Фальк Роберт
Роберт Рафаилович Фальк – выдающийся художник русского авангарда. Его талант пережил взлёты и падения, яркие открытия и повседневную рутину, восхищение и забвение, чтобы, наконец, приобрести признание ценителей живописи и миллионные торги на современных аукционах искусства.
Детство и юность Роберта Фалька
Художник родился 15 (27) октября 1886 года в Москве в обрусевшей еврейской семье с хорошим достатком. Его отец Рафаил Александрович, юрист по образованию, считался одним из сильнейших московских шахматистов и со временем сделал своё увлечение профессией. В детстве Роберт учился в Петропавловском реальном училище, бредил музыкой, «изрядно играл на рояле», собирался поступать в консерваторию. Но в 16 лет, когда на день рождения ему подарили мольберт, краски и этюдник, юноша решил непременно стать художником.
Целые дни напролёт Роберт проводил на природе за этюдами, занимался в частных школах и студиях, а в 1905 году, несмотря на горячие протесты отца, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Молодой человек посещал лекции А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака, А.М. Васнецова, совершенствовал мастерство под руководством В.А. Серова и К.А. Коровина. Особенно много Фальк почерпнул у последнего – мастер учил молодого студента остроте цветового видения.
В то время училище было эпицентром новых идей, живых творческих споров об искусстве. В стенах альма-матер Фальк завёл дружбу с И.И. Машковым, А.В. Лентуловым, В.В. Рождественским, увлёкся идеями постимпрессионизма и кубизма. Фальк и его друзья-единомышленники образовали ядро художественного объединения «Бубновый валет», ставшего заметным событием русского Серебряного века. Члены кружка противопоставляли себя скучным академикам, назидательным передвижникам и излишне утончённым сторонникам «Мира искусства». Они проповедовали ультрасовременные течения, – экспрессионизм, кубизм, фовизм, кубофутуризм, – густо замешанные на русском лубке и городском фольклоре.
Творчество Роберта Фалька
Несколько лет Фальк упорно искал способы самовыражения в живописи. В годы ученичества он перепробовал все модные стили, пытаясь добиться эмоциональной выразительности – то деформацией объёмов, то энергичными сочетаниями цветов. Начиная с 1906 года, молодой художник регулярно участвовал в художественных выставках, выставляясь в Москве, Петербурге, Одессе. Для его работ периода «Бубнового валета» характерны яркая контрастность, обводы контуров, пластика искажений. Любимые направления Фалька того времени – кубизм и сезаннизм – нашли выражение в его лучших картинах.
В 1911 году Фальк предпринял путешествие по Италии, нередко перемещаясь пешком. Он посетил святые для любого русского живописца Рим, Флоренцию, Венецию, Милан, ознакомился с итальянской природой и архитектурой, постоянно размышляя об искусстве. Как художник, он отрицал абстракционизм, разойдясь в его оценке с коллегами по «Бубновому валету» И.И. Машковым и П.П. Кончаловским. Фальк считал абстракцию произволом, схемой и случайностью.
Октябрьская революция 1917 года открыла для художника новые возможности. Он активно включился в «творческое строительство» советской власти. С 1918 по 1928 гг. Фальк преподавал как профессор живописи в Высших художественно-технических мастерских, преобразованных в Высший художественно-технический институт – последнем он даже занимал пост декана. К началу 1920-х гг. проявился фирменный стиль картин Фалька – тёмные сглаженные тона, в которых господствовал во всех оттенках и нюансах красный цвет. Знаковая работа в данной манере – «Красная мебель», датируемая 1920 годом. В 1924 и 1927 гг. в Третьяковской галерее и Доме учёных прошли персональные выставки Фалька. В 1922–1925 гг. он также занимался оформлением спектаклей в Московском еврейском театре.
В 1928 году художник отправился во Францию «с целью изучения классического наследия». Командировка растянулась на 10 лет. В эмиграции Фальк продолжал упорно работать, добиваясь совершенства в «сезанновском мазке», но его эстетические вкусы смещались с художников-авангардистов к французам XIX века. Особое восхищение вызывал у Фалька Камиль Коро. Он осознал, что прежнее его чувство света было примитивно, и продолжал поиски гармонии, композиции, цветовых решений.
Особое внимание в этот период Фальк уделял натюрморту, поставив себе задачу одухотворить предметы, «вдохнуть жизнь в картофелину». Для пейзажей Фалька французского периода свойственны сумеречные тона, серо-серебристая гамма. Постепенно имя художника стало известным в парижских салонах, он выставлялся в Тюильри и галерее Ренессанс.
В конце 1937 года Фальк вернулся в СССР – совсем в другую страну, нежели та, из которой он уезжал десятилетием ранее. В художественных вкусах окончательно победили официоз и соцреализм, модернистские исследования Фалька утратили актуальность. Теперь его творчество ассоциировалось с упадничеством и формализмом, а потому оказалось мало востребованным. В 1940–1950-е гг. Фальк писал «тихие» картины.
Уже по смерти художника родился анекдот, связанный со знаменитой выставкой в Третьяковской галерее, организованной в 1962 году в честь 30-летия Московского союза художников. Когда на выставку приехал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв, он якобы задержался у картины Фалька «Обнажённая в кресле», спросив экскурсоводов: «А это у вас что?» «Это «Обнажённая» Фалька», – ответили ему. «Какая ещё Валька?» – разозлился генсек.
Семья и личная жизнь Роберта Фалька
Роберт Фальк женился четырежды. Первой его супругой в 1909 году стала сокурсница по училищу Елизавета Сергеевна Потехина (1882–1963). Ради венчания Фальк принял православие и сменил имя на Роман, которое использовал вплоть до революции. В этом союзе в 1916 году родился сын Валерий, который, как и родители, выбрал карьеру художника. С началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, получил ранение, и весной 1943 года умер в госпитале. Известно множество портретов Елизаветы Потехиной, оставленных художником.
Первый брак Фалька распался в 1920 году, когда он встретил на этюдах в Крыму Киру Константиновну Алексееву (1891–1977), дочь великого театрального деятеля К.С. Станиславского. Бурный роман окончился свадьбой и рождением дочери Кириллы Фальк (1921–2006), будущей переводчицы, но уже в 1922 году новая пассия художника, Раиса Вениаминовна Идельсон (1894–1972), стала причиной второго развода. Образованная красавица Раиса оставалась женой Фалька до 1930 года, когда рассталась с ним, не стерпев измены.
Четвертой и последней супругой Фалька в 1939 году после короткого романа стала Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910–1992). Большая разница супругов в возрасте не помешала счастливой семейной жизни. Впоследствии она выпустила несколько книг, посвящённых жизни и творчеству Фалька.
Смерть и похороны Роберта Фалька
Обладая колоссальным трудолюбием, Фальк, по его собственным словам, работал «как каменотёс». Ежедневно художник отрабатывал два сеанса масляной живописи – утром и после обеда, в промежутке занимаясь акварелью, а вечером рисовал. Однако после 60 лет здоровье начало подводить мастера.
В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Самарканде на юге Узбекистана, художник переболел бруцеллёзом в тяжёлой форме, после чего его некоторое время плохо слушались руки. В 1950-е гг. Фальк перенёс инфаркт, от последствий которого и умер 1 октября 1958 года, не дожив до 72 лет. Похоронили Роберта Фалька на Калитниковском кладбище на юго-востоке Москвы.
Известные работы Роберта Фалька
Наследие художника огромно – один только каталог его живописи содержит более 1200 работ, созданных на протяжении более чем полувека. В творческой биографии Фалька заметны как несколько неизменно присутствующих жанров – натюрморт, пейзаж, портрет, так и несколько «перемен курса» – кубизм, фовизм, постимпрессионизм и т.д.
Лучшие его работы времён «Бубнового валета», написанные в 1912–1915 гг. – «Портрет журналиста Мидхата Рефатова» и «Спящая цыганка» – выполнены в крупных рубленых формах, с помощью которых художник пытался передать внутреннюю динамику моделей. Созданные в 1916 году пейзажи «Долина в Крыму» и «Солнце. Крым. Козы» передают романтический настрой автора, его попытку избавится от отвлечённости прежних работ. Вершиной дореволюционного Фалька исследователи признают написанный в 1917 году портрет жены художника Елизаветы Потехиной «Женщина у пианино». Лёгкая угловатость образа вносит особую остроту в цветопластику и придаёт полотну лирическое звучание.
Первое десятилетие советской власти стало периодом расцвета творчества Фалька. В это время он создал такие шедевры как «Красная мебель» и «Автопортрет в жёлтом». Для них характерен новый почерк: теперь Фальк стремился играть на тончайших оттенках цвета, добиваясь в этой области удивительного совершенства.
Парижский период 1928–1937 гг. оказался отмечен камерностью и лиричностью. Лучшие полотна этой поры – цикл городских видов Парижа. В картине «Париж. Сена» подробности архитектуры растворены в световоздушной атмосфере. Пейзаж «Три дерева» полон печальной музыки. Стоит также упомянуть портреты И.Г. Эренбурга и Л.Г. Попеску.
Живопись Фалька последних двух десятилетий жизни (1938–1958 гг.) исполнена тихой красоты: это лишённые экзотики виды Самарканда, Бухары, Ташкента, Москвы, Сергиева Посада, натюрморты, созданные в манере Сезанна, которого Фальк боготворил до конца своих дней, великолепные портреты А.В. Щекин-Кротовой, С.М. Михоэлса, В.Б. Шкловского.
Значение творчества Роберта Фалька
Один из плеяды талантливых бунтарей Серебряного века, Роберт Фальк прошёл большой и сложный творческий путь. Произведения Фалька – свидетельства вечных поисков и несомненных удач – раскрывают свою красоту только опытному, вдумчивому зрителю. Они лишены шума и блеска, они философичны. Изучение Фалька – прекрасная школа совершенствования для молодых художников.
Список известных произведений Роберта Фалька
Портрет Ляли Фальк (1905)
Автопортрет на синем фоне (1906)
Зимний пейзаж в Покрове (1906)
Автопортрет (1906–1907)
Берёза (1907)
Весна (1907)
Зелёное дерево (Цветущая черёмуха) (1907)
Лиза на солнце (Портрет Е.С. Потехиной) (1907)
Молодые стволы (Берёзки) (1907)
Снежные крыши. Солнце (1907)
Крым. Ай-Тодор. Розовый капот (1908)
Автопортрет на фоне крыш (1909)
Лиза в розовом (Портрет Е.С. Потехиной) (1909)
Базар в Воскресенске (1910)
Вечерний пейзаж (1910)
Дама в жёлтой блузке (Портрет А.К. Бобровской) (1910)
Задний двор (1910)
Лиза в кресле (Портрет Е.С. Потехиной) (1910)
Натюрморт (1910)
Пейзаж с собакой (1910)
Торговец старым платьем (1910)
Двойной портрет на фоне улицы (Семейный портрет) (1911)
Девочка в креслице (1911)
Лиза с зонтиком (Портрет Е.С. Потехиной) (1911)
Пароходная пристань. Серый день (1911)
Бутылки и кувшин (1912)
Конотопские девушки (Подёнщицы на отдыхе) (1912)
Московский дворик (1912)
Пейзаж с мостиком (1912)
Пейзаж с парусом (1912)
Пейзаж со свиньями (1912)
Спящая цыганка (1912)
Церковь (зелёная) (1912)
Церковь (лиловая) (Церковь Ильи Обыденного в Москве) (1912)
Натюрморт с фикусом (1913)
Портрет мужчины (1913)
Старая Руза (1913)
Старик (1913)
Девушка в тюрбане (Портрет Е.С. Потехиной) (1914)
Крымский пейзаж. Коктебель (1914)
Натюрморт на белой скатерти (1914)
Портрет женщины в розовом (1914)
Хлеб и кувшин (1914)
Крым. Пирамидальный тополь (1915)
Крымский пейзаж. Во дворе (1915)
Натюрморт с клевером (1915)
Портрет Мидхата Рефатова (1915)
Турецкая пекарня. Крым (1915)
Турецкие бани в Бахчисарае (1915)
Цветы на зелёном фоне (1915)
Автопортрет на фоне окна. Крым (1916)
Дворик в Крыму (1916)
Обнажённая. Крым (1916)
Пейзаж в горах (1916)
Солнце. Крым. Козы (1916)
Бутылки у окна (Поющие бутылки) (1917)
Женщина у пианино (Портрет Е.С. Потехиной) (1917)
Мужской портрет (Автопортрет) (1917)
Мужчина в котелке (Портрет Я.Ф. Каган-Шабшая) (1917)
Натюрморт с бутылкой (1917)
Негр (Артист цирка) (1917)
Берёза (1918)
Бумажные цветы в вазе (1918)
Дама в красном (Портрет Е.С. Потехиной) (1918)
Мулатка Амра (1918)
Спящая женщина (1918)
Больная девочка (Девочка в лиловом) (1920)
Красная мебель (1920)
Автопортрет с завязанным ухом (1921)
Витебск (1921)
Деревья у забора (1921)
Книги (1921)
Книги и графин (1921)
Красные дома (1921)
Женщина в красном лифе (Портрет Р.В. Идельсон) (1922)
Женщина с розовым веером (1922)
Обнажённая (лежащая) (1922)
Обнажённая в кресле (1922)
Печка (1922)
Автопортрет с женой (1923)
Женщина в белой повязке (1923)
Молодой живописец (Портрет Л.Я. Зевина) (1923)
Автопортрет в белой рубашке (1924)
Автопортрет в жёлтом (1924)
Натюрморт с курицей (1924)
Нищий (1924)
Подруги (Двойной портрет Н.И. Свешниковой и Г.А. Назаревской) (1924)
Портрет мальчика с книгой (Портрет В.Р. Фалька) (1925)
Сухое дерево. Крым. Судак (1925)
Девушка у окна (Портрет Р.В. Идельсон) (1926)
Женщина, расчёсывающая волосы (1926)
Из окна мастерской. Осеннее утро в Москве (1926)
Портрет А.В. Азарх-Грановской (1926)
Портрет К.С. Станиславского (1926)
Урок (Ликбез) (1926)
Бухта в Балаклаве (1927)
Воспоминание (1929)
Женщина, лежащая на тахте под картиной Сезанна (Портрет Р.В. Идельсон) (1929)
Мост Мари (1929)
Пейзаж с пароходиком (Париж. На Сене) (1929)
Трубы (1929)
Фуар. Фотография. Ночной Париж (1920-е гг.)
Женщина в красном (Портрет Л.Г. Попеску) (1930)
Автопортрет с африканской скульптурой (1931)
Портрет Абрама Минчина (1931)
Старуха в зелёном (1931)
Старуха в чёрном (Старуха с кофейником) (1931)
Девушка в синем платье (1932)
Девушка с попугаем (Портрет И.Б. Агапьевой-Соколовой) (1932)
Женщина в берете (1932)
Повар (1932)
Апельсины в корзинке (1933)
Индус (1933)
Натюрморт с рыбами (1933)
Оливы. Прованс (1933)
Пейзаж с рекламой. Париж (1933)
Портрет В.Р. Фалька, сына художника (1933)
Портрет И.Г. Эренбурга (1933)
Старухи (Одиночество) (1933)
Портрет Л.М. Эренбург-Козинцевой (1932–1934)
Автопортрет. Бретань (1934)
В театре. Париж (1934)
Место под застройку (1934)
Мост в Сен-Клу на окраине Парижа (1934)
Пейзаж с водоёмом. Бретань (1934)
Ферма в Бретани (1934)
Пляжные кабинки. Бретань (1934–1935)
Автопортрет (Мулат) (1935)
Автопортрет с трубкой (1935)
Больная гречанка (1935)
Бретонка (Жена рыбака) (1935)
Бретонский рыбак (1935)
Дама в шляпке (Портрет М.П. Перевощиковой) (1935)
Жёлтые цветы (1935)
На берегу океана. Бретань (Дом у моря) (1935)
Обнажённая, сидящая на табурете (1935)
Парижанка (Элиан Тайар) (1935)
Пейзаж с сапогом (1935)
Портрет В.Р. Фалька, сына художника (1935)
Тропинка в лесу. Окрестности Парижа (1935)
Чеснок (1935)
Автопортрет (1936)
Автопортрет в красной феске и жёлтом шарфе (1936)
Балерина (1936)
Букет (1936)
Дама в синем (1936)
Дорога в поле (1936)
Набережная Сены. Париж (1936)
Сицилийская кукуруза (1936)
Тихая улочка. Весна в Париже (1936)
Три дерева (1936)
Тулон. Деревья (1936)
В кафе. Париж (1937)
Дом в Лонжюмо, где в 1911 году жил В.И. Ленин (1937)
Весна в Крыму (1938)
Осенние деревья. Пейзаж с осликом (1938)
Чайхана. Самарканд (1938)
Деревья у пруда (1939)
Ленинград. Нева (1939)
Регистан зимой. Самарканд (1939)
Булонский лес (1930-е гг.)
Велосипедист у бара (1930-е гг.)
Весна в Париже. Платаны на набережной (1930-е гг.)
Ночная Сена (1930-е гг.)
Ночной Париж (1930-е гг.)
Париж. Трокадеро (1930-е гг.)
Парижское кафе под тентом (1930-е гг.)
Сумерки на Сене (1930-е гг.)
Улица в Париже (1930-е гг.)
Строительство Дворца Советов (1939)
Портрет жены в интерьере мастерской (1939–1940)
Портрет В.Р. Фалька, сына художника (1941)
Золотой пустырь. Самарканд (1943)
Отдых под деревьями. Самарканд (1943)
Пейзаж с минаретами (1943)
Ранняя весна. Самарканд (1943)
Регистан (1943)
У хауса. Самарканд (1943)
Улица в Самарканде на фоне Биби-Ханым (1943)
Натюрморт с африканской скульптурой (1944)
Портрет А.В. Щекин-Кротовой в жёлтой блузке (1944)
Портрет Т.И. Сельвинской в голубом (1944)
Портрет Т.И. Сельвинской в красном (1944)
Перед снегом. Софрино (1945)
Портрет А.В. Щекин-Кротовой в белой шали (1945)
Портрет жены (А.В. Щекин-Кротова в Софрино) (1945)
Забор. Хотьково (1946)
Лиловый букет (1946)
Мост у старой тюрьмы (1946)
Портрет дочери Кириллы Фальк (1946)
Портрет Ц.А. Воскресенской (1946)
Портрет С.М. Михоэлса (1947–1948)
Пейзаж с сараем (1948)
Портрет А.В. Щекин-Кротовой в чёрной шали (1948)
Портрет В.Б. Шкловского (1948)
Букет с полевыми цветами (1940-е гг.)
Жасмин в стеклянной банке (1940-е гг.)
Осенний пейзаж с берёзой (1940-е гг.)
Черёмуха в кувшине (конец 1940-х гг.)
7 ноября из окон ателье (1950)
Автопортрет в серой блузе (1950)
Маки (1950)
Московский пейзаж (1950)
Портрет К.А. Некрасовой (1950)
Портрет О.С. Северцевой (1950–1951)
Окно. Молдавия (1951)
Портрет А.Г. Габричевского (1951)
Цветы в супнице (1951)
Армянка (Портрет З.Н. Калатозовой) (1952)
Белый шиповник в горшке (1952)
Голубка и роза (1952)
Натюрморт с крынками (1952)
Портрет И.Г. Глинки (1952)
Летний день (Паланга) (1953)
Портрет А.В. Щекин-Кротовой в розовой шали (1953)
Портрет А.Г. Габричевского (1953)
Пейзаж с бузиной (1954)
Улочка в дачном посёлке (1954)
Хотьково. Монастырь (1954)
Автопортрет в соломенной шляпе (1955)
Гречанка (Портрет И.Г. Костаки) (1955)
Загорск. Солнечный день (1955)
Картошка (1955)
Цветы на балконе (1955)
Загорск. Осень (1956)
Натюрморт с красным горшочком (1956)
Солнечный день. Загорск (1956)
Улица Горького (1956)
Фикус (1956)
Автопортрет в красной феске (1957)
Голубой букет (1957)
Сквозь ветви (1957)
Шура (1957)
Обложка: https://lavrus.tretyakov.ru
Важнейшие события:
1886 – рождение Р.Р. Фалька
1905–1909 – учёба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
1910–1916 – членство в художественном объединении «Бубновый валет»
1918–1928 – преподавание в ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН
1928–1937 – эмиграция во Францию
1937–возвращение в СССР
1941–1943 – эвакуация в Башкирию и Узбекистан
1958 – смерть Р.Р. Фалька
Новое
Видео
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России
20 августа 1914 года Россия одержала победу над германской армией в сражении под Гумбинненом (ныне Калининградская область). Русские под командованием генерала Ранненкампфа нанесли сокрушительное поражение противнику в первом сражении на Восточном фронте Первой мировой. Немцы были вынуждены перебрасывать войска с Западного фронта. Их наступление на Париж было сорвано
Смерть и свобода. Об отношении свободы к смерти в русской и немецкой философии
О лекторе Андреас Буллер - доктор философии, Штутгарт, Германия. Полное содержание лекции опубликовано в книге "Три лекции о понятии СЛЕД".