Волошин Максимилиан

12/27/2022

Выдающийся литератор, критик и переводчик – этот человек был ещё и талантливым художником-самоучкой. Мальчишкой попав в Крым, он влюбился в этот благословенный край и пронёс эту любовь через всю жизнь, запечатлев на бумаге его уникальные пейзажи.

Отец Волошина носил двойную фамилию – Кириенко-Волошин. Юрист по образованию, он служил в Киевской палате уголовного и гражданского суда, дослужившись до чина коллежского советника. Мать же его вышла из немецких дворян, и была для своего времени передовой женщиной, не только в мыслях, но и в поведении. Сын Максимилиан родился в их семье 16 (по новому стилю – 28) мая 1877 года в Киеве. Мальчик рано остался без отца, и с матерью он переехал в Москву. Там он поступил в гимназию. В учёбе он не блистал, зато пристрастился в чтению – вероятно, это определило его литературную склонность.

Акварель «Вид Коктебеля». 1931 год. Киевская картинная галерея.

В 1893 году мать Волошина приобрела небольшой участок на южном берегу Крыма, в деревне Коктебель, и переехала туда. Максимилиана отдали в гимназию в Феодосии, которую он успешно окончил в 1897 году. Он по-настоящему влюбился в Крым, и впоследствии его тянуло туда всю жизнь.

Акварель «Облака над озерром». 1929 год. Частная коллекция

Началась взрослая жизнь. В 1897 году Волошин поступил на юридический факультет Московского университета. Но и здесь он не проявил себя на поприще выгрызания гранита науки, зато «заразился» революционными настроениями студентов. В 1899 году он стал участником первой всероссийской студенческой забастовки, за что был отстранён от занятий и выслан обратно в Феодосию. Учёбу он решил в итоге не продолжать, и поехал искать себя в Европу. Он побывал в Австро-Венгрии, Италии, Швейцарии, Греции, Османской империи, Франции. Ему довелось изучать литературу в лучших мировых библиотеках, слушать лекции в знаменитом Сорбоннском университете. Именно во время этой поездки, желая профессионально судить о чужих творениях, он стал брать уроки живописи в Париже, в мастерской Елизаветы Кругликовой. Он встречался с писателями Анатолем Франсом и Роменом Ролланом, художниками Амедео Модильяни, Диего Риверой и Пабло Пикассо. Так и не получив полноценного высшего образования, самоучка Волошин поражал всех при общении разносторонностью своей личности, широким кругозором и большим творческим даром.

Акварель «Лунное безмолвие». 1930 год. Частная коллекция.

Пятнадцать лет Волошин жил попеременно, то в Европе, то в любимом Крыму. В 1903 году по собственному проекту он стал строить дом в Коктебеле. Максимилиан Александрович легко сошёлся с поэтами-символистами, и в 1910 году издал свой первый сборник стихов. Волошин проявил себя и как критик. За всю свою жизнь он издал более двухсот статей о русской литературе, театре и изобразительном искусстве, а также о французской культуре.

Акварель «Долина». Частная коллекция

Начавшаяся Первая мировая война ужаснула его. Стихи тех лет отмечены драматичностью, ощущением отчаяния и безнадёжности. Не принял он и революционные события 1917 года, сразу проявив себя как чуждый Советской власти поэт. Тем не менее, он вступил во Всероссийский союз поэтов, и даже поступил на государственную службу для проведения культурно-просветительской работы. Крымский Совнарком после изгнания армии Врангеля разрешил ему создать художественно-научную экспериментальную студию и не стал национализировать его дом. Но со новые сборники стихов начинают выходить с трудом. В основном его печатали за границей – в польском Львове, Берлине, Праге, Париже. Интересно, что в 1925 году за его авторством вышел один из первых туристических путеводителей по «всесоюзной здравнице» Крыму.

 Акварель «Холмы из мрамора и горы из стекла». 1929 год. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского.

Неиссякаемая творческая энергия Волошина нашла свой выход в акварельной живописи. Александр Бенуа писал, что в его исполнении «это не тот Крым, который может снять любой фотографический аппарат, а какой-то идеализированный, синтетический Крым, элементы которого он находил вокруг себя...» В своих произведения Волошин соотносил местные пейзажи с Элладой, Испанией и прочими красивыми местами планеты.

Сам же автор, который проявил недюжинные способности в деле построения света и выстраивания формы, считал, что в пейзажах должен «ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью». Свои работы Волошин любил подписывать строчками из своих стихов – в этом заметно влияние любимой им японской гравюры, отсюда же его символическое отношение к каждому цвету.

 Акварель «Карадаг в облаках».

В 1924 году Волошин организовал «Дом творчества» в Коктебеле, куда за честь считали приехать лучшие представители творческой интеллигенции своего времени. Здесь бывали многие поэты, критики, писатели, художники. Но здоровье писателя всё ухудшалось. В 1929 году он перенёс инсульт. Чувствуя скорый конец, Волошин подал заявление в Союз писателей СССР о передаче ему своего дома, и вскоре ему была назначена пожизненная персональная пенсия. В разгар крымского лета 1932 года он заболел гриппом и воспалением лёгких, и скончался 11 августа 1932 года. Похоронили его на горе Кучук-Елышар около Коктебеля. Интересно, что, по традиции, на могиле Волошина туристов встречают на цветы, а камни с берега Коктебеля – так он завещал сам. Некоторые даже пишут на камнях свои желания.

Могила Волошина в Коктебеле.

Судьба наследия Волошина была тяжёлой. Его произведения не печатали вплоть до начала 1960-х годов. Вдове Максимилиана Александровича, пережившей его на 44 года, удалось сохранить и дом, и обстановку в нём, что позволило в 1984 году создать в Коктебеле дом-музей выдающегося литератора и живописца. Это и сегодня один из самых посещаемых литературно-художественных музеев Крыма.

Обложка: Максимилиан Волошин. Источник: https://enotnavolge.ru/