Мухина Вера

5/24/2023

Вера Мухина вошла в историю искусства как «первая дама советской скульптуры». Выступив автором легендарного монумента «Рабочий и колхозница», эта художница с безупречным чувством гармонии стала настоящим певцом нового мира.

Детство и юность Веры Мухиной

Вера Мухина родилась в Риге 19 июня (1 июля) 1889 года в состоятельной купеческой семье, основы благополучия которой заложил дед девочки Козьма Игнатьевич Мухин (1809–1878). Он в середине XIX века разбогател на торговле хлебом, льном, пенькой с Англией и Голландией, и налаженное дело позволяло его многочисленным детям, также распоряжавшимся немалыми капиталами, уделять свой досуг художественным выставкам и музыкальным вечерам. Отцом Веры стал один из младших сыновей семьи, Игнатий Кузьмич Мухин (1857–1903), который женился на дочери рижского аптекаря Надежде Вильгельмовне Мюде (1867–1891).

Вера Мухина за работой в своей мастерской.

Свою мать Вера Мухина не помнила – та умерла от туберкулёза, когда дочери шёл второй год. Отец, опасаясь, что балтийский климат скажется на здоровье дочерей, перевёз Веру и её старшую сестру Машу с Балтийского моря на Чёрное – в Феодосию. Воспоминания детства Веры Мухиной неразрывно связаны с Крымом. Она росла романтичной, но послушной: примерно училась в гимназии, не доставляла лишних хлопот отцу и гувернантке-француженке. Каждое лето семья выезжала за границу. На ребёнка производили огромное впечатление замки Баварии и курорты Тироля, дворцы Лувра и картинные галереи Флоренции.

В 1903 году после смерти отца Веру с сестрой забрали к себе родственники, жившие в Курске. Девушка была типичной гимназисткой той поры. Она хорошо училась, понемногу рисовала, пела, музицировала, немалое её внимание занимали танцы, наряды и флирт с молодыми людьми – словом, ничто не указывало на дремлющую могучую творческую энергию и художественный талант, что впоследствии принесут всемирную славу.

Гимназистка Вера Мухина. Курск, 1906 год.

Толчком к переменам стал переезд сестёр Мухиных в Москву в 1907 году. Театральная и поэтическая среда древней столицы постепенно втянула девушку в свою орбиту: она стала всерьёз интересоваться живописью, всё смелее пробовала себя в рисунке. Поворотным моментом в биографии Веры Мухиной стало поступление в художественную студию К.Ф. Юона в 1908 году. Здесь она получила первые уроки серьёзной, вдумчивой работы. На примерах старых мастеров Юон объяснял своим слушателям значение линии, контура, светотени, другие технические премудрости, но более всего учил работе воображения и искусству видеть. Благодарность своему учителю Вера Мухина сохранила на всю жизнь.

После знакомства и общения с членами художественного объединения «Бубновый Валет» – П.П. Кончаловским, А.В. Лентуловым, И.И. Машковым, Р.Р. Фальком – у юной художницы возник интерес к лепке, скульптуре. В 1912 году вместе со своими подругами-художницами Л.С. Поповой и Н.А. Удальцовой Вера Мухина отправилась в Париж в студию знаменитого скульптора Эмиля-Антуана Бурделя. В этом мастере молодую московскую художницу привлёк «пафос огня».

Дамаянти. Эскиз костюма работы Веры Мухиной к неосуществлённой постановке балета «Наль и Дамаянти», 1915–1916 гг.

Модерн, который к тому моменту буквально пропитал Париж, потряс воображение молодой художницы. Она постигала творчество Поля Сезанна и Пабло Пикассо, её очаровывала смелость кубистов. Во Франции Вера Мухина провела три года и вернулась в Россию незадолго до начала Первой мировой войны. К этому моменту она пережила и переросла увлечения многими модными веяниями, и желала творить самостоятельно.

Творчество Веры Мухиной

С началом войны Вера Мухина пошла работать сестрой милосердия в один из московских госпиталей, сменив до октября 1917 года несколько врачебных заведений. Несмотря на то, что служба отнимала массу времени, она увлечённо создавала скульптурные работы – «Портрет сестры Маши», «Портрет В.А. Шамшиной», композицию «Пьета», участвовала в оформлении спектакля «Фамира Кифаред» в постановке А.Я. Таирова в Камерном театре, увлеклась эскизами костюмов.

 Скульптура «Крестьянка», 1927 год.

Дореволюционное творчество Мухиной характеризуется поисками в области больших форм, новаторскими подходами к «преображению» натуры, ростом творческих сил, но только после революции 1917 года она нашла свою собственную тему и включилась в строительство «нового светлого мира». Художница отказалась эмигрировать за границу вслед за старшей сестрой и осталась в голодной и холодной Москве. Здесь она создавала эскизы работ на революционные и освободительные темы, которые поначалу не находили признания.

В 1918 году Вера Мухина получила заказ на памятник просветителю XIX века Н.И. Новикову, но когда модель скульптуры была почти закончена, промёрзшая в нетопленой мастерской глина рассыпалась бесформенной грудой по полу. Несмотря на обескураживающую неудачу, Мухина продолжала упорно работать. В 1919–1923 гг. она создала эскизы целого ряда скульптур и композиций – «Революция», «Освобождённый труд», «Брут, убивающий Цезаря», памятников В.М. Загорскому и Я.М. Свердлову. По разным причинам все они остались невостребованными, но скульптор не опускала руки – она пробовала разные формы, ракурсы, материалы, и заставила говорить о себе как об одной из больших надежд молодого советского искусства.

«Рабочий и колхозница». Самое известное произведение Веры Мухиной в наши дни.

Первый большой успех пришёл в 1927 году с произведением «Крестьянка» – мощным, грубым, архаичным изваянием, символизирующим титаническую силу русской женщины. На выставке в честь 10-летия Октябрьской революции скульптура, хотя и вызвала горячие споры и прямо противоположные оценки, удостоилась первой премии. Искусствоведы считают, что стиль скульптур Веры Мухиной окончательно оформился именно после «Крестьянки»: обобщённый монументальный образ, лаконичность и метафоричность формы стали отличительной чертой лучших работ мастера.

С 1927 по 1930 гг. Вера Мухина преподавала во ВХУТЕИНе, в 1928 году совершила продолжительную поездку по Европе. Она посетила мастерские знаменитых ваятелей, гостила у сестры в Будапеште, участвовала в оформлении советских экспозиций. В 1930 году по вине мужа, подговорившего её бежать вместе с ним из Советского Союза, Мухина была арестована ОГПУ в Харькове и приговорена к трёхлетней ссылке в Воронеж, но через полтора года ей разрешили вернуться в Москву. В 1932 г. она разработала грандиозный и, к сожалению, не реализованный проект «Фонтана национальностей», в 1934 году выполнила два прекрасных надгробия – сына А.М. Горького М.А. Пешкова и знаменитого оперного певца Л.В. Собинова, приходившегося ей родственником.

В.И. Мухина за совместной работой с архитектором Б.М. Иофаном, автором павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года.

Всемирная слава пришла к скульптору в 1937 году. Советский Союз принимал участие во Всемирной выставке в Париже, и на крыше павильона с экспозицией решили установить монумент, отражающий главную идею советского строя, его порыв в будущее. В конкурсе на тему «Рабочий и колхозница» приняли участие четыре знаменитых скульптора – В.А. Андреев, М.Г. Манизер, И.Д. Шадр и В.И. Мухина. Композиция, созданная Мухиной, идеально отвечала условиям конкурса, её скульптура «Рабочий и колхозница» сразу же завоевала всеобщее признание и стала одним из самых узнаваемых символов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Вера Мухина создала целую галерею скульптурных портретов, в том числе балерины Г.С. Улановой и хирурга Н.Н. Бурденко, а также многих героев-фронтовиков. В 1943 и 1952 гг. по её проекту возвели два памятника А.М. Горькому в Москве и Горьком, в 1954 году установили памятник П.И. Чайковскому во дворе Московской консерватории. Заслуги Веры Игнатьевны Мухиной были отмечены пятью Сталинскими премиями в области литературы и искусства, в 1947 году она стала академиком Академии художеств СССР.

Монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год.

Помимо скульптуры, Вера Мухина была известна как дизайнер, создатель модных фасонов одежды. С начала 1920-х гг. она сотрудничала и дружила с известным московским модельером Н.П. Ломановой и знаменитым дизайнером А.А. Экстер. На парижской выставке 1925 года коллекция Мухиной и Ломановой взяла гран-при. Также Вера Игнатьевна много работала со стеклом, фарфором. Среди приписываемых её авторству и известных почти каждому изобретений – гладкий ободок гранёного стакана, придавший сосуду классический вид, и знаменитая пивная кружка, существовавшая в неизменном виде более полувека.

Семья и личная жизнь Веры Мухиной

Работая в московском госпитале, в 1914 году Вера Мухина познакомилась с эвакуированным с фронта по болезни врачом Алексеем Андреевичем Замковым (1880–1942). Родившийся в крестьянской семье, он без всякой поддержки получил медицинское образование, а во время войны трудился в полевых госпиталях хирургом. Его знакомство с медсестрой Мухиной быстро переросло во взаимную привязанность, а 11 августа 1918 года пару вступила в брак.

Вера Мухина с сыном Всеволодом, вторая половина 1920-х гг.

В 1930 году доктор Замков получил широкую известность как автор гормонального препарата гравидан, показавшего при клинических испытаниях положительные результаты. Вскоре вокруг «чудо-лекарства» возник ажиотаж, и Замкова обвинили в шарлатанстве. Он вместе с женой попытался нелегально покинуть страну, но супругов задержали и сослали в Воронеж. Тем не менее, заступничество А.М. Горького способствовало скорой отмене ссылки и назначению Замкова директором созданного специально для него Института урогравиданотерапии. В 1938 году его исследования в области уринотерапии признали бесперспективными, и институт закрыли.

Единственный сын супругов Всеволод Алексеевич Замков (1924–2003) избрал другую дорогу и стал кандидатом физико-математических наук. Более всего он известен как прототип советского пионера Вольки Костылькова – главного героя популярной детской повести Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч».

Смерть и похороны Веры Мухиной

В 1952 году Вера Мухина, несмотря на приступы стенокардии и невзирая на снег, ветер и дождь, работала по 12 часов в сутки на открытом воздухе над памятником А.М. Горькому в его родном городе. Пожилая женщина по нескольку раз в день взбиралась на леса, хотя её мучала сильная одышка. Она довела работу над памятником до завершения и слегла с сильными сердечными болями.

Вера Игнатьевна Мухина, 1941 год.

Весь последний год жизни Веры Игнатьевны прошёл в больницах и санаториях, хотя она постоянно пыталась работать и даже нарушала ради этого предписания врачей. Скончалась Вера Игнатьевна Мухина 6 октября 1953 года. Похоронена великий скульптор рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Москве.

Известные работы Веры Мухиной

Первым произведением Веры Мухиной, в котором проявился большой талант, стала созданная в 1916 году и вскоре погибшая «Пьета». Вплоть до середины 1920-х гг. ощущалось большое влияние на творчество Мухиной её учителя Бурделя, архаизация и широкое обобщение форм. Со временем скульптор всё больше внимания уделяла пластическому объёму, пространственной взаимосвязи, внутренней конструкции. Такие работы как «Юлия» (1925), «Ветер» (1926) и в особенности «Крестьянка» (1927) передают энергию материала и наполненность форм, к которым так стремилась скульптор. Правда, ради этого пришлось пожертвовать деталями, гиперболизировать образ.

Скульптор В.И. Мухина. Художник Г.С. Верейский, 1944 год.

Интересны почти гротескный портрет С.А. Котляревского (1929), характерная цельность портрета А.А. Замкова (1934). Безусловно, вершина творчества Веры Мухиной – композиция «Рабочий и колхозница» (1937). Скульптору удалось слить воедино жизненную полнокровность фигур с символикой новой жизни. Материалом для статуи впервые в истории скульптуры стала хромоникелевая сталь. Все работы по сооружению монумента закончили за рекордные три с половиной месяца.

Известны многие работы Веры Мухиной и вне больших форм. Прежде всего, это психологические портреты лётчика В.К. Коккинаки (1939), инженера П.Н. Львова (1940), врача С.С. Юдина (1940) и другие. В конце 1930-х гг. мастером созданы эскизы аллегорических фигур «Земля», «Море», «Плодородие», «Хлеб» и других для нового Москворецкого моста, которые в итоге оказались отлиты уже после смерти автора и установлены на набережной Москвы-реки в Лужниках и в парке «Дружба».

 Портрет скульптора В.И. Мухиной (фрагмент). Художник М.В. Нестеров, 1940 год.

К началу 1940-х гг. направление творчества Мухиной приобрело более ясные и гармоничные очертания, слияние телесного и духовного. Наивысшим достижением позднего периода творчества, безусловно, стал памятник А.М. Горькому, повторенный дважды – в Москве и на родине писателя.

Значение творчества Веры Мухиной

Лучшие скульптуры Мухиной отличают смелость форм, отказ от шаблонного и привычного, обобщённость образа, единство идеи, содержания и материала. В истории советской скульптуры творчество Мухиной стало важным этапом развития нового течения художественной культуры – соцреализма. Через её произведения можно проследить становление и расцвет идейно-революционного искусства, решение задач через борьбу и синтез старого и нарождающегося, появление советской классики.

Список известных скульптурных работ Веры Мухиной

Портрет А.Н. Вертепова (1912)

Портрет Б.Н. Терновца (1912)

Портрет И. Бурмейстер (1912)

Портрет В.А. Шамшиной (1915)

Портрет М.И. Мухиной, сестры скульптора (1915)

«Пьета» (1916)

Эскиз памятника Н.И. Новикову (1918)

Эскиз памятника «Освобождённый труд» (1919)

Эскиз памятника «Революция» (1919)

Эскиз памятника В.М. Загорскому (1919)

Эскиз памятника Я.М. Свердлову («Пламя революции») (1919)

Проект памятника А.Н. Островскому (1924)

«Юлия» (1925)

«Ветер» (1926)

«Женский торс» (1927)

«Крестьянка» (1927)

Портрет колхозницы Матрёны Левиной (1928)

Портрет Н.К. Кольцова (1929)

Портрет С.А. Котляревского (1929)

Портрет А.А. Замковой (1930)

Портрет деда (1930)

Проект памятника Т.Г. Шевченко в Харькове (1930)

Надгробие Л.В. Собинова (1934)

Надгробие М.А. Пешкова (1934)

Портрет А.А. Замкова, мужа скульптора (1934)

Портрет В.А. Замкова, сына скульптора (1934)

«Строитель» (Портрет С.А. Замкова) (1934)

Портрет А.К. Замкова (1936)

«Рабочий и колхозница» (1937)

«Икар» (1938)

Проект памятника «Спасение челюскинцев» (1938)

Эскизы монументальных аллегорий для Москворецкого моста «Хлеб», «Земля», «Море», «Плодородие» и др. (1938–1940)

Портрет В.К. Коккинаки (1939)

Эскиз памятника Ф.Э. Дзержинскому (1939)

Портрет П.Н. Львова (1940)

Портрет С.С. Юдина (1940)

Портрет Г.С. Улановой (1941)

Портрет М.Т. Семеновой (1941)

«Партизанка» (1942)

Портрет Б.А. Юсупова (1942)

Портрет И.Л. Хижняка (1942)

Портрет Е.В. Будановой (1943)

Портрет Н.Н. Бурденко (1943)

Портрет А.Н. Крылова (1945)

Портрет Е.А. Мравинского (1945)

Портрет Ф.М. Эрмлера (1945)

Портрет Х. Джонсона (1945)

Проект памятника Юрию Долгорукому в Москве (1948)

Портрет Н.Н. Качалова (1948)

Памятник А.М. Горькому в Москве (1949)

«Требуем мира» (1950)

«Женский торс» (1951)

Памятник А.М. Горькому в Горьком (1952)

Композиция «Мир» в Сталинграде (1953)

Памятник П.И. Чайковскому в Москве (1954)