёный сыграл главную роль в создании Украинской академии наук (УАН), первым президентом которой он стал 27 ноября 1918 года. Тяжёлый 1919 год поставил под угрозу это детище Вернадского. Для его спасения в сентябре 1919 года он встречался с командующим белой Добровольческой армией генералом А.И. Деникиным. Финансирование УАН было решено возобновить, но для продолжения деятельности академии Вернадскому пришлось перебраться в Крым.

Портрет В.И. Вернадского (фрагмент). Художник И.Э. Грабарь, 1934 год.

В феврале 1920 года учёный слег с тяжёлой формой сыпного тифа и чудом остался жив. В апреле того же года академик Вернадский прибыл в Симферополь, где стал профессором, а затем и ректором Таврического университета. В ноябре красные при поддержке отрядов Н.И. Махно ворвались в Крым. Вернадского отстранили от преподавания. В апреле 1921 года он вернулся в Петроград и стал директором Геологического музея Академии наук, а в декабре 1921 года – директором Радиевого института.

В 1922 году Вернадский с семьёй покинул Россию и на четыре года уехал в командировку в Европу. Он плодотворно работал с радиоактивными минералами в Институте Кюри, читал лекции в Сорбонне, активно разрабатывал понятие биосферы. В марте 1926 года, несмотря на мнение друзей и семьи, Вернадский принял решение вернуться на родину. Он обосновывал это тем, что только в СССР ему смогут предоставить широкие возможности для исследований.

В.И. Вернадский и один из его самых талантливых учеников геолог А.Е. Ферсман, 1940 год.

Ожидания учёного оправдались. С 1927 по 1936 гг. академик Вернадский почти ежегодно выезжал за границу с научными целями. Он возглавил Биогеохимическую лабораторию, издал такие фундаментальные труды как «История природных вод» (1933), «Научная мысль как планетное явление» (1938) и «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» (1940–1942). В феврале 1943 года в Академии наук широко отмечался 80-летний юбилей заслуженного учёного, а в ноябре 1944 года на основе его Биогеохимической лаборатории было начато создание Института геохимии.

Семья и личная жизнь Владимира Вернадского

Со своей будущей женой молодой учёный познакомился в начале 1886 года в народническом кружке. Наталья Егоровна Старицкая (1860–1943) родилась в семье известного юриста и активного деятеля Великих реформ, действительного тайного советника Е.П. Старицкого. Скромная, серьёзная и задумчивая девушка была на два года старше Вернадского, но очень скоро приглянулась молодому учёному. После пылкого объяснения в любви он получил отказ, но настойчивость взяла вверх: 3 сентября 1886 года Владимир Иванович Вернадский и Наталья Егоровна Старицкая обвенчались в Петербурге и оставались верными спутниками на протяжении 56 лет.

Будущая жена учёного Наталья Егоровна Старицкая, 1877 год.

У четы Вернадских родилось двое детей. После событий 1917 года они эмигрировали, и, прожив долгое время в Европе, осели в США. Сын Георгий Владимирович Вернадский (1887–1973) стал выдающимся историком, автором многотомной истории России на английском языке, профессором Йельского университета. Дочь Нина Владимировна Вернадская (1898–1986) выучилась на врача-психиатра, имела практику в клинике близ Бостона. Её мужем был учёный-византолог и иранист Н.П. Толль (1894–1985), много лет возглавлявший кафедру археологии в Йельском университете.

Смерть и похороны Владимира Вернадского

После смерти супруги в 1943 году Вернадский испытывал сильный упадок духовных сил. Его записи в дневнике того периода полны пессимистических замечаний относительно собственных возможностей создать что-то новое. В это время он работал над мемуарами и, по его собственным словам, готовился к уходу из жизни. 12 декабря 1944 года после приёма ванны академик долго беседовал с посетителями и простудился.

Один из наиболее известных портретов В.И. Вернадского, сделанный в последние годы жизни учёного.

К сожалению, обычная простуда в итоге обернулась фатальным исходом. 24 декабря, едва оправившись, Вернадский приступил к работе, но в тот же день у него случилось кровоизлияние в мозг. Организм боролся две недели. 6 января 1945 года Владимир Иванович Вернадский скончался в своей московской квартире в Дурновском переулке в возрасте 81 года. Великого учёного похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Вклад Владимира Вернадского в науку

Научная и исследовательская деятельность Вернадского необыкновенно многогранна. Он стоял у истоков геохимии, генетической минералогии, радиогеологии. Его труды по минералогии позволили установить связь между формой минерала, его химическим составом и процессом генезиса. Его учение о роли каолинового ядра и строении алюмосиликатов стало базисом современной кристаллографии. Изучение элементов, дающих изоморфные смеси, позволило Вернадскому дать теоретическое обоснование для методов геохимических поисков. Применённый им в новых областях науки спектральный метод позволил решить многие задачи геохимии. Открытия, наблюдения и размышления Вернадского обобщены в его монографии 1927 года «Очерки геохимии»: он выделил оболочки Земли, установил циклические элементы, участвующие в круговых процессах, выявил геохимическую историю многих элементов.

Монета номиналом 1 рубль, выпущенная Банком России к 130-летию со дня рождения В.И. Вернадского.

Кроме того, в научную сферу интересов Вернадского входили вопросы радиации, учение о «живом веществе», философское осмысление биосферы, включая учение о ноосфере. Вернадский считал, что осуществление идеала автотрофности приведёт к освобождению человечества от зависимости от энергии животного и растительного мира. Важный вклад внёс Вернадский в осмысление научного знания как такового, причин его возникновения и форм его существования. Вернадский известен и как выдающийся педагог: среди его многочисленных учеников стоит упомянуть А.Е. Ферсмана, В.Г. Хлопина, К.А. Власова, А.А. Саукова, Я.В. Самойлова и других.

Награды и премии Владимира Вернадского

Владимира Ивановича Вернадского удостаивали государственных наград за научную деятельность как в Российской империи, так и в Советском Союзе. В 1901, 1904 и 1907 гг. он получил ордена Св. Станислава II степени, Св. Анны III и II степеней соответственно. В 1943 году за выдающиеся заслуги в развитии геохимии и генетической минералогии академика наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1943 году за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники Вернадскому присудили Сталинскую премию I степени в размере 200 тысяч рублей. Половину полученной премии учёный пожертвовал в фонд обороны.

Обложка: https://ocks-rosatoma.ru