Цандер Фридрих
23 августа 1887 года в семье рижского врача, доктора медицины Артура Константиновича Цандера родился мальчик Фридрих. Мать, Елена Цандер, дочь саксонского камергера, умерла в 1889 году при родах дочери. Все воспитание легло на плечи отца, который много занимался с детьми, часто рассказывал им о естественных науках и технике. Очень повлияли на формирование у мальчика интереса к космическим полетам рассуждения отца о возможной разумной жизни на других планетах. Этому способствовала и большая библиотека, имеющаяся в семье. Любимыми книгами маленького Фридриха были труды по астрономии и романы Жюля Верна.
В 1898 году Фридрих Цандер начал учиться в Рижском городском реальном училище и в 1905 году окончил его с самыми высокими оценками.
В связи с нараставшими революционными настроениями, в Риге закрылся институт, и Фридрих Цандер был вынужден уехать в город Данциг (ныне Гданьск), где в 1907 году окончил Высшее Королевское техническое училище.
В Ригу он вернулся в 1908 году. В это время здесь было создано Первое Рижское студенческое общество воздухоплавания и техники полета. Фридрих Цандер являлся одним из его основателей. Участники общества сами проектировали и мастерили планеры, изучали теорию, пропагандировали идеи полетов на аппаратах тяжелее воздуха.
В 1914 году Цандер закончил учебу в институте. Его направили на работу на завод «Проводник». Здесь он занимался изучением и производством резины и считал, что эти знания в дальнейшем пригодятся ему для космических нужд. С приближением к Риге фронтов Первой мировой войны завод эвакуировали в Москву. В этот период многие работы Цандера были неразрывно связаны с будущими космическими полетами. Особенно его интересовала проблема организации жизнеобеспечения участников космического путешествия. Цандер первым из ученых пришел к выводам, что необходимо отбрасывать отработанные ступени ракет.
Поворотным моментом в биографии Фридриха Цандера стала встреча в 1921 году с главой советского правительства В. И. Лениным. Разговор между ними шел о проблемах межпланетных сообщений. С этой встречи Цандер ушел окрыленный. В результате он уволился с завода, чтобы ускорить решение поставленных перед ним задач.
В том же году он подготовил доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана, а в 1924-м в журнале «Техника и жизнь» вся страна познакомилась с его статьей «Перелеты на другие планеты».
Тогда же в Комитет по изобретениям поступила его авторская заявка на самолет-ракету (космический самолет). Но Цандер получил отказ, так как комиссия посчитала его проект слишком фантастическим.
В 1926 году Фридрих Артурович перешел на работу в Центральное конструкторское бюро Авиационного треста, а с 1930-го преподавал в Высшем аэромеханическом училище (ныне МАИ).
В 1931 году Цандер принял участие в создании легендарной ГИРД (группа изучения реактивного движения). Именно здесь он начал работать с Сергеем Королёвым. Последний возглавлял технический совет.
В ГИРД работали энтузиасты, которым за короткое время удалось достичь больших результатов. В частности, они создали двигатель ОР-2, который впоследствии был использован немцами для строительства ракеты «Фау-2». Наши конструкторы подготовили ракету ГИРД-Х. К сожалению, Фридрих Артурович не смог участвовать в ее испытаниях. Здоровье ученого заметно ухудшилось, и по настоянию врачей он был отправлен в Кисловодск на лечение. В дороге он заразился тифом и скончался. Это произошло 28 марта 1933 года.
В том же году в Подмосковье сотрудники ГИРД осуществили запуск первых двух ракет. Примечательно, что на одной из ракет стоял двигатель, построенный по проекту Цандера.
В память о Фридрихе Цандере названа мемориальная комната в Рижском политехническом институте. Его именем назван Музей развития космонавтики в Кисловодске, улица в Москве и кратер на Луне.