Филатов Нил

4/21/2023

Нил Филатов. Друг детей.

Имя этого человека, скорее всего, немногим сейчас известно, кроме, конечно, профильных специалистов. А между тем, он был первым в России профессиональным детским врачом, фактически основателем отечественной научной педиатрической школы, чьё имя носят лучшие в нашей стране детские больницы.

Нил Фёдорович – выходец из дворянской семьи, жившей в селе Михайловке Саранского уезда Пензенской губернии (в настоящее время это территория Лямбирского района Мордовии). Интересно, что медицинскому ремеслу захотели учиться пятеро из семерых сыновей Фёдора Михайловича Филатова, третьим по счёту из которых был Нил, родившийся 2 июня 1847 года. Первые свои уроки он получил под учительством крепостного его семьи Морозова. Когда Филатову исполнилось двенадцать, он был отправлен в губернский центр в городе Пензе , где стал учиться в местном дворянском институте. Интересно, что среди его педагогов был Илья Николаевич Ульянов, отец Владимира Ленина.

Нил Филатов на отдыхе.

В 1864 году Филатов поступил на медицинский факультет Московского университета. В то время он жил в складчину со своими пятью родными и двумя двоюродными братьями, также являвшихся студентами. Завершив учёбу, он вернулся на родину, и в Саранском уезде стал трудиться земским врачом. В ту пору это было очень почётной, уважаемой в народе профессией – наверное, никогда ни до, ни после врачебная профессия так высоко не ценилась. Насеелениие уезда было в ту пору 58 тысяч человек (и это только мужчин, так как женщин и детей в ту пору вообще статистика не учитывала). В немногочисленное свободное от работы время Филатов учил немецкий язык, мечтая поехать за границу, чтобы постажироваться в европейских клиниках – только таким образом можно было в ту пору вырасти в профессии, познать передовой опыт.

Свою специализацию Филатов избрал под влиянием профессора Николая Тольского. Педиатрия в ту пору не признавалась отечественным медицинским сообществом как самостоятельная дисциплина, и на практике она объединялась с акушерством и гинекологией. Более того – до 1861 года даже курса детских болезней в университетах не читалось. Тольский стал первым, кто добился выделения самостоятельного курса, а затем добился открытия маленького стационара на 11 коек. С такого смехотворного по нынешним временам старта начиналась отечественная педиатрия. Студент Тольского Нил Филатов стал продолжателем его дела, став первым профессиональным врачом-педиатром в Российской империи.

Нил Филатов с новорожденным.

Филатов по совету Тольского поехал совершенствовать квалификацию в Европу. Почти год он практиковался в Вене, затем был ординатором в детской больнице в Праге и постигал патологическую анатомию с гистологией в знаменитом Гейдельбергском университете в Германии. В 1875 году Филатов вернулся в Москву, где устроился в первую в городе детскую больницу на Малой Бронной улице. К тому времени она существовала более тридцати лет, но именно Филатов стал той яркой звездой, при которой больница поднялась на должный уровень – здесь он проработал шестнадцать лет. Спустя год он защитил докторскую диссертацию и стал читать студентам медицинского института Московского университета курс детских болезней – в ту пору он был ещё лишь факультативным. Но с годами Филатов сам напишет педиатрические учебники, сплотит вокруг себя заинтересованных учеников, и на долгие десятилетия вперёд дал толчок отечественной педиатрической школе. Если до него учебные пособия по детским болезням были иностранного авторства, то произошла разительная перемена – его учебники, ставшие первыми русскоязычными, получили самые лестные оценки у крупнейших педиатров современности. Они переводились на английский, немецкий, французский, итальянский, чешский и многие другие языки.

За время своей работы в больнице на Бронной Филатов создал самые знаменитые свои фундаментальные труды, к которым обращалось ещё не одно поколение педиатров. Он не обошёл своим вниманием ни одного известного в ту пору науке детского заболевания и обозрев методику их лечения. Здесь и нервные болезни, и катар кишок, и корь, и краснуха, и дифтерия. А открытие инфекционной природы острого детского заболевания с труднопроизносимым названием «мононуклеоз», сопровождающегося лихорадкой, поражением лимфоузлов, печени, селезёнки, крови, привело к нечастому для исследователя результату – оно получило второе наименование, «болезнь Филатова».

  Нил Филатов со своими ординаторами - Г. Н. Сперанским, В. Г. Григорьевым, С. А. Васильевым.

Возможно, что такое трепетное внимание к разработке методик диагностики и лечения детских болезней вызвало то, что двое из пятерых его детей умерли в раннем возрасте от дифтерии. Детская смертность была настоящим бичом того времени – не случайно многие биографии известных людей, родившихся в тот период начинаются со слов: «родился в многодетной семье, где из стольки-то детей выжило столько-то. Филатов стал одним из первых, кто стал широко применять сыворотку против дифтерии.

В 1891 году скончался его учитель Тольский, и Филатов сам стал профессором, приняв основанные его предшественником инфекционные бараки на Девичьем поле в Москве. Там старались вылечить корь, скарлатину, дифтерию и прочие заболевания, именовавшиеся в те годы «сомнительными». Он работал здесь со своими студентами, которым он передавал не только знания, но и своё видение предназначения врача – цитата «Врач лечит не болезнь, а больного» пережила своего автора, и жива до сих пор. Филатов был из той лучше породы педиатров, которые сами остаются в некотором роде детьми, и поэтому легко находят с ними общий язык и могут сделать для помощи им несколько больше, чем стандартный, мыслящий шаблонно доктор. Известна, например, курьёзная история, когда доктор обнаружил играющего самого с собой юного шахматиста и решил составить ему компанию. Игра окончилась для Филатова поражением. Попытки взять реванш тоже успеха не имели – мальчик раз за разом обыгрывал взрослого врача, который сам был увлечён этой древней игрой. Звали этого юношу Александр Алехин.

Нил Филатов.

Человеческие качества Филатова были действительно выдающимися, и, наверное, таким и должен быть настоящий детский врач. Он совершенно бесплатно лечил тех, чьи родители не могли заплатить врачу, а таких тогда было подавляющее большинство не только сельского, но даже и городского населения. Порой он пристраивал своих маленьких пациентов в клиники за свой счёт и даже покупал им продукты.

Нила Фёдоровича Филатова не стало 26 января (по новому стилю – 8 февраля) 1902 года, и не было человека, знавшего его, который бы не расстроился этому известию. Похоронили его на Ваганьковском кладбище Москвы.

За свою сравнительно недолгую жизнь Нил Фёдорович успел весьма немало. Сегодня там, где находились клиники Девичьего поля, установлен символический памятник великому педиатру Нилу Филатову, на котором высечена надпись, которая, как кажется автору, сделала бы честь любому детскому врачу: «Другу детей». Перед такой оценкой наследников померкли бы и любые академические степени, и всевозможные ордена.

Могила Филатова на Ваганьковском кладбище Москвы.

Сегодня имя Филатова носят крупнейшие детские лечебные заведения обоих столиц – Детская клиническая больница № 5 Санкт-Петербурга и Детская клиническая больница № 13 Москвы; а также Пензенская областная детская клиническая больница им Клинический институт детского здоровья при Первом московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова.

Обложка: Нил Филатов. Источник: https://image.mel.fm/