Малевич Казимир

1/18/2023

Детство и юность Казимира Малевича

Казимир Малевич появился на свет 11 (23) февраля 1879 года в Киеве. Он был старшим ребёнком в многодетной польской семье Северина Антоновича Малевича и Людвиги Александровны Галиновской. Отец трудился на сахарном заводе, мать занималась воспитанием детей, которых в семье родилось 14, однако до сознательного возраста дожили только девять. Родители Малевича бережно хранили польские национальные традиции и язык, однако сам Казимир нередко называл себя украинцем.

Казимир Малевич в молодости. 1900 года.

Детство Малевич провёл в провинции: до 12 лет он жил в селе Моевка Подольской губернии (ныне Винницкая область, Украина), затем семья ещё неоднократно переезжала вслед за менявшим работу отцом из одного села в другое. Детские впечатления впоследствии найдут отражение во многих картинах «крестьянского цикла» Малевича.

Юность художника прошла преимущественно в Конотопе. Уже тогда Казимир увлёкся живописью, но отец был недоволен выбором сына и отправил его в аграрное училище в селе Пархомовка, чтобы тот получил более надёжную профессию. Однако живопись юноша не оставил, и около года в 1895–1896 гг. занимался в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, где брал уроки у художника-передвижника Н.К. Пимоненко.

Биография и творчество Казимира Малевича

В 1896 году семейство Малевичей перебралось в Курск. Казимир зарабатывал на жизнь, работая чертёжником на Московско-Курской железной дороге, оставляя занятия живописью в качестве хобби. Из своих единомышленников он собрал художественный кружок, много практиковался в рисовании, однако вскоре понял, что ему не хватает академических знаний. В 1905 году Казимир решил отправиться в Москву, чтобы поступить в училище живописи и зодчества.

Автопортрет художника, ок. 1910 года.

Малевич подавал документы в училище дважды, но оба раза проваливался на экзаменах. К этому времени он уже был женат и имел двух детей. Супруге не нравилось, что муж то уезжает в Москву, то возвращается домой, истратив все деньги, и отношения становились всё более напряжёнными. Окончательно семья Малевича переселилась в Москву в 1907 году благодаря усилиям матери Казимира, открывшей в Москве столовую и снявшей для сына жильё. С 1907 по 1910 гг. Малевич занимался в частном художественном училище Ф.И. Рерберга, овладевая азами живописного искусства. Стиль картин Малевича в эти годы был близок к импрессионизму.

С 1910 года художник обратился к авангарду. Он вступил в творческое объединение художников-авангардистов «Бубновый валет» и принял участие в первой выставке объединения. С этих пор его работы постоянно экспонировались на выставках различных творческих обществ – «Союза молодёжи» (Санкт-Петербург), «Ослиного хвоста» (Москва), «Синего всадника» (Мюнхен). Малевич работал тогда в русле неопримитивизма, экспрессионизма, футуризма, однако во всех этих течениях ему было тесно.

Работы Казимира Малевича на футуристической выставке картин «0,10».

В 1915 году Казимир Малевич опубликовал манифест нового художественного направления под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Теоретическое обоснование своего творчества Малевич подкрепил на практике: на футуристической выставке «0,10» в Петрограде он представил около 40 супрематических произведений, включая свою самую известную картину – «Чёрный квадрат».

Само понятие супрематизма (от лат. supremus – превосходящий), по мысли Малевича, обозначало превосходство цвета из простейших геометрических форм над всеми остальными художественными приёмами. Важнейшим понятием для эстетики Малевича стала беспредметность: именно она, как считал художник, позволяла приблизиться к самой сущности искусства.

К 1916 году Малевич стал признанным лидером нового течения. Он организовал общество «Супремум», в которое вошли также Ольга Розанова, Александра Экстер, Иван Клюн, Любовь Попова, Вера Пестель, Мстислав Юркевич, Надежда Удальцова и другие художники-авангардисты. На выставке «Бубнового валета» в том же году экспонировалось уже 60 супрематических произведений Малевича.

 «Чёрный супрематический квадрат». Самое известное произведение Казимира Малевича, 1915 год.

Революционные события сыграли важную роль в карьере Малевича: с приходом к власти большевиков художник занял должность городского комиссара по охране памятников старины и вошёл в комиссию по охране художественных ценностей. На этой должности он охранял в том числе и сокровища Московского Кремля. В 1917 году Малевич занимался также просветительской работой, писал статьи и манифесты.

В 1918 году художник временно перебрался в Петроград, где участвовал как сценограф, декоратор и автор костюмов в постановке «Мистерия-Буфф» театра Всеволода Мейерхольда. Год спустя Малевич вновь вернулся в Москву, где организовал «Мастерскую по изучению нового искусства супрематизма». Он по-прежнему регулярно принимал участие в авангардных выставках.

Память о пребывании Малевича в Витебске – репродукция одного из его известных произведений «Supremus №58, жёлтое и чёрное» на стене дома.

В 1919 году Малевич переехал в Витебск, чтобы работать там в народном художественном училище нового образца, созданном Марком Шагалом. Это заведение представляло собой несколько мастерских разных творческих направлений, которыми руководили известнейшие на тот момент живописцы. В Витебске Малевич проработал до 1922 года. В борьбе с Шагалом за руководство училищем он одержал победу и постепенно поменял концепцию заведения, превратив его из коммуны разнонаправленных мастерских в сугубо авангардистскую живописную школу. Согласно программе, слушателям училища предстояло сначала освоить азы живописи и скульптуры, а затем изучать важнейшие, по мнению Малевича, направления современной живописи: импрессионизм, кубизм, футуризм и супрематизм.

В 1921 году училище было преобразовано в Художественно-практический институт, однако постепенно государственная поддержка учебного заведения прекратилась, а финансовое положение педагогов ухудшилось до невозможности – им приходилось в прямом смысле слова голодать. Вскоре большинство соратников Малевича и он сам покинули Витебск, а институт переформировали в художественный техникум.

Столовый «супрематический» фарфор, расписанный по эскизам Казимира Малевича и его последователей, популярен и в наши дни.

В Витебске Малевич создал и новое художественное общество – группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»), вокруг которого сплотилась большая группа последователей художника. Участники общества издавали свой альманах, устраивали выставки, проводили дискуссии по вопросам эстетики и философии, принимали участие в футуристических театральных постановках, преподавали в Художественно-практическом институте, а также занимались сугубо утилитарными вещами – например, украшением улиц города к революционным праздникам, рисованием вывесок, афиш и плакатов, и даже разработкой дизайна кухонной посуды.

В эти годы Казимир Малевич работал не столько как художник, сколько как педагог, организатор и теоретик искусства. Он издал манифест УНОВИС, выступал с лекциями, а в 1922 году создал большой метафизический трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой» – сложное и многослойное произведение, в котором были сконцентрированы результаты философских и эстетических исканий художника. Тогда же увидела свет и брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» – часть этого трактата, содержащая многие программные идеи Малевича, в том числе его мистико-философские представления. Ещё один трактат Малевича под названием «Лень как действительная истина человечества» обосновывал необходимость лени и наличия свободного времени для творчества.

 Казимир Малевич (сидит в центре) на персональной выставке в Варшаве, 1927 год.

В 1922 году Малевич переехал в Петроград, где вскоре стал руководителем Петроградского музея художественной культуры, с 1924 года носившего название Ленинградского государственного института художественной культуры. Как директор института, художник занимался теоретическим исследованиям и педагогической деятельностью, выступал с докладами, вёл просветительскую работу. В 1926 году институт был закрыт, а Малевич и его соратники перешли на работу в Государственный институт истории искусств. Одновременно в середине 1920-х гг. продолжалась и выставочная деятельность Малевича: его картины стали популярными не только на родине, но и за рубежом, укрепились связи художника с западными авангардистами. В то же время в Советском Союзе идеологический вектор всё более обращался в сторону реализма.

С 1927 по 1930 гг. Казимир Малевич жил в Киеве и работал в Киевском художественном институте. В эти годы начали усиливаться репрессии в отношении многих деятелей искусства. Сгущались тучи и над самим Малевичем – так, организация персональной выставки в Варшаве и участие в художественной выставке в Берлине обернулись для художника обвинением в шпионаже и арестом. После трёх недель в тюрьме Малевича освободили. Он понимал, что оставаться в СССР небезопасно, и во время поездки в Берлин даже передал весь свой архив на хранение немецкому архитектору Хуго Херингу, однако перебраться в Европу самому ему не удалось.

«Портрет ударника» («Краснознамёнец Жарновский»), ок. 1932–1933 гг. Одна из заметных работ Казимира Малевича позднего периода, когда художник вернулся к реализму.

В 1929 году открылась персональная выставка Малевича в Третьяковской галерее. Для этого художнику пришлось прибегнуть к своеобразной авантюре: поскольку весь его архив находился за рубежом, он повторил многие свои ранние работы, в том числе картины периода импрессионизма и произведения «крестьянского» цикла, и датировал их началом 1900-х гг. Также для этой выставки Малевич написал третий вариант знаменитого «Чёрного квадрата» (всего их известно четыре). Продолжал художник выставляться и заграницей: в 1929 году прошла его выставка в Цюрихе, в 1930 году – в Вене и Берлине.

В 1930 году художник вернулся из Киева в Ленинград, но вскоре был уволен из института истории искусств, вновь арестован и провёл около трёх месяцев в тюрьме. Последним местом работы Казимира Малевича стала Экспериментальная лаборатория в Русском музее. В 1932–1935 гг. он отошёл от авангардной живописи и писал преимущественно реалистические портреты.

Семья и личная жизнь Казимира Малевича

Первый брак с Казимирой Ивановной Зглейц Казимир Малевич заключил ещё в 1899 году в Курске. У пары было двое детей – сын Георгий-Анатолий, который умер в 13-летнем возрасте от тифа, и дочь Галина. Союз оказался неудачным: после переезда в 1907 году в Москву пара рассталась, а вскоре бывшая супруга художника сбежала с любовником, оставив детей в семье своего знакомого Михаила Рафаловича.

Софья Михайловна Рафалович, вторая жена художника.

Со временем Казимир Малевич породнился с Рафаловичами: дочь главы семейства Софья Михайловна стала его возлюбленной, а в 1909 году, после получения развода от первой жены, они заключили брак. Во втором браке у Малевича родилась дочь, которую он в честь объединения УНОВИС назвал Уной. Софья Михайловна Рафалович скончалась в 1925 году, а два года спустя Казимир Малевич женился снова – на Наталии Андреевне Манченко, с которой прожил до самой своей смерти. В третьем браке детей у него не было.

Смерть и похороны Казимира Малевича

С 1933 года у художника появились симптомы онкологического заболевания. Смерть Казимира Малевича наступила 15 мая 1935 года от рака предстательной железы. Художник хотел, чтобы его гроб имел форму креста – одной из супрематических «первоформ», однако завещание не исполнили. Друзья Малевича заказали гроб традиционной формы, хоть и оформили его в супрематическом стиле.

Тело художника перевезли из Ленинграда в Москву и кремировали, а прах поместили в урну и захоронили под любимым дубом Малевича в районе подмосковной деревни Немчиновки. Здесь находился дом отца его второй жены Софьи Рафалович, в котором художник любил бывать и работать. К дереву прибили памятную доску, а на могиле поставили деревянный обелиск с изображением чёрного квадрата.

Вдова Казимира Малевича и его дочь Наталья с родственниками у могилы художника.

В годы Великой Отечественной войны могила художника затерялась, и, несмотря на то, что впоследствии исследователи жизни и творчества Малевича довольно точно определили место захоронения, восстановить надгробие было уже фактически невозможно – могила оказалась на пахотных землях. Сейчас на этой территории выстроен современный жилой комплекс, а памятный знак установлен в Немчиновке, примерно в двух километрах от настоящего места упокоения Казимира Малевича.

Значение творчества Казимира Малевича

Созданный Малевичем супрематизм вошёл в историю искусства как одно из важнейших течений мирового авангарда, повлияв не только на живопись, но и на архитектуру, дизайн, сценографию, фотографию и даже рекламу. Последователями Малевича стали многие знаменитые художники XX столетия, в том числе Ольга Розанова, Иван Клюн, Эль Лисицкий, Александра Экстер, Александр Родченко и многие другие.

Казимир Малевич за работой.

В своих работах Малевич использовал особую технику наложения красок. Для создания необходимого оттенка он не смешивал, а наслаивал разные цвета – например, для получения глубокого и объёмного красного оттенка он наносил под ним слой чёрной краски. Эта специфическая манера впоследствии часто позволяла отличить работы самого Малевича от подделок.

Известные работы Казимира Малевича

Ниже представлен список наиболее заметных работ художника, но в целом его обширное наследие плохо поддаётся учёту.

Белье на заборе (1902–1903)

Весенний пейзаж (середина 1900-х гг.)

Весна. Цветущий сад (1904)

Церковь (около 1905 года)

Пейзаж (около 1906 года)

Пейзаж с жёлтым домом (Зимний пейзаж) (около 1906 года)

Эскиз фресковой живописи (Автопортрет) (1907)

Эскиз фресковой живописи. Торжество неба (1907)

Эскиз фресковой живописи (1907)

Эскиз фресковой живописи. Молитва (1907)

Отдых (Общество в цилиндрах) (1908)

Дуб и дриады (1908)

Плащаница (1908)

Две дриады (около 1908 года)

Сцена из драмы Леонида Андреева «Анатэма» (1909)

Городок (1910)

Автопортрет (около 1910 года)

Натюрморт (около 1910 года)

Автопортрет (1910–1911)

Купальщики (1910–1911)

Пахарь (1910–1911)

Двое с ручной тележкой (1910–1911)

Дома (1910–1911)

Дом в ограде (1910–1911)

На кладбище (1910–1911)

Жатва (1910–1911)

Молящаяся женщина (1910–1911)

Женская голова в профиль (1901–1911)

В бане (1910–1911)

Эскиз к портрету Ивана Клюна (около 1911 года)

Плотник (1911)

Купальщик (1911)

Аргентинская полька (1911)

На бульваре (около 1911 года)

Прачка (около 1911–1912 гг.)

Дровосек (1911–1912)

В поле (1911–1912)

Крестьянка с вёдрами (1911–1912)

Полотёры (1911–1912)

Этюд портрета крестьянина (около 1911–1912 гг.)

Мужчина с мешком (около 1911–1912 гг.)

Мозольный оператор в бане (около 1911–1912 гг.)

Крестьянки в церкви (около 1911–1912 гг.)

Жница (1912)

Женщина с вёдрами (1912)

Косарь (1912)

Кубофутуристическая композиция (1912)

Крестьянка с вёдрами и ребёнком (около 1912 года)

Уборка ржи (около 1912 года)

Лесоруб (около 1912–1913 гг.)

Утро после грозы (около 1912–1913 гг.)

Точильщик (1912–1913)

Голова крестьянской девушки (1912–1913)

Самовар (1913)

Музыкальный инструмент (Лампа) (1913)

Дама на остановке трамвая (1913)

2-е действие, 5-я картина. «Квадрат» (1913)

2-е действие, 6-я картина. «Дом» (1913)

1-е действие, 2-я картина. «Зелёное и чёрное» (1913)

Костюм «Новый человек» (1913)

Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В. Клюна) (1913)

Портрет М.В. Матюшина (1913)

Дама у рояля (1913)

Шьющая женщина (Люди в поезде) (1913)

Станция без остановки. Кунцево (1913)

Туалетная шкатулка (1913)

Корова и скрипка (1913)

Чтец (1913)

Спортсмен (1913)

Трусливый (1913)

Забияка (1913)

Неприятель (1913)

Портрет И.В. Клюна (1913)

Геометризованная человеческая фигура. Верхняя обложка. «Трое» (1913)

Нижняя обложка. «Трое» (1913)

Жница. «Трое» (1913)

Экипаж в движении. «Трое» (1913)

Голова крестьянки. «Трое» (1913)

Лётчик. «Трое» (1913)

Молитва (1913)

1-е действие, 3-я картина (1913)

Самовар (1913)

Гвардеец (1913–1914)

Жизнь в большой гостинице (1913–1914)

Авиатор (1914)

Англичанин в Москве (1914)

Солдат первой дивизии (1914)

Цикл лубочных плакатов на тему Первой мировой войны (1914)

Композиция (1914)

Дама у афишного столба (1914)

Чёрный супрематический квадрат (1915)

Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях (1915)

Супрематизм. Живописные объёмы в движении (1915)

Супрематизм (1915)

Чёрный квадрат и красный квадрат (1915)

Супрематическая живопись: летящий аэроплан (1915)

Супрематизм: автопортрет в двух измерениях (1915)

Какая наглость! (около 1915 года)

Квадрат, круги и стрела (около 1915 года)

Супрематизм с синим треугольником и черным треугольником (1915)

Супрематизм (с восемью прямоугольниками) (1915)

Супрематизм. 18-я конструкция (1915)

Супрематизм. Четырёхугольник и круг (1915)

Супрематизм. Живописный реализм футболиста (1915)

Супрематизм (1915)

Четыре квадрата (1915)

Супрематизм. Беспредметная композиция (1915)

Женщина с граблями (1915)

Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве) (около 1915–1916 гг.)

Супрематизм (1915–1916)

Чёрный квадрат и белая трубчатая форма (около 1915–1916 гг.)

Супрематизм (Supremus №56) (1916)

Супрематизм (Supremus №58, жёлтое и чёрное) (1916)

Супрематическая живопись (1916)

Женщина. Алогичные фигуры мужчины и женщины (около 1916 года)

Мужчина. Алогичные фигуры мужчины и женщины (около 1916 года)

Обложка брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1916)

Композиция с черным кругом (1916)

Супрематическая композиция (1916)

Чёрный квадрат (1916)

Супрематизм (Supremus №57) (1916)

Голубой космос (1916–1917)

Супрематизм (1917)

Супрематическая живопись (1917)

Белое на белом (Белый квадрат) (1917)

Магнетический супрематизм (около 1917 года)

Из космоса (около 1917 года)

Супрематические элементы (около 1917 года)

Космос (1917)

Супрематическая живопись (1917–1918)

Супрематизм (конец 1910-х гг.)

Супрематизм (1918)

Обложка папки материалов съезда комитетов деревенской бедноты (1918)

Чёрный квадрат в белом квадрате и чёрный круг в белом квадрате (обложка) (1919)

Принцип росписи стены (1919–1920)

Первая ткань супрематической орнаментовки (1919–1920)

Архитектон «Альфа» (1920)

Трибуна ораторов (1920)

Эскиз орнаментовки материи №10. Ситец. Образцы для текстиля (вторая половина 1920-х гг.)

Эскиз орнаментовки материи №12. Образцы для текстиля (вторая половина 1920-х гг.)

Орнаментовка ткани №15. Батист и ситец. Образцы для текстиля (вторая половина 1920-х гг.)

Мотивы для супрематической ткани. Образцы для текстиля (вторая половина 1920-х гг.)

Турецкий воин (вторая половина 1920-х гг.)

Будетлянский силач (вторая половина 1920-х гг.)

Воин (вторая половина 1920-х гг.)

Таблица №1. Формула супрематизма 1913 г (вторая половина 1920-х гг.)

Таблица №3. Пространственный супрематизм (вторая половина 1920-х гг.)

Овал, четырёхугольник, квадрат, кривая (1920-е гг.)

Два квадрата (1920-е гг.)

Движение супрематического квадрата, создающее новый супрематический элемент (1920-е гг.)

Продление супрематического квадрата (1920-е гг.)

Супрематическая группа (1920-е гг.)

Супрематические композиционные элементы (1920-е гг.)

Супрематическая группа с использованием треугольника (1920-е гг.)

Супрематизм (Чёрный крест на красном овале) (1921–1927)

Афиша лекции «Новое доказательство в искусстве» (1922)

Афиша лекции «Об искусстве, церкви, фабрике как о трёх путях, утверждающих Бога» (1922)

Чёрный крест (около 1923 года)

Чёрный круг (около 1923 года)

Чёрный квадрат (около 1923 года)

Супрематическое платье (1923)

Чайник с крышкой (1923)

Чашка (1923)

Чашка с блюдцем (1923)

Чашка с блюдцем «Супрематизм» (1923)

Архитектон «Гота» (1923)

Будущие планиты (дома) землянитов (людей) (1923–1924)

Планит лётчика (1924)

Стоящая фигура (конец 1920-х гг.)

Супрематизм (около 1927 года)

Супрематизм (Белый крест) (около 1927 года)

Супрематическая архитектурная модель (Архитектон) (1927)

Три девушки (1928)

На жатву (Марфа и Ванька) (1928–1929)

Крестьянин в поле (1928–1929)

Плотник (1928–1929)

Жница (1928–1929)

Женская фигура (1928–1929)

Женский торс (1928–1929)

Голова крестьянина (1928–1929)

Жницы (1928–1929)

Крестьяне (1928–1929)

Женский портрет (1928–1929)

Девушка в деревне (1928–1929)

Жатва (1928–1929)

Мальчик (Ванька) (1928–1929)

Дачник (1928–1929)

Голова крестьянина (1928–1929)

Жница (1928–1929)

Торс (Первообразование нового образа) (1928–1929)

Торс (Фигура с розовым лицом) (1928–1929)

Женская фигура (1928–1929)

Девушки в поле (1928–1929)

Голова (1928–1929)

Весна. Пейзаж с домиком (1928–1929)

Весна (1928–1929)

Пейзаж с пятью домами (1928–1929)

Пейзаж с белым домом (1928–1929)

Прачка (1928–1929)

Супрематическое построение цвета (1928–1929)

Супрематизм (1928–1929)

Летний пейзаж (1928–1929)

Плотник (1928–1929)

Пейзаж с белыми домами (около 1929 года)

Синий портрет (1929)

На сенокосе (1929)

Цветущие яблони (около 1930 года)

На бульваре (около 1930 года)

Девушка без службы (около 1930 года)

Два крестьянина на фоне полей (около 1930 года)

Две женщины в саду (около 1930 года)

Бульвар (около 1930 года)

Яблоня в цвету (около 1930 года)

Поля (около 1930 года)

Три женщины на дороге (около 1930 года)

Купальщицы (около 1930 года)

Река в лесу (около 1930 года)

Портрет женщины в жёлтой шляпе (около 1930 года)

Цветочница (около 1930 года)

Цветочница (1930)

Две мужские фигуры (начало 1930-х гг.)

Купальщики (начало 1930-х гг.)

Две фигуры (начало 1930-х гг.)

Три женские фигуры (начало 1930-х гг.)

Голова крестьянина (начало 1930-х гг.)

Два крестьянина (начало 1930-х гг.)

Зимний пейзаж (около 1930 года)

Фигура в виде креста с поднятыми руками (около 1930 года)

Стоящая фигура (около 1930 года)

Материнство (около 1930 года)

Голова (около 1930 года)

Три супрематические фигуры (около 1930 года)

Сестры (1930)

Крестьянка и крест (1930)

Спортсмены (1930–1931)

Крестьянин (1930–1932)

Композиция (1930–1932)

Четыре фигуры с серпом и молотом (около 1930–1932 гг.)

Крестьянка (начало 1930-х гг.)

Две мужские фигуры (В белом и красном) (начало 1930-х гг.)

Красная фигура (начало 1930-х гг.)

Голова крестьянина (начало 1930-х гг.)

Голова мальчика в шляпе (начало 1930-х гг.)

Мистический религиозный поворот формы (начало 1930-х гг.)

Мистик (После 1930 года)

Три головы (После 1930 года)

Дизайн-проект для красного Ленинградского театра (1931)

Красный дом (1932)

Скачет красная конница (около 1932 года)

Сложное предчувствие (Торс в жёлтой рубашке) (около 1932 года)

Портрет матери (около 1932 года)

Голова современной девушки (1932)

Голова девушки (1932)

Мистик (около 1932 года)

Мужская голова (около 1932 года)

Человек с лошадью (около 1932 года)

Портрет рабочего (Краснознамёнец Жарновский) (1932–1933)

Девушка с гребнем в волосах (1932–1933)

Девушка с красным древком (1932–1933)

Бегущий человек (1932–1934)

Женский портрет (1932–1934)

Портрет И.В. Клюна (1933)

Работница (1933)

Портрет жены художника (1933)

Автопортрет (Художник) (1933)

Тройной портрет (1933)

Кузнец (1933)

Портрет юноши (1933)

Портрет Н.Н. Пунина (1933)

Мужик, гроб, лошадь (около 1933 года)

Мужской портрет (1933–1934)

Портрет дочери художника (1934)

Портрет жены художника (1934)