Билибин Иван
Иван Яковлевич Билибин – непревзойдённый художник-иллюстратор русской народной сказки. Богатыри, царевны и чудовища, созданные в узнаваемом с первого взгляда «билибинском» стиле, оживали на страницах книг. Российские и советские дети многих поколений, зачарованные незабываемыми образами, даже повзрослев, считали, что именно так должны выглядеть настоящие герои и красавицы.
Детство и юность Ивана Билибина
4 (16) августа 1876 года в дачном посёлке Тарховка под Сестрорецком, что неподалёку от Санкт-Петербурга, в семье морского врача Якова Ивановича Билибина (1838–1904) и его супруги Варвары Александровны Билибиной (1847–1920), урождённой Бубновой, появился ребёнок. Мальчика назвали Иваном. Билибины принадлежали к старинному калужскому купеческому роду, но ещё дед художника выслужил потомственное дворянство, а отец вышел в отставку в чине тайного советника.
Детство и юность Ивана Билибина связаны с Санкт-Петербургом. Там он в 1896 году с серебряной медалью окончил престижную Первую классическую гимназию, там же в 1900 году получил диплом юриста. Но карьера адвоката не прельщала молодого человека – с отрочества его страстно влекла к себе живопись. В 1895–1898 гг. Иван посещал Школу императорского Общества поощрения художеств, летом 1898 года занимался в мюнхенской мастерской художника Антона Ажбе, а по возвращении из Германии поступил в Тенишевскую школу-мастерскую к самому И.Е. Репину. С 1900 по 1904 гг. Билибин в качестве вольнослушателя совершенствовал своё мастерство под руководством того же Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.
Решающую роль в формировании вкусов и приоритетов молодого художника сыграла петербургская выставка В.М. Васнецова, открывшаяся в феврале 1899 года. Там потрясённый Билибин увидел «Трёх богатырей», «Витязя на распутье», эскизы декораций к опере «Снегурочка», после чего всерьёз увлёкся родной стариной. С 1899 по 1904 гг. он совершил несколько этнографических поездок по Русскому Северу, где знакомился с народным бытом, изучал местные традиции и обычаи, архитектуру. С этой же целью он посетил Москву и Новгород, создав под впечатлением от поездок первые акварели.
Творчество Ивана Билибина
Первые же опыты в сказочно-былинном жанре принесли молодому Билибину успех. Летом 1899 года он создал акварели для сказки о Жар-птице и получил одобрение Л.С. Бакста и С.П. Дягилева, центральных фигур «Мира искусства». Одновременно им заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг, решившая издать красочную серию русских сказок. Тогда же сформировался стиль Билибина, для которого характерны орнаментная рамка, чёткая линия контура, замкнутый графический силуэт, ровно окрашенная поверхность, прорисовка без светотени и глубины, верно подобранный цветовой колорит. Всё эти компоненты, взятые вместе, создавали неповторимый и узнаваемый почерк художника, получившего от коллег прозвище «Железная Рука».
В 1902 году при оформлении сказки «Белая уточка» Билибин впервые применил композиционный приём разных взглядов, когда зритель смотрит на провожающую мужа на башне княгиню «снизу», а на городские стены и уплывающие корабли – «сверху». Утверждали, что Билибин настолько погружался в сказку, что безупречно переводил повествование в изображение. Книги с иллюстрациями Билибина расходились многотысячными тиражами по всей России, и вскоре его имя получило широкую известность.
В 1900 году художник стал членом «Мира искусства». Проповедуемые этим обществом модные направления Билибину не были близки, но для него существовал общий с «мирискусниками» археологический интерес, устремлённый в глубину веков, пусть даже для них это была Европа, а для него – Древняя Русь. С годами Билибин совершенствовал свой рисунок, добиваясь большего стилистического единства и художественного разнообразия. В его изображениях появились отсылки к русскому лубку, к английским жанристам XVII–XVIII вв. и даже японцу Хокусаю.
Билибин не ограничивался сказками. Он создал титульные листы и обложки для произведений многочисленных авторов – от М.П. Арцыбашева и А.И. Куприна до Редьярда Киплинга и Фридриха Ницше. Помимо книжной иллюстрации, Билибин активно сотрудничал с театром. Ему принадлежат эскизы не только декораций, но и костюмов для опер «Снегурочка», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила» и др.
Самым значительным достижением Билибина при работе в театре стало оформление в 1909 году оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». В 1910-е гг. Билибин начал выступать как монументалист. Он оформил эскизы панно для великолепного здания Нижегородского отделения Госбанка и для Казанского вокзала в Москве – к сожалению, в последнем росписи не были осуществлены.
Билибин приветствовал Февральскую революцию и даже разработал эскиз нового государственного герба – двуглавого орла с опущенными крыльями без царских регалий, но в сентябре, опасаясь грядущих потрясений, покинул Петроград. Годы гражданской войны он провёл в Крыму, Ростове и Новороссийске, откуда 21 февраля 1920 года на пароходе покинул Россию. Судно прибыло в Египет, где Билибин провёл следующие пять лет.
Египет пленил художника. Он осматривал луксорские храмы, гробницу Тутанхамона, синайские монастыри. По заказам местных греческих торговцев Билибин выполнил величественные панно, что принесло ему приличный доход. Полученные средства позволили художнику в 1925 году переехать в Париж и снять большую квартиру на бульваре Пастера.
В Европе Билибин продолжал плодотворно трудиться. Он занимался книжной графикой, оформлял эскизы для русских опер, помогал в росписи Успенского храма в Праге, участвовал в международных выставках. После знакомства в 1934 году с советским послом во Франции В.М. Потёмкиным художник решил вернуться на Родину. В 1935 году он принял советское гражданство, а в сентябре 1936 года прибыл в Ленинград. Билибина утвердили профессором графической мастерской Института живописи, а в 1939 году присвоили степень доктора искусствоведения.
Семья и личная жизнь Ивана Билибина
В 1902 году художник обвенчался со своей однокурсницей по Тенишевскому училищу Марией Яковлевной Чемберс (1874–1962), дочерью ирландских эмигрантов. Брак продлился девять лет, у супругов родились двое сыновей – Александр (1903–1972) и Иван (1908–1993). В 1914 году, не дав мужу развода, М.Я. Чемберс эмигрировала вместе с сыновьями в Англию, где и проживала до самой смерти.
Второй (гражданской) женой Билибина в 1912 году вновь оказалась ирландка, его ученица по рисовальной школе Рене Рудольфовна О’Коннель (1891–1981). Отношения между супругами продлились до рокового 1917 года. Третьей и последней женой в биографии Билибина стала Александра Васильевна Щекатихина (1892–1967), также бывшая ученица художника. Свадьба состоялась в феврале 1923 года в Каире. Последний брак оказался самым удачным, он продлился до смерти художника.
Смерть и похороны Ивана Билибина
Во время Великой Отечественной войны при приближении немцев к Ленинграду Билибин отказался эвакуироваться и остался в осаждённом городе. Квартира художника оказалась разрушена бомбёжками, после чего он поселился в здании Академии художеств. Несмотря на блокаду, занятия в академии продолжались, студенты защищали дипломные работы, и Билибин входил в состав экзаменационной комиссии.
Художник не смог пережить первую, самую тяжёлую блокадную зиму – он умер 7 февраля 1942 года от «воспаления лёгких и полного истощения» на 66-м году жизни, до последнего работая над иллюстрациями к книге «Слово о стольном граде Киеве и русских богатырях». Похоронили мастера в братской могиле профессоров академии у Смоленского кладбища.
Известные работы Ивана Билибина
В творчестве Билибина выделяются три больших пласта – книжные иллюстрации, театральные эскизы и монументальные росписи. Он принимал участие в оформлении 25 книг, каждая из которых стала событием. Начиная с «Жар-Птицы» и «Василисы Прекрасной» и заканчивая «Петром Первым» А.Н. Толстого и «Песнью о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова произведения Билибина неизменно демонстрировали фирменный стиль и художественный вкус мастера, который каждый раз находил новый акцент.
Билибин приложил руку к 21 театральной постановке – от «Снегурочки» в 1904 году до костюмированной пьесы «Полководец Суворов» в 1939 году – и всегда добивался сценической выразительности. Например, главным принципом «Золотого петушка» стала строгая симметрия, поэтому основным сквозным элементом художник сделал шахматную клетку. Она украшала пол, присутствовала, видоизменяясь, на стенах дворца царя Дадона и на шатре Шамаханской царицы. Этим Билибин показывал, что всё действо разыграно Звездочётом и царицей, а Дадон – только пешка в их игре. Для максимального эффекта в фирменном стиле Билибина все цветовые формы были обведены чёрной линией. Успех оперы был феноменальным. Критики отмечали особую роль декоратора: «Художник ближе всех подошёл к истине… Его оригинальные, причудливые декорации приковывают ваш глаз, переносят в другой мир».
Среди рисунков и картин Билибина стоит отметить портреты сестёр Чириковых, датируемые 1919–1921 гг. Они исполнены в светлой тональности, подчёркивающей нежную красоту моделей. Сохранился также живописный цикл зарисовок, созданный во время путешествий художника по Востоку в 1920-е гг.
Значение творчества Ивана Билибина
Иван Яковлевич Билибин занимает достойное место среди богатого талантами русского Серебряного века. Его графические работы значительно обогатили детскую книжную иллюстрацию, а созданные им образы вошли в сокровищницу русской культуры. Как педагог, Билибин воспитал целую плеяду замечательных графиков – таких как С.В. Чехонин, Г.И. Нарбут, К.С. Елисеев, Н.В. Кузьмин и другие.
Список графических работ, театральных эскизов и картин Ивана Билибина
Книжная графика
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке (1899)
Василиса Прекрасная (1899–1900)
Царевна-Лягушка (1899)
Пёрышко Финиста Ясна-Сокола (1900)
Марья Моревна (1900–1901)
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (1901–1902)
Белая уточка (1902)
Вольга (1903)
А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане (1904–1905)
А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке (1906)
А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке (1908)
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила (1908)
А.С. Рославлев. Сказки (1911)
Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что… (1919)
Contes de l’Isba (Сказки из избы) (1931)
Francis Carpenter. Tales of Russian Grandmother (Фрэнсис Карпентер. Сказки русской бабушки) (1932–1933)
Jeanne Roche-Mazon. Contes de la Couleuvre (Жанна Рош-Мазон. Сказки ужихи) (1932)
Conte du Petit Poisson d’Or (Сказка о золотой рыбке) (1933)
Marguerite Reynier. Le Tapis Volant (Маргерит Рейньер. Летучий ковёр) (1934)
Charles Quinel, Adhémar de Montgon. Le Farouche Abd-el-Kader (Шарль Кинель, Адемар де Монгон. Фарух Абд-эль-Кадер) (1936)
Adhémar de Montgon. Henri IV (Адемар де Монгон. Генрих IV) (1936)
Ганс-Христиан Андерсен. Русалочка (1937)
Maurice Percheron. Moscou (Морис Першерон. Москва) (1937)
А.Н. Толстой. Пётр Первый (1937)
М.Ю. Лермонтов. Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова (1939)
Слово о стольном Киеве и о русских богатырях. Сборник былин под ред. Н.В. Водовозова (1940)
Эскизы театральных декораций и костюмов
Опера «Снегурочка» (1904)
Миракль «Действо о Теофиле» (1907)
Опера «Борис Годунов» (1908)
Комедия «Честь и месть» (1908)
Опера «Золотой петушок» (1909)
Танцевальная сюита «Пир» (1909)
Комедия «Фуэнте Овехуна» (1911)
Драма «Чистилище Святого Патрика» (1911)
Опера «Аскольдова могила» (1913)
Опера «Руслан и Людмила» (1913)
Опера «Садко» (1914)
Балет «Русская сказка» (1923)
«Роман мумии» (1923)
Опера «Сказка о царе Салтане» (1928)
Опера «Князь Игорь» (1930)
Опера «Царская невеста» (1930)
Опера «Борис Годунов» (1931)
Балет «Жар-птица» (1931)
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1934)
Опера «Сказка о царе Салтане» (1936)
Пьеса «Полководец Суворов» (1939)
Панно и росписи
Эскизы росписи залов Нижегородского отделения Государственного банка (1913)
Эскизы плафонов Казанского вокзала в Москве (не реализованы) (1915)
Борис и Глеб на корабле (панно) (1922)
Красный всадник (панно) (1922)
Эскизы фресок и иконостаса православного храма в Александрии (1925)
Эскизы фресок и иконостаса храма на Ольшанском кладбище в Праге (1927)
Микула Селянинович (панно в советском посольстве в Париже) (1935)
Живописные работы
Деревянный храм Русского Севера (1904)
Ручей зимой (1915)
Крым. Горные вершины (1916)
Речной пейзаж на закате (1916)
Гора Каланых-Кая (1917)
Зимка (1917)
Ручей (1917)
Крым. Байдарская долина (1918)
Крым. Старый можжевельник (1918)
Улочка в Каире (1921)
Портрет Л.Е. Чириковой (1919)
Портрет Н.Е. Чириковой (1919)
Портрет В.Е. Чириковой (1921)
Феллах (1922)
Мальчик-феллах (1923)
Египет. Пирамиды (1924)
Монастырь Св. Георгия Хосевита. Палестина (1924)
Закат (1926)
Борм. Юг Франции (1927)
Двор мечети Ал-Азар и университетский комплекс Каира (1928)
Большие сосны (1929)
Оливковые деревья (1929)
Прованс. Сосны на берегу (1929)
Юг Франции. Дюны (1930)
Франция. Вид из окна дачи (1935)
Юг Франции. Сумерки (1935)
Крым. Коктебель (1939)
Крым. Батилиман (1940)
Новое
Видео
Как покорился космос.
Как покорился космос.
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Ключевые моменты Гражданской войны. 2-я лекция
Лекция А.В. Ганина, к.и.н., редактора Отдела военной истории Российского исторического журнала «Родина»