Сац Наталия

5/18/2023

Имя этой незаурядной женщины хорошо известно в нашей стране. Едва ли кто-то сделал для становления детского театра, эстетического воспитания многих поколений, сколько она. И не случайно её имя носит самый знаменитый детский театр России – Государственный Детский музыкальный театр. Судьба Наталии Сац, меж тем, не было лёгкой, и порой казалось, что все её задумки и планы могли бы и вовсе не осуществиться...

Наталия происходила из творческой семьи. Её отец, Илья Александрович Сац, был довольно известным композитором, мать – Анна Михайловна Щастная, певицей. Их дочь появилась на свет 14 (по новому стилю – 27) августа 1903 года в городе Иркутске. Когда Наталии был год, семья переехала в Москву. Её отец сошёлся с театральными кругами Первопрестольной, и с 1906 года возглавлял музыкальную часть знаменитого Малого художественного театра. Гостями дома были выдающиеся творческие деятели той эпохи – Константин Станиславский, Евгений Вахтангов, Василий Качалов, Иван Москвин, Сергей Рахманинов. Стать актрисой Наталии было, казалось, на роду написано. Сызмальства она занималась в драматической студии, окончила музыкальный техникум.

Наталия Сац в детстве.

Со своими наклонностями Наталия Ильинична определилась довольно рано – понятное дело, что раньше взрослели намного раньше, но даже тогда немного нашлось бы таких, которые к пятнадцатилетнему возрасту поняли, что они хотят в этой жизни сделать. И вот она оказалась из таких уникумов. Уже в 1918 году Сац возглавила детский сектор театрально-музыкальной секции Моссовета, и выдвинула идею создания первого профессионального детского театра, репертуар которого был бы целиком и полностью направлен на юных зрителей. Так появился Детский театр Моссовета.

А в 1921 году, после того, как отставили не сработавшуюся с артистами первую директрису театра Генриэтту Паскар, Сац стала одновременно директором и худруком Московского театра для детей. Причём на эту должность её утвердил сам народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский, которому понравились поставленные Наталией Ильинична спектакли. Новая власть большое внимание уделяло вопросам воспитания подрастающего поколения, тратя на эти нужды большие ресурсы. В том числе ко двору пришёлся и новый театр. Становление его было довольно непростым. Артисты, особенно профессиональные, не горели желанием идти туда, считая это несерьёзным занятием, да и помещение, которое было театру предоставлено, оставляло желать лучшего. Сац пришлось приложить много усилий, чтобы открыть театр в нормальном здании, ранее принадлежавшем ранее кинотеатру «Арс», дирекция которого и чиновники Моссовета были резко против. Но весной 1921 года обновлённый театр был торжественно открыт и принял своих первых посетителей. Помогло в том числе и заступничество прессы – знаменитый в ту пору журналист Михаил Кольцов даже опубликовал материал о необходимости детского театра в главной газете страны – «Правде».

За последующие годы Сац поставила 17 спектаклей. Опыт её был признан успешным, и в феврале 1936 года её театр был преобразован в Центральный детский театр, размещённый в бывшем Втором МХАТе на площади Свердлова. Более того – по образу и подобию её театра стали появляться такие же в союзных республиках и регионах. Наверняка многие из нас в детстве бывали в Театрах юного зрителя (ТЮЗах) – а между тем, они все пошли от московского театра Наталии Сац.

 Афиша спектакля Наталии Сац «Негритёнок и обезьяна».

На пике своей творческой деятельности Наталия Ильинична была арестована органами НКВД СССР. Сначала 17 октября 1937 года от своего поста народного комиссара внутренней торговли СССР был освобождён её муж Израиль Яковлевич Вейцер. 3 ноября 1937 года его арестовали, а 7 мая 1938 года – расстреляли по приговору суда. Вскоре после него, как «члена семьи изменника Родины», была арестована и Сац. Суд приговорил её в 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Срок она отбывала в лагере в городе Рыбинске Ярославской области. После такого удара судьбы впору было бы опустить руки, но талант Натальи Ильиничны и незаурядные организационные способности обратили на себя внимание лагерного начальства. Вскоре она возглавляет всю самодеятельность в лагере, создала хоровой кружок, театр и даже джазовый оркестр. Как вспоминала сама Сац, в театре она поставила классическую пьесу Александра Островского «Бесприданница», главную роль в которой играла женщина, получившая 15 лет за убийство мужа.

В 1942 году истекает срок её заключения, но вернуться в столицу ей не разрешают – как на судимую по политической статье, на неё распространяются ограничения на проживание. Наталия поселяется в Алма-Ате. Там она создала городской театр юного зрителя. В 1958 году её реабилитировали, и она получила возможность вернуться в Москву. Как имеющую большой опыт руководства учреждениями культуры, её сразу же назначили директором Всероссийского гастрольного театра, а потом – заведующей детским отделом Московского эстрадного объединения. В 1961 году без отрыва от основного места работы она окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1962 году Наталия Сац и композитор Дмитрий Кабалевский написали заметку в газету «Правда», в которой обосновали необходимость детского музыкального театра, аналогов которому в мире ещё не было. Так появился Московский детский музыкальный театр, который существует и по сей день, и который носит имя своей основательницы. В её постановках и постановках её учеников перебывали почти всё годящиеся для сцены детские произведения классиков – «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Три толстяка», «Волк и семеро козлят», «Волшебная флейта», «Два капитана», «Молотая гвардия», «Сказка о царе Салтане», «Петя и волк» и многие другие. Она успела написать ещё целых семь книг, а также несколько пьес, инсценировок. либретто. Её театр успешно гастролировал по всему Советскому Союзе и даже по миру. Кроме того, Сац успевала преподавать в ГИТИСе.

Наталия Сац на репетиции.

Наталия Александровна была удостоена звания Героя Социалистического Труда, получилла ордена Ленина, Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов и «Знак Почёта», многими медалями. Она обладатель всех крупнейших государственных премий СССР - Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР, премии Ленинского комсомола. В 1975 году Наталии Александровне было присвоено звание народного артиста СССР. Хотя, думается, более лестным было для неё звание «Мать детских театров мира», которое единогласно присудила ей Международнная ассоциация театров для детей и молодёжи. С ним она вошла в историю мировой театральной культуры.

Судьба подарила ей долгую жизнь. Она умерла 18 декабря 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище. На момент смерти ей было девяносто лет. Не всякому человеку удаётся сделать за свою жизнь столько, сколько успела она. Память о ней живёт в названии созданного ей театра, по её трудам и сегодня учатся режиссёры детских театров, которые есть по всей нашей стране, и которых бы, возможно, и не было, если бы не работа этой удивительной женщины. В Москве перед зданием театра на проспекте Вернадского в 2001 году был открыт памятник ей. Её имя также носит Московская средняя школа № 626, где находится небольшой музей, посвящённый Натали Ильиничне Сац.

Обложка: http://divo-ra.blogspot.com/