Катаев Валентин

3/30/2023

Валентин Катаев принадлежал к великому поколению одесситов, что в начале XX века словно поток свежего ветра ворвались в русскую литературу и расцветили её новыми красками. Несмотря на быстро завоёванную известность и репутацию большого писателя, лучшие свои произведения Катаев написал после 60 лет. Именно тогда он обрёл глубину и чуткость, поразившие современников и вынудившие даже скептиков признать за писателем большой талант.

Детство и юность Валентина Катаева

Валентин Петрович Катаев родился 16 (28) января 1897 года в Одессе. Его отец Пётр Васильевич Катаев происходил из духовного сословия и работал учителем, а мать Евгения Ивановна, в девичестве Бачей, была генеральской дочерью. Она умерла, когда будущему писателю шёл седьмой год.

В детстве Валентину и его младшему брату Евгению, будущему соавтору знаменитой дилогии «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», привили любовь к хорошей литературе. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, Т.Г. Шевченко сформировали вкусы Катаева и навсегда остались в числе его любимых авторов. С другой стороны, языку Катаева придал неповторимый колорит и узнаваемое своеобразие одесский говор с его обрывками румынского, греческого, идиша, блатного жаргона.

Валя Катаев (слева) с отцом Петром Васильевичем и младшим братом Женей – будущим писателем Евгением Петровым. Одесса, 1910 год.

В 1906 году Валентин Катаев поступил в 5-ю одесскую гимназию. Учился он посредственно, но главным увлечением подростка стала поэзия. К 1914 году Катаев опубликовал в одесских газетах не менее 25 своих стихотворений. Он входил в «Кружок молодых поэтов», где завёл дружбу с Ю.К. Олешей и Э.Г. Багрицким, а перед самой войной познакомился с И.А. Буниным, часто бывавшим в Одессе. Последнего Катаев до самой смерти считал своим учителем.

Вспыхнувшая в августе 1914 года Первая мировая война круто изменила жизнь молодого поэта. В 1915 году он бросил учёбу и в самом начале следующего года ушёл добровольцем на фронт. Там недавний гимназист проявил себя настоящим солдатом, мужественным и стойким. Сначала в артиллерии, а затем в пехоте он дослужился до прапорщика (представление к званию подпоручика осталось нереализованным), был отравлен газами, ранен и контужен, награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами и орденом Св. Анны IV степени. Окопный быт тех лет Катаев описал в своих поздних книгах, упомянув самые мельчайшие детали, почерпнутые из собственных записных книжек 1915–1917 гг.

Артиллерийский прапорщик Валентин Катаев, 1916 год. Фото из журнальной публикации.

Жизнь в годы Гражданской войны до сих пор остаётся большим белым пятном в биографии Катаева. По косвенным фактам, намёкам, реконструкции событий не исключено, что он служил у белых, а до этого в украинской армии гетмана П.П. Скоропадского. По вполне понятным причинам сам писатель не имел желания афишировать столь неудобное при советской власти прошлое. В 1920 году Катаев болел тифом, провёл несколько месяцев в одесской ЧК по подозрению в офицерском заговоре, после чего сочинял стихи и фельетоны для одесского отделения Российского телеграфного агентства. В 1921 году он перебрался в Харьков, а на следующий год – в Москву. Главным образом именно в столице и разворачивалась литературная карьера Катаева.

Жизнь Валентина Катаева

Основная деятельность Катаева в Москве 1920-х гг. проходила в редакциях газеты «Гудок» и журналов «Красный перец» и «Крокодил». Он писал юморески, фельетоны, скетчи, обличал «накипь НЭПа», мелкое жульё, непроходимое мещанство. Среди друзей и знакомых Катаева появились С.А. Есенин, М.М. Зощенко, М.А. Булгаков, В.В. Маяковский. Первой «большой формой» Катаева стала в 1926 году пьеса «Растратчики», но настоящий успех пришёл только в 1928 году с водевилем «Квадратура круга». Долгие годы этот спектакль входил в репертуар отечественных театров.

Валентин Катаев, 1934 год.

Реалии 1930-х гг. отразились на выборе тематики и жанров. В 1932 году Катаев создал индустриальный роман «Время, вперёд!» о великих стройках коммунизма, в 1937 году написал повесть «Я, сын трудового народа…» о драматических событиях Гражданской войны на Украине. Но самой большой удачей десятилетия стала, безусловно, романтическая повесть «Белеет парус одинокий». В годы Великой Отечественной Катаев работал военным корреспондентом, написал множество очерков, статей, рассказов о героической борьбе советского народа. В 1945 вышла из печати повесть «Сын полка» – одна из самых светлых и жизнеутверждающих его книг.

В послевоенное время созданный в 1955 году Катаевым журнал «Юность» наряду с «Новым миром» под руководством А.Т. Твардовского играл важнейшую роль в общественно-литературном процессе, формировал в период оттепели мировоззрение «шестидесятников». На страницах «Юности» во многом благодаря главному редактору журнала заявила о себе целая плеяда молодых талантов – А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулина, В.П. Аксёнов.

Валентин Катаев работает в саду на своей даче в посёлке Переделкино, 1959 год.

В середине 1960-х гг. Валентин Катаев по-новому открылся читательской аудитории. На протяжении двух десятилетий он создал целую серию лирико-философских воспоминаний, – от «Слепого колодца» (1966) до «Сухого лимана» (1986), – написанных в совершенно ином, далёком от соцреализма стиле, который сам писатель иронично именовал «мовизмом» (от франц. mauvais – «плохой»). В этих произведениях он в художественной форме осмысливал свой опыт свидетеля трёх войн и трёх революций.

Внешне жизнь Катаева после войны протекала вполне благополучно: он жил на даче в Переделкине, обладая всеми привилегиями маститого писателя – славой, большими тиражами, признанием заслуг. Он стал кавалером семи советских орденов, в 1946 году получил Сталинскую премию, а в 1974 году удостоился высшего звания Героя Социалистического Труда.

Творчество Валентина Катаева

На своём писательском пути Катаев прошёл несколько важных маршрутов. Начинал он как поэт, что так или иначе отражалось даже на его поздней прозе – яркой, афористичной, «бунинской». В 1920-х гг. Катаев блистал как газетчик: острые фельетоны и остроумные очерки выдвинули его в ряд лучших московских журналистов времён НЭПа. В качестве драматурга Катаев, обожавший театр, известен прежде всего как автор «Растратчиков» и «Квадратуры круга» – ранних своих вещей. И хотя пьесы не были его сильной стороной, он продолжал работать в этом жанре до середины 1960-х гг.

«Петя и Гаврик» – памятник главным героям повести «Белеет парус одинокий» в Одессе. Скульптор Н.И. Степанов, 1988 год.

Разнообразие художественных возможностей Катаев продемонстрировал в 1930-х гг. Написанный в репортажной манере производственно-индустриальный роман «Время, вперёд!» передавал азарт социалистического строительства, знаменитый «Белеет парус…» был создан в романтико-приключенческом стиле, а повесть «Я, сын трудового народа…» оказалась настолько музыкальна, что восхищённый композитор С.С. Прокофьев сочинил по мотивам книги одну из лучших своих опер.

Вершиной 1940-х гг. для Катаева стала повесть «Сын полка» о судьбе мальчишки Вани Солнцева, потерявшего родителей, но нашедшего новую семью в суровой солдатской среде. В 1960-х – 1980-х гг. Катаев совершенно поменял ритмы и ракурсы. Манеру изложения позднего Катаева сравнивали с глазом стрекозы, умеющей видеть одновременно в разные стороны. Ему были присущи раскадровка и мозаичность письма, сгущённая образность, и при этом – материальность и плотность мира. Поздние книги Катаева – «Трава забвения» (1967), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Алмазный мой венец» (1978), «Сухой лиман» (1986) – вошли в число выдающихся достижений отечественной литературы.

Семья и личная жизнь Валентина Катаева

Первый раз 24-летний Валентин Катаев женился в Одессе в мае 1921 года на 19-летней купеческой дочери Людмиле Рафаиловне Гершуни, но уже через восемь месяцев молодожёны развелись. Об этом браке известно очень мало: сам Катаев никогда о нём не упоминал, и лишь сухие справки одесского ЗАГСа свидетельствуют о раннем увлечении писателя.

Валентин Петрович и Эстер Давидовна Катаева с внучкой, 1966 год.

Второй женой Катаева в апреле 1923 года стала Анна Сергеевна Коваленко (1903–1980). Молодая художница с колючим характером, изъяснявшаяся на четырёх языках, познакомилась с будущим мужем в Одессе, и он уговорил её перебраться в Москву. В 1935 году пара распалась по причине увлечения Катаева 22-летней Эстер Давидовной Бреннер (1913–2009). Катаев потерял голову от элегантной белокурой девушки: «Какая она воздушная!» По позднему признанию писателя, ослепительных стройных блондинок он считал высшим типом женщины – как раз такой и была Эстер. В этом браке родились дети Катаева – дочь Евгения (род. 1936) и сын Павел (1938–2019). Павел Валентинович Катаев стал детским писателем, автором нескольких книг.

Смерти и похороны Валентина Катаева

28 февраля 1986 года у Катаева случился инсульт, после которого его поместили в правительственную Центральную клиническую больницу, на попечение лучших врачей. Несмотря на осложнения, вызванные сопутствующим воспалением лёгких, казалось, что восстановление идёт по графику.

Валентин Катаев, ок. 1970 года.

Родные договорились о выписке в понедельник 14 апреля, но в полдень 12 апреля в результате внезапной остановки сердца на 90-м году жизни Валентина Катаева не стало. Панихида прошла в Центральном доме литераторов. Некролог, напечатанный в «Правде», подписали высшие лица государства, включая Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва. Похоронен Валентин Петрович Катаев на Новодевичьем кладбище в Москве.

Библиография произведений Валентина Катаева

Романы, повести и крупные очерки

Приключения паровоза (Роман паровоза) (1923)

Остров Эрендорф (1924)

Повелитель железа (1925)

Растратчики (1926)

Время, вперёд! (1932)

Политотдельский дневник (1935)

Белеет парус одинокий (1936)

Я, сын трудового народа… (1937)

Жена (1943)

Электрическая машина (1943)

Сын полка (1944)

Катакомбы (За власть Советов) (1949)

Поездка на юг (1951)

Хуторок в степи (1956)

Зимний ветер (1960)

Маленькая железная дверь в стене (1964)

Смеётся тот, кто смеётся (совместно с коллективом авторов) (1964)

Святой колодец (1965)

Трава забвения (1967)

Кубик (1968)

Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)

Кладбище в Скулянах (1975)

Алмазный мой венец (1978)

Уже написан Вертер (1979)

Юношеский роман (1982)

Сухой лиман (1986)

Рассказы, очерки, сказки

Пробуждение (1912)

Тёмная личность (1912)

Из записок гимназиста (На полевых работах) (1915)

Казачонок (1915)

Немчик (Кукла) (1915)

Ружьё (1915)

Весенний звон (1916)

Доброжелатель (1916)

С фронта Первой мировой войны (цикл очерков) (1916)

А+Б в квадрате (1917)

Барабан (1917)

В воскресенье (1917)

Ночью (1917)

Земляки (1918)

Поручик (1918)

Святки у покойников (1918)

Человек с узлом (1918)

Музыка (1919)

В осаждённом городе (1920)

Золотое перо (1921)

Восемьдесят пять (1922)

Дунькина жизнь (1922)

Опыт Кранца (1922)

Письма с юга (1922)

Прапорщик (1922)

Рыжие крестики (1922)

Сэр Генри и чёрт (1922)

Железное кольцо (1923)

Зимой (1923)

Красивые штаны (1923)

Сигары (Сигары его превосходительства) (1923)

Страшный перелёт (1923)

Бородатый малютка (1924)

Выдержал (1924)

Записки о гражданской войне (1924)

Переворот в Индии (1924)

Повелитель железа (1924)

Фантомы (1924)

Бездельник Эдуард (1925)

Ножи (1926)

Родион Жуков (1926)

Экземпляр (1926)

Мой друг Ниагаров (цикл рассказов) (1923–1927)

Актёр (1927)

Гора (1927)

Емельян Чернозёмный (1927)

Огонь (1927)

Раб (1927)

Море (1928)

Отец (1928)

Автор (1929)

Вещи (1929)

Путешествие в страну будущего (1929)

Ребёнок (1929)

Пороги (1930)

Ушки (1930)

На полях романа (1931)

Чтение пьесы (1931)

Встреча (1935)

Дневник горького пьяницы (1935)

Сон (1935)

Сюрприз (1935)

Театр (1935)

Цветы (1936)

Чёрный хлеб (1936)

Тени (1937)

По Западной Белоруссии. Путевые заметки. (1939)

Под Сморгонью (1939)

Дудочка и кувшинчик (1940)

Цветик-семицветик (1940)

На даче (1941)

Партизан (Расшифрованная сводка) (1942)

Третий танк (1942)

Флаг (1942)

Фотографическая карточка (1942)

Во ржи (1943)

В Молдавии (1944)

Жемчужина (1945)

Одесские катакомбы (1945)

Виадук (1946)

Отче наш (1946)

Новогодний рассказ (1947)

Порт (1951)

Проклятый ветер (1951)

Вечная слава (1954)

Дорогой, милый дедушка (1965)

Сорренто (1966)

Демьян рассказывает (1970)

Фиалка (1973)

Спящий (1984)

Пьесы

Героическая комедия (1922)

В общем порядке (1926)

Квадратура круга (1928)

Растратчики (1928)

Универмаг (1929)

Авангард (1930)

Миллион терзаний (1931)

Время, вперёд! (1933)

Дорога цветов (1934)

Под куполом цирка (совместно с И.А. Ильфом и Е.П. Петровым) (1935)

Чудо в пустыне (1935)

Богатая невеста (совместно с И.А. Ильфом и Е.П. Петровым) (1936)

Белеет парус одинокий (1937)

Шёл солдат с фронта (Я, сын трудового народа…) (1938)

Семён Котко (совместно с С.С. Прокофьевым) (1939)

Домик (1940)

Синий платочек (1943)

Отчий дом (1944)

День отдыха (1946)

Сын полка (1947)

За власть Советов (1953)

Самозванец поневоле (совместно с Е.Г. Геркеном) (1956)

Случай с гением (Понедельник) (1956)

Пора любви (1962)

Цветик-семицветик (1962)

Оборотень (1963)

Фиалка (1974)

Киносценарии

Родина зовёт (Лицо героя) (совместно с А.В. Мачеретом) (1935)

Под куполом цирка (совместно с И.А. Ильфом и Е.П. Петровым) (1936)

Белеет парус одинокий (1937)

Шёл солдат с фронта (Я, сын трудового народа…) (1938)

Страницы жизни (совместно с А.В. Мачеретом) (1946)

Сын полка (1946)

Цветик-семицветик (мультфильм) (1948)

Безумный день (1956)

За власть Советов (1956)

Поэт (1956)

Время, вперёд! (совместно с М.А. Швейцером) (1965)

Цветик-семицветик (1968)

Хуторок в степи (1970)

Обложка: https://ria.ru