Лесгафт Пётр
Пётр Лесгафт. Как выработать человека?
Важной, хотя и зачастую воспринимающейся как факультативной, частью медицины является физическое воспитание. И не так уж много было в позапрошлом веке тех, кто понимал исключительную его значимость для всего народа. Именно таким нечасто встречающимся самородком был герой нашего сегодняшнего рассказа.
Отец будущего выдающегося новатора русской медицины был обрусевшим немцем, коих в ту пору много жило в России. Он держал небольшую ювелирную лавку, позволявшую ему числиться купцом 3-й гильдии. Как и положено в немецких семьях, с детства мальчика окружала строгая благопристойная атмосфера без особых излишеств.
Пётр родился 8 (по новому стилю — 20) сентября 1837 года в Петербурге. Первое своё образование Лесгафт получил дома, а когда пришло время, отец отправил его следом за братьями учиться в знаменитом Петришуле — Главном немецком училище имени Святого Петра. Учился Пётр хорошо, но содержали учащихся в строгости, из-за чего он вскоре сильно исхудал. Обеспокоенный отец решил на время пристроить мальчика учеником к знакомому провизору, дабы тот немного поправил здоровье. Но юноша оказался по натуре своей холериком, и нудная, однообразная работа его не устроила, в результате чего пробыл он в аптеке недолго. Образование своё он продолжил в Анненшуле — Училище имени Святой Анны при лютеранской церкви.
В 1853 году Пётр Францевич закончил училище, и, к удивлению родителей, помнивших, как не задался опыт медицинской работы у их сына, выбрал местом своей дальнейшей учёбы Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Основанная ещё при Павле I, она была лучшим в стране медицинским высшим учебным заведением, и 1850-1860-е годы как раз были блестящей эпохой в ей истории. Здесь работали лучшие преподаватели и учёные, а талантливая молодёжь имела возможность поехать продолжать образование в Европе. В 1846 году здесь был основан первый в Росии анатомический институт, который вскоре перешёл в ведение профессора Венцеслава Леопольдовича Грубера — поистине выдающегося анатома, первооткрывателя ряда новых сосудов, мускулов, костей. Именно под его руководством Лесгафт заинтересовался анатомией, и, когда в 1861 году учёба завершилась, Грубер оставил талантливого молодого человека на кафедре в качестве преподавателя анатомии.
Свою карьеру Лесгафт продолжил в 1868 году на медицинском факультете Казанского университета в качестве экстраординарного профессора кафедры физиологической анатомии. По рассказам современника, первая его лекция прошла неудачно — слушатели даже «выражали своё неодобрение шиканьем» на путающегося преподавателя. Но природное трудолюбие и настойчивость сделали своё дело — позднее те же самые слушатели полюбили Петра Францевича, и даже порой бурно аплодировали ему.
Казанский университет десятилетиями был рассадником вольнодумства и нигилизма. Министерство народного просвещения и Министерство внутренних дел неоднократно обрушивали на него волны репрессий, под одну из которых попал и Пётр Францевич. Вероятно, кто-то донёс на него как сторонника прогрессивных взглядов, и Лесгафт был изгнан из университета, да ещё и с лишением права преподавать.
Впору было бы опустить руки, но Пётр Францевич был не приучен поступать так. Лесгафт возвращается к любимому учителю, профессору Груберу, и тот пристроил его в анатомическую клинику Военно-медицинской академии. Опала продлилась недолго, и уже в середине 1870-х годов он даже был направлен по линии Военного министерства для изучения постановки физического воспитания в европейских странах — Германии, Франции, Великобритании.
К преподавательской работе Лесгафт был допущен только в 1884 году в качестве приват-доцента Санкт-Петербургского университета. Его лекции по анатомии пользовались исключительной популярностью у студентов. Современники вспоминали, что его лекции «совершали душевный переворот, оставляли глубокий след на всю жизнь». Ими отмечалось незаурядное преподавательское умение увязывать описание частных явлений с общими идеями, а также наглядная демонстрация связи науки с повседневной жизнью. Описывая двумя-тремя фразами самую сложную картину, он был способен разом захватить всю аудиторию. Его студенты вышли в науку и практическую медицину не только как первоклассные специалисты, но и сложившиеся личности со своей системой взглядов на жизнь, на место человека в природе, на труд как важнейший элемент в развитии личности.
Лесгафт принадлежал к той лучшей породе врачей, которая составила славу отечественной медицины второй половины XIX – начала XX веков. Он был абсолютно бескорыстным человеком, искренне считавшим медицинскую помощь гражданским долгом, а не услугой, оказываемой за счёт больного. Здоровье человека было его высшим идеалом, и именно ему он служил всю свою жизнь, не щадя своих сил, работая по 15-18 часов в сутки.
Пётр Францевич за свою жизнь составил целую систему взглядов о жизни человека, которую увязывал с постоянной, кипучей деятельностью. Он считал, что только неустанный труд может сделать человека нужной, полезной для общества, и именно такие люди являются здоровыми физически, сильными, выносливыми и бодрыми, в то время, как слабость, бессилие, упадок и разрушение — удел лежебок. Он в числе первых в стране обратил внимание на необходимость физических упражнений для поддержания формы на различных этапах жизни человека. По его видению, ими развивается деятельность и сила воли. Именно эти его труды для потомков останутся самыми известными, во многом актуальными и по сей день — не случайно Университет физической культуры, спорта и здоровья сегодня носит его имя. Теория физического образования Лесгафта подавалась им как неразрывная взаимосвязь физического и духовного развития, культура понимания в отношении к движениям собственного тела. И преподаватель физического воспитания, по его мнению, должен не только командовать делать упражнения, а развивать в своих воспитанниках самообладание, нравственность — в противником же случае, по словам самого Петра Францевича, это уже не образование, а гимнастика. Важность задела на будущее в плане коллективной работы он особо отмечал, и предлагал максимально использовать для этого спортивные игры, во время которых каждый их участник сам собой забывает о личных целях и способен бороться за достижение общей цели, придерживаясь общих правил и законов.
Однако физическое воспитание было только одним из направлений исследований Петра Францевича, и было бы несправедливо упомянуть только об этом. Его особенно интересовало воспитание ребёнка в семье и в школе. По его мнению, человек в семье должен развиваться, и именно из адекватного семейного воспитания растут такие качества, как добро, отзывчивость, нравственность. Школа же должна развить его ум, привить независимость во взглядах и суждениях, а также упрочить нравственные представления. Главное же, о чём неплохо бы помнить и сейчас — ребёнка нельзя сделать человеком, можно лишь содействовать процессу выработки человека им самим. Если же ребёнка постоянно направлять, то он вырастет неприспособленным к жизни. Лесгафт с критикой отзывался о школе своего времени, впрочем, надо сказать, что и о сегодняшней нашей школе он бы отозвался не самым лучшим образом. Его мечтой было, чтобы школа приучала человека рассуждать, помогала вырабатывать его самостоятельную личность, развёртываться в полную силу, воспитывала его в гармонии с природой. К сожалению, приходится констатировать, что пока его мечта реализации в полной мере не достигла.
Не оставлял Лесгафт и своих анатомических изысканий. Он опубликовал целый ряд трудов, описав круговую мышцу глаза, мышцы и фасции мочеиспускательного канала, глоточную сумку; исследовав ряд аномалий в человеческом организме, причин, влияющих на форму костей. Фундаментальными стали его труды «Анатомия человека» и «Основы теоретической анатомии», получившие признание в научном и педагогическом мире, и даже переведённые на иностранные языки.
С годами надзор полиции за Лесгафтом не ослабевал, и последние годы его жизни выдались тяжёлыми. Он преподавал анатомию на Женских врачебных курсах, также считавшихся рассадником нигилизма и вольнодумства, а позднее создал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования, позднее закрытых правительством. В 1901 году, во время репрессий, обрушившихся на университеты после убийства министра народного просвещения Николая Боголепова, Пётр Францевич был выслан из столицы на год. Вторично он был уволен после студенческих демонстраций в Первую русскую революцию. Лесгафт открыл вечерние курсы для рабочих, но в 1907 году и они были закрыты распоряжением правительства. Весной 1909 года ему удалось добиться открытия естественно-исторических курсов в его биологической лаборатории, и он сам начал читать на них анатомию.
Здоровье Петра Францевича сильно пошатнулось, и в ноябре 1909 года он уехал в Египет, где стал лечиться в местном санатории. Однако поездка в жаркий климат с больными почками оказалась ошибкой — Лесгафт угас в пансионате за считанные недели. Его не стало 28 ноября (по новому стилю — 11 декабря) 1909 года. В родной город он вернулся уже в гробу, который 19 декабря 1909 года был опущен в землю Волковского кладбища. Сегодня его могила входит в историко-художественный ансамбль «Литераторские мостки».
В честь выдающегося врача и новатора физического воспитания названы улицы в Казани и в посёлке Токсово Ленинградской области. А Министерство спорта Российской Федерации учредило в память о нём ведомственную медаль для награждения тех, кто внёс большой вклад в развитие спортивной науки и образования. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть ещё раз один из крупнейших отраслевых вузов — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, носящий имя выдающегося врача, который как раз вырос из курсов, основанных Петром Францевичем...
Обложка: Пётр Лесгафт. Источник: https://nstar-spb.ru/