Салтыков-Щедрин Михаил

12/23/2022

Детство и юность Михаила Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков (такова настоящая фамилия писателя) появился на свет 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Он происходил из потомственного дворянского рода и был шестым ребёнком в семье Евграфа Васильевича Салтыкова и Ольги Михайловны Забелиной. Всего в семье Салтыковых родилось девять детей.

Детство Михаила прошло в имении родителей, а потому начальное образование мальчик получил дома. Сначала его учил грамоте крепостной художник Павел Соколов, затем с Михаилом занимались сестра, местный священник, гувернантка и студент духовной академии. Когда Мише исполнилось 10 лет, он отправился учиться в Московский дворянский институт, где проявил себя как один из лучших учеников. Два года спустя, в 1838 году, его приняли в Царскосельский лицей, где он обучался за государственный счёт.

Лицейская юность Михаила Салтыкова раскрыла в нём способности к литературному творчеству. В годы учёбы он писал стихи, которые, впрочем, нельзя считать особо удачными. Впоследствии писатель не любил вспоминать о своих ранних литературных опытах: он быстро понял, что поэтическим даром не обладает, и сосредоточился на прозе. Впрочем, за юношеские стихи он успел пострадать: лицейское начальство сочло их «неблагонамеренными», и по окончании обучения присвоило ему чин коллежского секретаря вместо обычного для выпускников лицея чина титулярного советника – т.е., на ступень ниже.

Жизнь Михаила Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков окончил Царскосельский лицей в 1844 году. Год спустя его приняли на службу в канцелярию военного министра, где в 1847 году он получил штатное место помощника секретаря. Служба мало увлекала молодого человека. Уже тогда он всерьёз увлёкся литературной деятельностью: много читал, публиковал первые заметки и повести в литературных журналах. В 1845 году Михаил Салтыков стал постоянным участником еженедельных собраний в доме своего лицейского товарища, социалиста и революционера Михаила Петрашевского.

Одна из первых повестей Михаила Салтыкова – «Запутанное дело» – навлекла на себя гнев властей, и в 1848 году «за вольнодумство» он был выслан из столицы в Вятку (ныне Киров). Там писатель провёл семь лет на службе в губернской администрации: сначала на должности старшего чиновника по особым поручениям при губернаторе, затем заведующим губернаторской канцелярией и, наконец, советником губернского правления. Литературную деятельность Салтыкову вести запретили, однако он занимался переводами, много читал и даже обучал дочерей вятского вице-губернатора А.П. Болтина – составил для них «Краткую историю России».

М.Е. Салтыков-Щедрин в 1850-х гг.

За годы ссылки Михаил Салтыков глубоко изучил провинциальную жизнь, увидел самые мрачные её черты – многочисленные злоупотребления чиновников, необразованность, жестокость и бесправие населения. Абсурдность и беспросветная бессмысленность этой жизни нашли отражение во многих сатирических произведениях писателя.

Салтыков несколько раз обращался к императору с просьбами о помиловании, однако получал отказ. Лишь в 1855 году, после смерти Николая I, опальному чиновнику удалось покинуть Вятскую губернию. В 1856 году он поступил на службу в Министерство внутренних дел в качестве чиновника по особым поручениям. Перед Салтыковым поставили задачу контролировать работу Тверского и Владимирского губернских комитетов по набору ополчения, созванного в связи с Крымской войной. На этой должности Михаил Евграфович столкнулся с масштабными злоупотреблениями местных властей. В том же 1856 году Михаил Салтыков вернулся к литературной деятельности и начал публиковаться в различных петербургских журналах под псевдонимом «Николай Щедрин». Впоследствии этот псевдоним стал неразделимым с его настоящей фамилией.

Старания Салтыкова-Щедрина как чиновника не остались незамеченными, и в 1858 году он стал вице-губернатором в Рязани, а ещё два года спустя – в Твери. Его едкие памфлеты, в которых многие государственные деятели узнавали себя, и слишком прямой характер часто приводили к служебным конфликтам. В 1862 году Салтыков-Щедрин вышел в отставку, чтобы заняться литературной и редакторской деятельностью. В 1863 году он перебрался в Санкт-Петербург и начал работать в редколлегии журнала «Современник». Впрочем, его деловые качества оказались востребованными, и год спустя он вернулся на государственную службу – в должности управляющего казённой палатой сначала в Пензе, затем в Туле и в Рязани.

Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Художник Н.А. Ярошенко, 1886 год.

В 1868 году Салтыков-Щедрин вновь оставил службу и перешёл в редколлегию «Отечественных записок». На этом поприще он трудился вплоть до закрытия журнала в 1884 году. Запрет «Отечественных записок» стал серьёзным ударом для пожилого писателя, но он продолжал работать до самой своей смерти, в последние годы жизни публикуясь в журнале «Вестник Европы».

Творчество Михаила Салтыкова-Щедрина

Литературное творчество Михаила Салтыкова-Щедрина достигло своего расцвета после того, как автор вернулся из вятской ссылки. В 1856–1857 гг. он пишет «Губернские очерки» – цикл, публиковавшийся в журнале «Русский вестник». В них сатира на злоупотребления чиновников и беззаконие провинциальной жизни сменялась грустными лирическими отступлениями, что заставляло современников возводить литературную манеру Салтыкова-Щедрина к традициям Гоголя.

С конца 1850-х гг. Михаил Евграфович много писал для различных журналов: его публикации выходили в «Русском вестнике», «Атенее», «Библиотеке для чтения», «Московском вестнике», «Московских ведомостях» и журнале «Время», но чаще всего статьи, рассказы и небольшие сцены Салтыкова-Щедрина появлялись на страницах «Современника».

Премудрый пескарь – возможно, самый известный герой произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина.

С конца 1860-х гг. литературная и редакторская деятельность Салтыкова-Щедрина была связана с журналом «Отечественные записки», которым с 1868 года руководил Н.А. Некрасов. С этого времени и до закрытия журнала писатель публиковал в нём все свои произведения, интенсивно работал как редактор, наставник для молодых литераторов, а после смерти Некрасова в 1878 году взял на себя управление изданием. В «Отечественных записках» увидели свет такие произведения Салтыкова-Щедрина как «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Господа Головлёвы» и многие другие.

В 1880-е гг. Салтыков-Щедрин всё чаще обращался к фантастическим, сказочным сюжетам. В эти годы он создал свои знаменитые сатирические сказки, в том числе «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист». Эти и многие другие сказки, включая и более ранние («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), вошли в цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

В произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина исследователи чаще всего отмечают именно сатирическую составляющую. Писатель едко высмеивал пороки общественной жизни – как современной ему, так и прошлой: к идеализации российской истории он, как можно судить по «Истории одного города», отнюдь не был склонен. В этой сатирической хронике Салтыков-Щедрин пародировал стилистику летописей, официальных «историй» и документов, доводя описание жизни вымышленного города Глупова до абсурда и фантасмагории. За политической сатирой, впрочем, скрывались и более глубокие социальные наблюдения писателя, его размышления над самим ходом русской истории, над важнейшими чертами национального характера.

. М.Е. Салтыков-Щедрин, 1888 год.

Гораздо дальше от гротескной сатиры отстоит роман «Господа Головлёвы», сложившийся из рассказов, первоначально выходивших в журнале «Отечественные записки», а затем переработанных автором и выпущенных в виде отдельного крупного произведения. В этом романе, написанном в жанре семейной хроники, Салтыков-Щедрин изобразил жизнь провинциальных помещиков, чьё нравственное вырождение и гибель показаны с невероятной психологической точностью и настоящим трагизмом.

Имя главного героя романа, «Иудушки» Порфирия Головлёва, стало нарицательным для всякого рода предателей и лицемеров, однако и он изображён не в плоско-сатирическом измерении: финал романа наделяет его фигуру глубиной, отыскивает даже в этом негодяе частичку человечности. «Господа Головлёвы» считаются одной из вершин русского реалистического романа второй половины XIX столетия. Некоторые литературоведы видят в образе Иудушки предтечу модернистских исканий начала XX века.

Семья и личная жизнь Михаила Салтыкова-Щедрина

Со своей будущей супругой Михаил Салтыков познакомился в 1851 году в Вятке. Его избранницей стала дочь вице-губернатора Елизавета Аполлоновна Болтина, красивая и образованная девушка. Поженились они не сразу: Елизавета была младше Михаила на 13 лет, и её отец медлил с согласием на брак. Обвенчались молодые люди лишь в 1856 году в Москве. Семья Салтыкова-Щедрина, а в особенности его мать, не одобряли этот брак, и свадьбу из всех членов семьи посетил лишь один младший брат Михаила Евграфовича.

Елизавета Аполлоновна Салтыкова, около 1875 года.

Салтыков-Щедрин был очень привязан к жене, она же не разделяла устремления мужа. Ей нравились пышные балы и богатая светская жизнь, а сочинения супруга она скептически именовала «глупостями». Пара долго оставалась бездетной, и это также омрачало жизнь супругов. Писатель стал отцом лишь в 46-летнем возрасте: первенцем стал сын Константин, родившийся в 1872 году, а ещё год спустя на свет появилась дочь Елизавета. Жена Салтыкова-Щедрина пережила его более чем на 20 лет и скончалась в 1910 году.

Смерть и похороны Михаила Салтыкова-Щедрина

В последние годы жизни Михаил Евграфович тяжело болел, страдая от судорожных приступов. Он скончался 28 апреля (10 мая) 1889 года: смерть наступила от нарушения мозгового кровообращения. Согласно последней воле самого писателя, похоронили его на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилой И.С. Тургенева. В 1936 году прах Салтыкова-Щедрина перенесли на Литераторские мостки – в музей-некрополь, где покоятся многие знаменитые деятели культуры, искусства, общественные деятели.

Библиография произведений Михаила Салтыкова-Щедрина

Романы:

История одного города (1869–1870)

Убежище Монрепо (1878–1879)

Господа Головлёвы (1875–1880)

Современная идиллия (1877–1883)

Пошехонская старина (1887–1889)

Сказки:

Годовщина (1869)

Дикий помещик (1869)

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (1869)

«Пропала совесть» (1869)

Игрушечного дела людишки (1880)

Бедный волк (1883)

Премудрый пескарь (1883)

Самоотверженный заяц (1883)

Сказка о ретивом начальнике (1883)

Вяленая вобла (1884)

Добродетели и Пороки (1884)

Карась-идеалист (1884)

Медведь на воеводстве (1884)

Обманщик-газетчик и легковерный читатель (1884)

Орёл-меценат (1884)

Чижиково горе (1884)

Баран-непомнящий (1885)

Верный Трезор (1885)

Дурак (1885)

Здравомысленный заяц (1885)

Кисель (1885)

Коняга (1885)

Либерал (1885)

Недреманное око (1885)

Соседи (1885)

Богатырь (1886)

Ворон-челобитчик (1886)

Праздный разговор (1886)

Приключение с Крамольниковым (1886)

Христова ночь (1886)

Рождественская сказка (1886)

Деревенский пожар (1886)

Путём-дорогою (1886)

Повести, пьесы и рассказы:

Противоречия (1847)

Смерть Пазухина (1857)

Тени (1862–1865)

Запутанное дело (1848)

Невинные рассказы (цикл, 1863)

Брусин (1890)

Благонамеренные речи (1872–1876)

Чужую беду – руками разведу (1877)

Добрая душа (1869)

Испорченные дети (1869)

Пошехонские рассказы (цикл, 1883–1884)

Очерки:

Губернские очерки (1856–1857)

Сатиры в прозе (1863)

Помпадуры и помпадурши (1863–1874)

Господа ташкентцы (1873)

Господа Молчалины (1878)

Дневник провинциала в Петербурге (1872)

За рубежом (1880–1881)

Письма к тётеньке (1881–1882)