Фальк Роберт

Роберт Рафаилович Фальк – выдающийся художник русского авангарда. Его талант пережил взлёты и падения, яркие открытия и повседневную рутину, восхищение и забвение, чтобы, наконец, приобрести признание ценителей живописи и миллионные торги на современных аукционах искусства.
Детство и юность Роберта Фалька
Художник родился 15 (27) октября 1886 года в Москве в обрусевшей еврейской семье с хорошим достатком. Его отец Рафаил Александрович, юрист по образованию, считался одним из сильнейших московских шахматистов и со временем сделал своё увлечение профессией. В детстве Роберт учился в Петропавловском реальном училище, бредил музыкой, «изрядно играл на рояле», собирался поступать в консерваторию. Но в 16 лет, когда на день рождения ему подарили мольберт, краски и этюдник, юноша решил непременно стать художником.
Целые дни напролёт Роберт проводил на природе за этюдами, занимался в частных школах и студиях, а в 1905 году, несмотря на горячие протесты отца, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Молодой человек посещал лекции А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака, А.М. Васнецова, совершенствовал мастерство под руководством В.А. Серова и К.А. Коровина. Особенно много Фальк почерпнул у последнего – мастер учил молодого студента остроте цветового видения.
В то время училище было эпицентром новых идей, живых творческих споров об искусстве. В стенах альма-матер Фальк завёл дружбу с И.И. Машковым, А.В. Лентуловым, В.В. Рождественским, увлёкся идеями постимпрессионизма и кубизма. Фальк и его друзья-единомышленники образовали ядро художественного объединения «Бубновый валет», ставшего заметным событием русского Серебряного века. Члены кружка противопоставляли себя скучным академикам, назидательным передвижникам и излишне утончённым сторонникам «Мира искусства». Они проповедовали ультрасовременные течения, – экспрессионизм, кубизм, фовизм, кубофутуризм, – густо замешанные на русском лубке и городском фольклоре.
Творчество Роберта Фалька
Несколько лет Фальк упорно искал способы самовыражения в живописи. В годы ученичества он перепробовал все модные стили, пытаясь добиться эмоциональной выразительности – то деформацией объёмов, то энергичными сочетаниями цветов. Начиная с 1906 года, молодой художник регулярно участвовал в художественных выставках, выставляясь в Москве, Петербурге, Одессе. Для его работ периода «Бубнового валета» характерны яркая контрастность, обводы контуров, пластика искажений. Любимые направления Фалька того времени – кубизм и сезаннизм – нашли выражение в его лучших картинах.
В 1911 году Фальк предпринял путешествие по Италии, нередко перемещаясь пешком. Он посетил святые для любого русского живописца Рим, Флоренцию, Венецию, Милан, ознакомился с итальянской природой и архитектурой, постоянно размышляя об искусстве. Как художник, он отрицал абстракционизм, разойдясь в его оценке с коллегами по «Бубновому валету» И.И. Машковым и П.П. Кончаловским. Фальк считал абстракцию произволом, схемой и случайностью.
Октябрьская революция 1917 года открыла для художника новые возможности. Он активно включился в «творческое строительство» советской власти. С 1918 по 1928 гг. Фальк преподавал как профессор живописи в Высших художественно-технических мастерских, преобразованных в Высший художественно-технический институт – последнем он даже занимал пост декана. К началу 1920-х гг. проявился фирменный стиль картин Фалька – тёмные сглаженные тона, в которых господствовал во всех оттенках и нюансах красный цвет. Знаковая работа в данной манере – «Красная мебель», датируемая 1920 годом. В 1924 и 1927 гг. в Третьяковской галерее и Доме учёных прошли персональные выставки Фалька. В 1922–1925 гг. он также занимался оформлением спектаклей в Московском еврейском театре.
В 1928 году художник отправился во Францию «с целью изучения классического наследия». Командировка растянулась на 10 лет. В эмиграции Фальк продолжал упорно работать, добиваясь совершенства в «сезанновском мазке», но его эстетические вкусы смещались с художников-авангардистов к французам XIX века. Особое восхищение вызывал у Фалька Камиль Коро. Он осознал, что прежнее его чувство света было примитивно, и продолжал поиски гармонии, композиции, цветовых решений.
Особое внимание в этот период Фальк уделял натюрморту, поставив себе задачу одухотворить предметы, «вдохнуть жизнь в картофелину». Для пейзажей Фалька французского периода свойственны сумеречные тона, серо-серебристая гамма. Постепенно имя художника стало известным в парижских салонах, он выставлялся в Тюильри и галерее Ренессанс.
В конце 1937 года Фальк вернулся в СССР – совсем в другую страну, нежели та, из которой он уезжал десятилетием ранее. В художественных вкусах окончательно победили официоз и соцреализм, модернистские исследования Фалька утратили актуальность. Теперь его творчество ассоциировалось с упадничеством и формализмом, а потому оказалось мало востребованным. В 1940–1950-е гг. Фальк писал «тихие» картины.
Уже по смерти художника родился анекдот, связанный со знаменитой выставкой в Третьяковской галерее, организованной в 1962 году в честь 30-летия Московского союза художников. Когда на выставку приехал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв, он якобы задержался у картины Фалька «Обнажённая в кресле», спросив экскурсоводов: «А это у вас что?» «Это «Обнажённая» Фалька», – ответили ему. «Какая ещё Валька?» – разозлился генсек.
Семья и личная жизнь Роберта Фалька
Роберт Фальк женился четырежды. Первой его супругой в 1909 году стала сокурсница по училищу Елизавета Сергеевна Потехина (1882–1963). Ради венчания Фальк принял православие и сменил имя на Роман, которое использовал вплоть до революции. В этом союзе в 1916 году родился сын Валерий, который, как и родители, выбрал карьеру художника. С началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, получил ранение, и весной 1943 года умер в госпитале. Известно множество портретов Елизаветы Потехиной, оставленных художником.
Первый брак Фалька распался в 1920 году, когда он встретил на этюдах в Крыму Киру Константиновну Алексееву (1891–1977), дочь великого театрального деятеля К.С. Станиславского. Бурный роман окончился свадьбой и рождением дочери Кириллы Фальк (1921–2006), будущей переводчицы, но уже в 1922 году новая пассия художника, Раиса Вениаминовна Идельсон (1894–1972), стала причиной второго развода. Образованная красавица Раиса оставалась женой Фалька до 1930 года, когда рассталась с ним, не стерпев измены.
Четвертой и последней супругой Фалька в 1939 году после короткого романа стала Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910–1992). Большая разница супругов в возрасте не помешала счастливой семейной жизни. Впоследствии она выпустила несколько книг, посвящённых жизни и творчеству Фалька.
Смерть и похороны Роберта Фалька
Обладая колоссальным трудолюбием, Фальк, по его собственным словам, работал «как каменотёс». Ежедневно художник отрабатывал два сеанса масляной живописи – утром и после обеда, в промежутке занимаясь акварелью, а вечером рисовал. Однако после 60 лет здоровье начало подводить мастера.
В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Самарканде на юге Узбекистана, художник переболел бруцеллёзом в тяжёлой форме, после чего его некоторое время плохо слушались руки. В 1950-е гг. Фальк перенёс инфаркт, от последствий которого и умер 1 октября 1958 года, не дожив до 72 лет. Похоронили Роберта Фалька на Калитниковском кладбище на юго-востоке Москвы.
Известные работы Роберта Фалька
Наследие художника огромно – один только каталог его живописи содержит более 1200 работ, созданных на протяжении более чем полувека. В творческой биографии Фалька заметны как несколько неизменно присутствующих жанров – натюрморт, пейзаж, портрет, так и несколько «перемен курса» – кубизм, фовизм, постимпрессионизм и т.д.
Лучшие его работы времён «Бубнового валета», написанные в 1912–1915 гг. – «Портрет журналиста Мидхата Рефатова» и «Спящая цыганка» – выполнены в крупных рубленых формах, с помощью которых художник пытался передать внутреннюю динамику моделей. Созданные в 1916 году пейзажи «Долина в Крыму» и «Солнце. Крым. Козы» передают романтический настрой автора, его попытку избавится от отвлечённости прежних работ. Вершиной дореволюционного Фалька исследователи признают написанный в 1917 году портрет жены художника Елизаветы Потехиной «Женщина у пианино». Лёгкая угловатость образа вносит особую остроту в цветопластику и придаёт полотну лирическое звучание.
Первое десятилетие советской власти стало периодом расцвета творчества Фалька. В это время он создал такие шедевры как «Красная мебель» и «Автопортрет в жёлтом». Для них характерен новый почерк: теперь Фальк стремился играть на тончайших оттенках цвета, добиваясь в этой области удивительного совершенства.
Парижский период 1928–1937 гг. оказался отмечен камерностью и лиричностью. Лучшие полотна этой поры – цикл городских видов Парижа. В картине «Париж. Сена» подробности архитектуры растворены в световоздушной атмосфере. Пейзаж «Три дерева» полон печальной музыки. Стоит также упомянуть портреты И.Г. Эренбурга и Л.Г. Попеску.
Живопись Фалька последних двух десятилетий жизни (1938–1958 гг.) исполнена тихой красоты: это лишённые экзотики виды Самарканда, Бухары, Ташкента, Москвы, Сергиева Посада, натюрморты, созданные в манере Сезанна, которого Фальк боготворил до конца своих дней, великолепные портреты А.В. Щекин-Кротовой, С.М. Михоэлса, В.Б. Шкловского.
Значение творчества Роберта Фалька
Один из плеяды талантливых бунтарей Серебряного века, Роберт Фальк прошёл большой и сложный творческий путь. Произведения Фалька – свидетельства вечных поисков и несомненных удач – раскрывают свою красоту только опытному, вдумчивому зрителю. Они лишены шума и блеска, они философичны. Изучение Фалька – прекрасная школа совершенствования для молодых художников.
Список известных произведений Роберта Фалька
Портрет Ляли Фальк (1905)
Автопортрет на синем фоне (1906)
Зимний пейзаж в Покрове (1906)
Автопортрет (1906–1907)
Берёза (1907)
Весна (1907)
Зелёное дерево (Цветущая черёмуха) (1907)
Лиза на солнце (Портрет Е.С. Потехиной) (1907)
Молодые стволы (Берёзки) (1907)
Снежные крыши. Солнце (1907)
Крым. Ай-Тодор. Розовый капот (1908)
Автопортрет на фоне крыш (1909)
Лиза в розовом (Портрет Е.С. Потехиной) (1909)
Базар в Воскресенске (1910)
Вечерний пейзаж (1910)
Дама в жёлтой блузке (Портрет А.К. Бобровской) (1910)
Задний двор (1910)
Лиза в кресле (Портрет Е.С. Потехиной) (1910)
Натюрморт (1910)
Пейзаж с собакой (1910)
Торговец старым платьем (1910)
Двойной портрет на фоне улицы (Семейный портрет) (1911)
Девочка в креслице (1911)
Лиза с зонтиком (Портрет Е.С. Потехиной) (1911)
Пароходная пристань. Серый день (1911)
Бутылки и кувшин (1912)
Конотопские девушки (Подёнщицы на отдыхе) (1912)
Московский дворик (1912)
Пейзаж с мостиком (1912)
Пейзаж с парусом (1912)
Пейзаж со свиньями (1912)
Спящая цыганка (1912)
Церковь (зелёная) (1912)
Церковь (лиловая) (Церковь Ильи Обыденного в Москве) (1912)
Натюрморт с фикусом (1913)
Портрет мужчины (1913)
Старая Руза (1913)
Старик (1913)
Девушка в тюрбане (Портрет Е.С. Потехиной) (1914)
Крымский пейзаж. Коктебель (1914)
Натюрморт на белой скатерти (1914)
Портрет женщины в розовом (1914)
Хлеб и кувшин (1914)
Крым. Пирамидальный тополь (1915)
Крымский пейзаж. Во дворе (1915)
Натюрморт с клевером (1915)
Портрет Мидхата Рефатова (1915)
Турецкая пекарня. Крым (1915)
Турецкие бани в Бахчисарае (1915)
Цветы на зелёном фоне (1915)
Автопортрет на фоне окна. Крым (1916)
Дворик в Крыму (1916)
Обнажённая. Крым (1916)
Пейзаж в горах (1916)
Солнце. Крым. Козы (1916)
Бутылки у окна (Поющие бутылки) (1917)
Женщина у пианино (Портрет Е.С. Потехиной) (1917)
Мужской портрет (Автопортрет) (1917)
Мужчина в котелке (Портрет Я.Ф. Каган-Шабшая) (1917)
Натюрморт с бутылкой (1917)
Негр (Артист цирка) (1917)
Берёза (1918)
Бумажные цветы в вазе (1918)
Дама в красном (Портрет Е.С. Потехиной) (1918)
Мулатка Амра (1918)
Спящая женщина (1918)
Больная девочка (Девочка в лиловом) (1920)
Красная мебель (1920)
Автопортрет с завязанным ухом (1921)
Витебск (1921)
Деревья у забора (1921)
Книги (1921)
Книги и графин (1921)
Красные дома (1921)
Женщина в красном лифе (Портрет Р.В. Идельсон) (1922)
Женщина с розовым веером (1922)
Обнажённая (лежащая) (1922)
Обнажённая в кресле (1922)
Печка (1922)
Автопортрет с женой (1923)
Женщина в белой повязке (1923)
Молодой живописец (Портрет Л.Я. Зевина) (1923)
Автопортрет в белой рубашке (1924)
Автопортрет в жёлтом (1924)
Натюрморт с курицей (1924)
Нищий (1924)
Подруги (Двойной портрет Н.И. Свешниковой и Г.А. Назаревской) (1924)
Портрет мальчика с книгой (Портрет В.Р. Фалька) (1925)
Сухое дерево. Крым. Судак (1925)
Девушка у окна (Портрет Р.В. Идельсон) (1926)
Женщина, расчёсывающая волосы (1926)
Из окна мастерской. Осеннее утро в Москве (1926)
Портрет А.В. Азарх-Грановской (1926)
Портрет К.С. Станиславского (1926)
Урок (Ликбез) (1926)
Бухта в Балаклаве (1927)
Воспоминание (1929)
Женщина, лежащая на тахте под картиной Сезанна (Портрет Р.В. Идельсон) (1929)
Мост Мари (1929)
Пейзаж с пароходиком (Париж. На Сене) (1929)
Трубы (1929)
Фуар. Фотография. Ночной Париж (1920-е гг.)
Женщина в красном (Портрет Л.Г. Попеску) (1930)
Автопортрет с африканской скульптурой (1931)
Портрет Абрама Минчина (1931)
Старуха в зелёном (1931)
Старуха в чёрном (Старуха с кофейником) (1931)
Девушка в синем платье (1932)
Девушка с попугаем (Портрет И.Б. Агапьевой-Соколовой) (1932)
Женщина в берете (1932)
Повар (1932)
Апельсины в корзинке (1933)
Индус (1933)
Натюрморт с рыбами (1933)
Оливы. Прованс (1933)
Пейзаж с рекламой. Париж (1933)
Портрет В.Р. Фалька, сына художника (1933)
Портрет И.Г. Эренбурга (1933)
Старухи (Одиночество) (1933)
Портрет Л.М. Эренбург-Козинцевой (1932–1934)
Автопортрет. Бретань (1934)
В театре. Париж (1934)
Место под застройку (1934)
Мост в Сен-Клу на окраине Парижа (1934)
Пейзаж с водоёмом. Бретань (1934)
Ферма в Бретани (1934)
Пляжные кабинки. Бретань (1934–1935)
Автопортрет (Мулат) (1935)
Автопортрет с трубкой (1935)
Больная гречанка (1935)
Бретонка (Жена рыбака) (1935)
Бретонский рыбак (1935)
Дама в шляпке (Портрет М.П. Перевощиковой) (1935)
Жёлтые цветы (1935)
На берегу океана. Бретань (Дом у моря) (1935)
Обнажённая, сидящая на табурете (1935)
Парижанка (Элиан Тайар) (1935)
Пейзаж с сапогом (1935)
Портрет В.Р. Фалька, сына художника (1935)
Тропинка в лесу. Окрестности Парижа (1935)
Чеснок (1935)
Автопортрет (1936)
Автопортрет в красной феске и жёлтом шарфе (1936)
Балерина (1936)
Букет (1936)
Дама в синем (1936)
Дорога в поле (1936)
Набережная Сены. Париж (1936)
Сицилийская кукуруза (1936)
Тихая улочка. Весна в Париже (1936)
Три дерева (1936)
Тулон. Деревья (1936)
В кафе. Париж (1937)
Дом в Лонжюмо, где в 1911 году жил В.И. Ленин (1937)
Весна в Крыму (1938)
Осенние деревья. Пейзаж с осликом (1938)
Чайхана. Самарканд (1938)
Деревья у пруда (1939)
Ленинград. Нева (1939)
Регистан зимой. Самарканд (1939)
Булонский лес (1930-е гг.)
Велосипедист у бара (1930-е гг.)
Весна в Париже. Платаны на набережной (1930-е гг.)
Ночная Сена (1930-е гг.)
Ночной Париж (1930-е гг.)
Париж. Трокадеро (1930-е гг.)
Парижское кафе под тентом (1930-е гг.)
Сумерки на Сене (1930-е гг.)
Улица в Париже (1930-е гг.)
Строительство Дворца Советов (1939)
Портрет жены в интерьере мастерской (1939–1940)
Портрет В.Р. Фалька, сына художника (1941)
Золотой пустырь. Самарканд (1943)
Отдых под деревьями. Самарканд (1943)
Пейзаж с минаретами (1943)
Ранняя весна. Самарканд (1943)
Регистан (1943)
У хауса. Самарканд (1943)
Улица в Самарканде на фоне Биби-Ханым (1943)
Натюрморт с африканской скульптурой (1944)
Портрет А.В. Щекин-Кротовой в жёлтой блузке (1944)
Портрет Т.И. Сельвинской в голубом (1944)
Портрет Т.И. Сельвинской в красном (1944)
Перед снегом. Софрино (1945)
Портрет А.В. Щекин-Кротовой в белой шали (1945)
Портрет жены (А.В. Щекин-Кротова в Софрино) (1945)
Забор. Хотьково (1946)
Лиловый букет (1946)
Мост у старой тюрьмы (1946)
Портрет дочери Кириллы Фальк (1946)
Портрет Ц.А. Воскресенской (1946)
Портрет С.М. Михоэлса (1947–1948)
Пейзаж с сараем (1948)
Портрет А.В. Щекин-Кротовой в чёрной шали (1948)
Портрет В.Б. Шкловского (1948)
Букет с полевыми цветами (1940-е гг.)
Жасмин в стеклянной банке (1940-е гг.)
Осенний пейзаж с берёзой (1940-е гг.)
Черёмуха в кувшине (конец 1940-х гг.)
7 ноября из окон ателье (1950)
Автопортрет в серой блузе (1950)
Маки (1950)
Московский пейзаж (1950)
Портрет К.А. Некрасовой (1950)
Портрет О.С. Северцевой (1950–1951)
Окно. Молдавия (1951)
Портрет А.Г. Габричевского (1951)
Цветы в супнице (1951)
Армянка (Портрет З.Н. Калатозовой) (1952)
Белый шиповник в горшке (1952)
Голубка и роза (1952)
Натюрморт с крынками (1952)
Портрет И.Г. Глинки (1952)
Летний день (Паланга) (1953)
Портрет А.В. Щекин-Кротовой в розовой шали (1953)
Портрет А.Г. Габричевского (1953)
Пейзаж с бузиной (1954)
Улочка в дачном посёлке (1954)
Хотьково. Монастырь (1954)
Автопортрет в соломенной шляпе (1955)
Гречанка (Портрет И.Г. Костаки) (1955)
Загорск. Солнечный день (1955)
Картошка (1955)
Цветы на балконе (1955)
Загорск. Осень (1956)
Натюрморт с красным горшочком (1956)
Солнечный день. Загорск (1956)
Улица Горького (1956)
Фикус (1956)
Автопортрет в красной феске (1957)
Голубой букет (1957)
Сквозь ветви (1957)
Шура (1957)
Обложка: https://lavrus.tretyakov.ru
Важнейшие события:
1886 – рождение Р.Р. Фалька
1905–1909 – учёба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
1910–1916 – членство в художественном объединении «Бубновый валет»
1918–1928 – преподавание в ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН
1928–1937 – эмиграция во Францию
1937–возвращение в СССР
1941–1943 – эвакуация в Башкирию и Узбекистан
1958 – смерть Р.Р. Фалька