Сперанский Михаил
Сперанский Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Сперанский безусловно вошёл в историю России первой половины XIX века как один государственных умов первой величины. Современники и историки в один голос признавали за ним сочетание широкого кругозора, острого мышления, колоссального трудолюбия и организаторской жилки. Его называли «Пушкиным отечественной бюрократии» и «светилом российской администрации», но редкие таланты и преобразовательские начинания Сперанского во многом остались нереализованными.
Происхождение и ранние годы
Будущий российский реформатор родился 1 (12) января 1772 года в селе Черкутино, что в 40 км к западу от Владимира, в семье священника Михаила Васильевича и его супруги, дочери сельского дьякона Прасковьи. Не отличаясь крепким здоровьем, Миша с детства предпочитал ребячьим забавам книги, и рано выделился среди сверстников рассудительностью и тягой к знаниям. На десятом году жизни отец пристроил его во Владимирскую семинарию, где будущий реформатор получил свою фамилию – Сперанский (от лат. spero – «надеяться»), так как ни дед, ни отец Михаила, судя по всему, никакой фамилии не имели.
После 1780 года учебные курсы епархиальных семинарий значительно обновились: помимо богословских предметов, появились общеобразовательные – физика, история, арифметика, география и т.д. Как первый ученик, Миша Сперанский в 1788 году поступил в семинарию при Александро-Невском монастыре, на тот момент лучшую в стране, где продолжил радовать преподавателей своими способностями. Помимо обязательного курса, он самостоятельно занимался философией, читал труды французских просветителей. В 1792 году 20-летнего юношу оставили при семинарии в качестве учителя математики, физики и красноречия, а с 1795 года он преподавал и философию.
Годы становления
В 1795 году в 23-летнем возрасте, будучи уже префектом семинарии, Михаил Сперанский поступил на службу к князю А.Б. Куракину в качестве домашнего секретаря и учителя. Когда в конце 1796 года по восшествии на престол Павла I князя назначили сенатором и генерал-прокурором, тот устроил секретаря при себе в канцелярию в чине титулярного советника.
Вскоре дарования Сперанского проявились на новом месте во всём блеске. Умения моментально уяснить суть дела и грамотно составить любую бумагу быстро сделали его незаменимым. В течение трёх лет, к декабрю 1799 года, молодой попович без какой-либо протекции поднялся в табели о рангах до статского советника – высокого чина 5-го класса. Его деловые качества не остались вне поля зрения императора.
В 1800 году Сперанский стал секретарём ордена Св. Андрея Первозванного, а затем получил должность начальника канцелярии в комиссии по снабжению и благоустройству Санкт-Петербурга. Тогда же Сперанский познакомился с наследником престола Александром Павловичем. Несмотря на множество хлопот, талантливый чиновник не переставал самообразовываться. Он тщательно изучал сочинения энциклопедистов, размышлял о проектах реформ.
Деятельность в министерстве
Сразу после воцарения Александра I Сперанского перевели в штат помощников сенатора Д.П. Трощинского, вошедшего в круг ближайших советников нового императора. На отлично владеющего пером молодого человека обратил внимание вице-канцлер князь В.П. Кочубей – друг юности Александра I и его соратник по «Негласному комитету», по сути, управлявшему страной в начальный период правления императора. В 30 лет в чине действительного статского советника Сперанский стал статс-секретарём в министерстве внутренних дел и с головой погрузился в законотворческую работу.
Когда в 1806 года заболевший министр В.П. Кочубей поручил Сперанскому сделать личный доклад императору, последний своей эрудицией и компетенцией произвёл на Александра I сильное впечатление. Многие идеи Сперанского о реформировании государственного управления оказались созвучны мыслям государя. С этого времени Михаил Михайлович оказался приближен ко двору и стал одним из ближайших советников императора. Он сопровождал Александра I в знаменитой поездке на Эрфуртский конгресс осенью 1808 года, где удостоился личного общения с Наполеоном. В знак похвалы французский император подарил Сперанскому золотую табакерку со своим портретом.
В декабре 1808 года Сперанского назначили товарищем (заместителем) министра юстиции, в августе 1809 года он получил чин тайного советника. Его положение и влияние при дворе непрерывно росли. Большинство важных бумаг проходило через руки Сперанского, от него с завидной регулярностью исходили предложения по усовершенствованию различных сфер жизни государства.
1 января 1810 года Сперанский стал государственным секретарём Российской империи. Его роль при государе при формировании внутренней политической повестки приобрела решающее значение. Как госсекретарь он определял направление реформ, формировал их юридическую базу, следил за положением дел.
Проекты и реформы Сперанского
Первая половина правления Александра I характеризовалась стремлением к либеральным преобразованиям. М.М. Сперанский привлекался к написанию докладных записок и проектов реформ с 1802 года. Образцами политического устройства и государственного уложения он видел английские институты и законодательство революционной и наполеоновской Франции, и поэтому в своих сочинениях, поданных министру и государю, он всегда проводил линию о благотворности разделения властей и пользе гражданских прав.
В то же время, проникнувшись конституционной идеей, Сперанский понимал, что в России пока не созданы предпосылки для столь радикальных перемен. Написанные им законы только предваряли дальнейшие преобразования. Это видно из многочисленных сочинений Сперанского периода 1802–1808 гг.: «О силе общественного мнения», «О духе правительства», «О духе правления» и др.
С августа 1808 года, когда Сперанский был назначен членом комиссии по составлению законов, и особенно, с декабря того же года, когда он получил пост товарища министра юстиции, его реформаторские возможности возросли многократно. Под его руководством разрабатывались законодательные акты второго этапа министерской реформы, упорядочивалось чинопроизводство, ограничивались придворные привилегии. По инициативе Сперанского в Царском Селе основали знаменитый Лицей.
Главные усилия Михаила Михайловича в это время оказались направлены на перестройку высшего управления, в основе которого, по его мнению, должен был лежать принцип разделения законодательной (Дума), судебной (Сенат) и исполнительной (министерства) властей. Венцом же системы предполагался Государственный Совет из высших сановников империи как связующее звено между императором и ветвями власти. По Сперанскому, избирательные права должны были получить дворянство, купечество и государственные крестьяне. Этот «План государственного преобразования» 1809–1810 гг. вызвал резкое неприятие большей части высшего общества.
Сперанского обвиняли в покушении на монархию и права государя, в попытке отменить крепостное право, против него начали плестись интриги. Во главе оппозиции стояли Г.-М. Армфельт, А.Д. Балашов, Ф.В. Ростопчин. В обществе распускались ложные слухи о взяточничестве Сперанского и его тайном сочувствии Наполеону. Важную роль в охлаждении Александра I к реформатору сыграла «Записка о древней и новой России» Н.М. Карамзина, написанная в 1811 году, в которой пространно излагались консервативные возражения против деятельности Сперанского.
Опала. Пензенское и Сибирское губернаторства
17 марта 1812 года после двухчасовой личной беседы Александр I объявил Сперанскому об отставке. В расцвете сил 40-летнего опального госсекретаря в сопровождении пристава отправили в ссылку в Нижний Новгород, а через несколько месяцев – в Пермь. С падением Сперанского закончилось «дней александровых прекрасное начало», реформаторская деятельность была свёрнута, и в стране восторжествовал консервативно-реакционный дух.
В 1814 году Сперанский подал императору прошение с просьбой разрешить поселиться в своём новгородском имении Великополье, и такое разрешение получил. Через два года Александр I удовлетворил и просьбу Михаила Михайловича о восстановлении на государственной службе: 30 августа 1816 года вышел указ о назначении Сперанского на пост гражданского губернатора в Пензе. Опальный реформатор со свойственной ему энергией и целеустремлённостью принялся «приводить губернию в порядок».
22 марта 1819 года Сперанского назначили на освободившуюся должность Сибирского генерал-губернатора. На новом месте Сперанский решительно боролся со злоупотреблениями, массово увольнял и отдавал под суд казнокрадов, вёл войну с самоуправством, произволом и безнаказанностью местных чиновников. Он исправил многие недостатки местного управления, провёл административную реорганизацию, укрепил частную инициативу, расширил торговлю, заметно увеличил государственные доходы и подготовил план судебной реформы.
Успехи Сперанского в Сибири дали повод вновь заговорить о нём в Санкт-Петербурге. 21 марта 1821 года он вернулся в столицу, стал членом Государственного совета и был награждён 3486 десятинами (около 3800 га) земли в Пензенской губернии.
Сперанский и декабристы
Личное знакомство с жизнью и бытом Западной Европы во время заграничного похода русской армии 1813–1815 гг. в сравнении с родным отечеством породило среди значительной части русского дворянства недовольство сложившимся положением вещей. Сразу в нескольких крупных городах появились кружки молодёжи, преимущественно офицеров, на собраниях которых обсуждалась возможность конституционных перемен в России. Именно из этих кружков возникли тайные общества – ядро будущего декабристского движения.
Среди видных декабристов оказался Г.С. Батеньков – ближайший помощник Сперанского по управлению Сибирью, а в некоторых своих рассуждениях и построениях декабристы отводили Сперанскому пост первого президента русской республики. Тем не менее, когда после провала восстания из первых же допросов арестованных стало понятно, что Сперанский знал о существовании тайных обществ, выяснилось, что никакого участия в заговоре он не принимал и не имел представления о том месте, которое отводили ему заговорщики.
Несмотря на сочувствие многим идеям декабристов, М.М. Сперанский крайне негативно относился к насильственным способам свержения монархии, считая, что это неизбежно внесёт смуту и хаос в общество. Более того, император Николай I, оказывая ему своё доверие и полагаясь на безупречное знание законов, возложил на Сперанского обязанности по работе в комиссии суда, определявшей степень виновности каждого бунтовщика.
Сперанский и законы Российской Империи
Главное достижение М.М. Сперанского в годы правления Николая I – грандиозная работа по упорядочению российского законодательства. Пребывая на различных должностях, Сперанский на собственном опыте мог убедиться, какую жуткую неразбериху вносит в работу множество несогласованных между собой законов, указов, постановлений.
В 1826 году со свойственной ему скрупулёзностью Сперанский принялся за кодификацию российского законодательства согласно составленному им же плану. Сначала под его руководством в «Полное собрание законов Российской империи» были собраны все законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 года, затем на их основе началась разработка действующего «Свода законов».
19 января 1833 года на специальном заседании Государственного совета М.М. Сперанский представил императору результаты напряжённого семилетнего труда – 45 томов «Полного собрания законов…» и 15 томов «Свода законов». В знак признания грандиозных трудов Николай I снял с себя ленту со знаком ордена Андрея Первозванного и возложил её на Сперанского.
Семья и личная жизнь
Со своей будущей супругой М.М. Сперанский познакомился на званом вечере у А.А. Самборского – духовного наставника цесаревича Александра. 16-летняя дочь английского пастора и крестная хозяина дома Елизавета Андреевна Стивенс понравилась Михаилу сразу и бесповоротно. Девушка ответила взаимностью. 3 ноября 1798 года Михаил и Елизавета обвенчались в петербургском соборе Св. Самсона. Любопытно, что поручителем со стороны жениха выступал его близкий друг А.А. Столыпин – в будущем двоюродный дед другого великого государственного деятеля и реформатора России П.А. Столыпина.
Счастье молодожёнов длилось не долго. Елизавета Сперанская скончалась 6 ноября 1799 года, всего через год после свадьбы и спустя два месяца после родов от скоротечной чахотки. Сперанский хранил память о горячо любимой супруге и больше не женился. Дочь, названная в честь матери Елизаветой (1799–1857), получила под присмотром отца прекрасное по тем временам образование. Она в совершенстве владела несколькими языками, писала беллетристику на немецком и французском. В 1872 году сын её дочери князь Михаил Родионович Кантакузен как единственный правнук знаменитого реформатора получил право именоваться графом Сперанским.
Последние годы и смерть
Во второй половине 1830-х гг. действительный тайный советник Михаил Михайлович Сперанский много времени уделял становлению русской юридической школы. В 1835 году при его активном участии при министерстве юстиции появилось Императорское училище правоведения – одно из самых престижных учебных заведений дореволюционной России. В 1835–1837 гг. Сперанский читал курс лекций по юридическим наукам наследнику престола цесаревичу Александру Николаевичу, будущему императору Александру II.
2 апреля 1838 года Сперанского назначили председателем департамента законов в Госсовете, а 1 января 1839 года он был возведён в графское достоинство «в воздаяние долговременной, отличной службы и неутомимых трудов на пользу Отечеству». Кроме решения правовых вопросов, в последние годы жизни М.М. Сперанский состоял в живой переписке с министром финансов Е.Ф. Канкриным по поводу реформы денежного обращения.
Осенью 1838 года 67-летний Сперанский сильно простудился. Тяжёлая болезнь отступила в середине декабря, но вновь вернулась после нового года, а в третий раз, уже фатально, пришла в феврале. Смерть наступила 11 (23) февраля 1839 года в три часа пополуночи. Похороны состоялись 15 февраля. С отданием соответствующих чину почестей графа М.М. Сперанского предали земле на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Его строгое надгробие сохранилось до наших дней.
Итоги деятельности
Бурная и богатая поворотами жизни Михаила Михайловича Сперанского оказалась полной надежд и свершений. Его стремления к кардинальным переменам в политической системе России начала XIX века не оправдались, но в николаевскую эпоху он, без преувеличения, воздвиг себе памятник из «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов», без которых трудно представить последующую судебную реформу 1864 года.
Вклад Сперанского в развитие государства в качестве организатора административно-управленческого аппарата несомненен. Он придал гражданской службе привлекательность, представляя собой идеальный образец бюрократа: универсального, образованного, работоспособного, талантливого и честного.