Серов Валентин

11/30/2022

Валентин Серов: великий молчальник

 «Поди, разбери, где счастье, где несчастье. Все мне говорят, что я счастливец, очень может быть, охотно верю, но сам себя счастливым не называю и никогда не назову, точно так же как и несчастным, хотя и об одном ухе и с вечной тяжестью на сердце» - так говорил о себе этот выдающийся русский живописец. Портретист и пейзажист, книжный иллюстратор и издатель журнала об искусстве, преподаватель живописи и член музейного совета — его заслуг хватило бы на нескольких художников. Но так ли много знаем мы об этом человеке?

Будущий художник появился на свет 7 (по новому стилю — 19) января 1865 года в творческой семье — его отец, Александр Николаевич, был известным музыкальным критиком и композитором, мать, Валентина Семёновна, тоже была композитором, причём первым в Российской империи женщиной — профессиональным композитором, ученицей самого Антона Рубинштейна.

 Когда Валентину было шесть лет, его отец умер. Мать была вынуждена уехать в Мюнхен, чтобы продолжить образование, а мальчика временно отдала в коммуну Н. Н. Друцкой-Соколинской в Смоленской губернии. Именно там впервые заметили его способности к рисованию. В 1872 году мать забрала его к себе в Мюнхен, и в следующем году отдала его в обучение немецкому гравёру Карлу Кёллингу. Затем последовал переезд в Париж, где Серов брал уроки у находившегося в пенсионерской поездке от Академии художеств Ильи Репина. Мальчик занимался с упоением — по воспоминаниям Ильи Ефимовича, ему даже приходилось заставлять его заканчивать уроки.

Картина «Синяя ваза с кистями». 1875 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

В 1875 году Серов вернулся в Россию и поселился в знаменитом имении Абрамцево — центре притяжения творческой интеллигенции того времени. Именно там он написал первую свою известную картину — натюрморт «Синяя ваза», а чуть позднее — ряд карандашных портретов. Общее образование Серов получал в Петербурге и Киеве, в местных гимназиях. С осени 1876 года он также учился в рисовальной школе Н. И. Мурашко, куда его приняли по рекомендации Репина.

 В 1880 году Серов поступил в Императорскую Академию художеств. Но, проучившись пять лет, он бросил учёбу. Началась полноценная творческая жизнь художника. Он по-прежнему много работал в Абрамцеве. В 1887 году он написал одну из самых известных своих картин - «Девочка с персиками». Здесь изображена одиннадцатилетняя дочка хозяина усадьбы Саввы Мамонтова, Вера Мамонтова. Семья Мамонтовых навсегда осталась друзьями художника — так, в 1889 году, когда Серов женился, его шафером на свадьбе был сын Саввы Ивановича, Сергей Мамонтов.

Картина «Девочка с персиками». 1887 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Серов был признанным мастером портрета. И сегодня со множества дошедших до нас работ художника глядят лица его современников — музыкантов, художников, литераторов, представителей знати. Некоторые из них — например, портрет Н. С. Лескова, или портрет И. И. Левитана — даже стали хрестоматийными, повсеместно используемыми. Признавали его мастерство даже члены августейшей семьи — известен, в частности, его портрет Николая II. Портрет не является парадным, последний император изображён на нём в повседневной тужурке. Константин Коровин писал, что Серов «первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора». Портрет ожидала печальная судьба — висевший в кабинете императрицы Александры Фёдоровны, он был изорван матросами, штурмовавшими Зимний дворец в 1917 году. Но сохранилось авторское повторение этой работы — его можно увидеть в Третьяковской галерее.

Портрет Николая II в серой тужурке. 1900-е годы. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Добился определённых успехов Серов и в деле книжного иллюстрирования. С его оформлением выходили сборники басен И. А. Крылова, собрания сочинений М. Ю. Лермонтова и другие книги. Он даже хотел оформлять Детскую Библию, но проект этот так и не был реализован. В 1898-1904 годах на деньги меценатов Саввы Мамонтова и Марии Тенишевой Серов издавал журнал «Мир искусства», который в то время был рупором новых веяний в художественной культуре.

В 1898 году Серову присвоили давно заслуженное звание академика, а в 1903 году он стал действительным членом Императорской Академии художеств. Однако всё перевернул 1905 год. 9 января Валентин Александрович оказался свидетелем событий «Кровавого воскресенья» - из окон Академии художеств он видел картину разгона казаками демонстрации рабочих на набережной Васильевского острова. Потрясённый случившимся, он вышел из состава Академии художеств, президентом которой в ту пору был великий князь Владимир Александрович — одновременно командующий войсками Санкт-Петербургского военного округа, отдавший приказ стрелять по толпе. Тогда великий живописец написал свою единственную политическую картину с названием, являющимся грустной аллюзией на старую солдатскую песню: «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».

 Картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». 1905 год. @ Государственный Русский музей.

В последние годы жизни Серов попробовал себя в роли театрального художника у Сергея Дягилева, который до того не раз организовывал его выставки за границей. В последний год своей жизни он написал эскиз занавеса для балета «Шехерезада». Продолжали сыпаться как из рога изобилия и заказы на портреты, причём от многих из них художник отказывался, тем более, что здоровье его становилось хуже. 22 ноября (по новому стилю — 5 декабря) 1911 года Валентин Александрович Серов скончался от приступа стенокардии.

Похоронили великого живописца на Донском кладбище Москвы, однако в годы Советской власти он был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Обложка: В.А. Серов. «Автопортрет». Частная коллекция

Источник: https://commons.wikimedia.org