Суслова Надежда

4/27/2023

Надежда Суслова. Женщина и хирургия.

Наше общество и сегодня во многом продолжает оставаться патриархальным – чего уж говорить о XIX веке, когда женщина и мечтать не могла о самореализации во многих профессиях. Тем более в профессиях медицинского характера – тех, кто шёл туда, считали чуть ли не распутными женщинами, презрительно именуя «жевешками». Особенно удивительно это сейчас, когда, наоборот, в медицине большинство составляют женщины. Движение к современному равноправию в профессиональной самореализации, впрочем, началось именно тогда, более полутора веков назад. И у истоков его стояла героиня сегодняшнего рассказа.

Отец будущей первой русской женщины – доктора медицины был крепостным у богатейшего рода графов Шереметевых. Впрочем, был он не простым пахарем – благодаря трудолюбию он сумел выбиться в писари, а затем и вовсе стать управляющим имений своего барина. В свою очередь, последний за верную службу освободил из крепостной зависимости Прокофия Суслова и всю его семью, в том числе и маленькую Надежду, которая появилась на свет 1 (по новому стилю – 13) сентября 1843 года.

Суслов-старший стал довольно зажиточным человеком, и вследствие этого сумел дать достойное образование своим двум дочерям – Аполлинарии, будущей возлюбленной Фёдора Михайловича Достоевского, и Надежды. Их учили гувернантки, отец даже нанял учителя танцев. Надо сказать, что даже в самых богатых семьях тогда нечасто уделяли внимание образованию дочерей, предпочитая поскорее выдать их замуж. Поэтому семейство Сусловых выгодно отличилось в лучшую сторону – обе дочки получили образование не хуже, чем многие мужчины своего времени.

Молодые годы сестёр Сусловых пришлись на бурную александровскую эпоху. Время великих реформ возбудило умы, особенно молодые, которые видели будущее в политической борьбе. Сусловы тут же примкнули к нигилистическим кругам, и даже к известной революционной организации «Земля и воля», из которой потом выйдет радикальная «Народная воля». При этом Надежда обладала определённым литературным даром, с восемнадцатилетнего возраста публиковавшаяся в популярнейшем тогда журнале «Современник», редактируемым главным поэтом своей эпохи Николаем Некрасовым.

Учиться женщинам до поры можно было только дома. С 1859 года им разрешали посещать лекции в качестве вольных слушательниц, но ни о каком-либо получении специальности и речи быть не могло. Суслову увлекла медицина, и она стала бывать на лекциях в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1862 году она стала одной из первых женщин, опубликовавших в академическом издании научную работу на медицинскую тему – вышла статья «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического раздражения» в журнале «Медицинский вестник». При этом, не имея возможности работать в лаборатории, она проводила опыты на самой себе. Но в следующем году университеты один за одним закрыли для женщин возможность посещать лекции.

Но Надежда успела обратить на себя внимание своих преподавателей, среди которых были такие маститые, как Иван Сеченов и Сергей Боткин. Последний дал совет Сусловой ехать в Европу, где тогда уже женщинам можно было на полных правах учиться в высших учебных заведениях. Но покидать Россию навсегда она не собиралась – от природы стойкая, волевая, она мечтала реализоваться в патриархальном отечественном мире. Поэтому уезжала она исключительно с намерением получить профессию.

Но и в Европе было не всё в порядке с женским образованием. Законодательно-то оно в Швейцарии, куда она уехала, не возбранялось, но мышление общества особенно от российского не отличалось. Когда в 1864 году она поступила в Цюрихский университет, перед домом, где она училась, проходили настоящие манифестации парней-студентов, возмущавшихся тем, что с ними будет учиться девушка. Дело доходило даже до битья стёкол в её квартире. Но со временем всё устаканилось, и Суслова в 1867 году успешно защитила докторскую диссертацию. На защите присутствовали учёные из Италии, Франции, Германии, и все дали высокую оценку её исследованию физиологии лимфы – вместе с дипломом Надежда Прокофьевна получила венок с надписью: «Первой в России женщине – доктору медицины», который хранила всю жизнь. Уже потом по стопам Сусловой пойдут не только отечественные женщины, например, математик Софья Ковалевская, но даже и европейки – лишь семь лет спустя после её защиты впервые докторскую диссертацию смогла в своей стране защитить швейцарка, Мари Фегтлин.

В 1868 году Суслова вышла замуж за медика Фридриха Эрисмана, и убедила его переехать вместе с ней в Россию. В нашей стране Фридрих, ставший Фёдором Фёдоровичем, стал выдающимся врачом-гигиенистом, более всего прославившимся как изобретатель школьной парты собственной конструкции, ставшей в России общепринятой. А вот его супруге оказалось очень непросто получить профессиональное признание - диплом её не признавали, и Сусловой пришлось заново пересдавать экзамены, после чего она наконец добилась вожделенной врачебной практики.

Надежда Прокофьевна обладала выдающимся общественным темпераментом и невероятным упорством. Результатом её трудов стало создание при Екатерининской больнице в Петербурге Женских фельдшерских курсов, позднее развёрнутых в Женские врачебные курсы. Так слабый пол получил возможность самореализации в медицине. Суслова упорно воевала с фабрикантами, требуя улучшить положение работников, особенно женщин и детей.

В 1869 году супруги переехали в Нижегородскую губернию, где Надежда совмещала частную практику с работой в родильном доме. Слухи о талантливом враче вышли далеко за пределы Нижнего Новгорода – пациенты приезжали к ней на приём со всех краёв страны.

В 1896 году ей пришлось пережить личную драму – её мужа за поддержку бастовавших студентов выслали из страны в Швейцарию, и ей пришлось с ним развести, поскольку жизнь вне своей страны, несмотря на либеральные политические убеждения, была для неё немыслима. Её новым супругом стал гистолог Александр Голубев, совмещавший научную деятельность с виноделием. Вместе с ним она переехала в Крым, в котором прожила всю свою оставшуюся жизнь. Она бесплатно пользовала детей из окрестных сёл, и даже открыла школу для них.

Спокойную жизнь прервала революция. Супруги потеряли всё состояние, их дом был разграблен. Не перенеся свалившихся испытаний, Суслова скоропостижно скончалась от сердечного приступа. Похоронили её возле села Лазурного в черте Алушты. Могила сохранилась до наших дней.

Своей жизнью Надежда Прокофьевна доказала, что женщина имеет право на образование и работу наравне с мужчинами. И это стало возможным в нашей стране гораздо раньше, чем могло бы быть, благодаря её упорству, целеустремлённости и способностям. Если когда она получала диплом, она была единственной в стране женщиной-врачом, то тридцатью с лишним годами позже, к началу ХХ века, таковых в Российской империи насчитывалось уже более 550. Пройдёт ещё век, и женщины-врачи будут составлять около 70% от общего числа врачей – вот такая вышла интересная тенденция.

Памятник Сусловой в Алуште.

Имя Сусловой живёт и сейчас. В её честь названа улица в Нижнем Новгороде, а в Алуште установлен памятник. Сохранился даже её крымский дом, где она жила со своим мужем Александром Голубевым, правда, находится он сейчас в запустении.

Обложка: Надежда Суслова. Источник: https://medobr.com/