En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Аргунов Иван

09.02.2023

Портретный жанр – одно из ведущих направлений живописи в XVIII веке. Первыми знаменитыми отечественными портретистами, как ни удивительно, были выходцы из низов, и общепризнанно одним из лучших мастеров этого жанра был Иван Петрович Аргунов.

Аргунов появился на свет в семье крепостных, принадлежавших видному государственному деятелю графу Алексею Михайловичу Черкасскому, в ту пору – Сибирскому губернатору, а позднее – сначала кабинет-министру, а затем и канцлеру (министру иностранных дел Российской империи). Дочь Черкасского была в своё время богатейшей невестой России, и Аргунов был одной из 70 тысяч душ приданого, которое досталось её мужу, графу Петру Борисовичу Шереметеву. Мало кто мог бы тогда предположить, что этот переход к другому барину окажется для Ивана Петровича судьбоносным. Шереметев был известным покровителем искусств, вошедший в историю как создатель крепостных театра и оркестра, собиратель лучшей в России картинной галереи своего времени.

 Портрет графа Петра Шереметьева кисти Ивана Аргунова. 1760 год. Московский музей-усадьба «Останкино».

К моменту перехода к Шереметеву родители Ивана уже умерли, и воспитывался он в семье своего дяди. Вместе с ещё рядом крепостных он переехал в Петербург в качестве домашней обслуги. Но вскоре граф заметил у молодого человека способности к живописи, и возжелал сделать из него художника. В 1746 году он отдал Аргунова в обучение к известному в то время художнику-портретисту Георгу Христофору Грооту, выходца из Вюртемберга, приехавшему в Петербург и ставшему живописцем при императорском дворе. На протяжении трёх лет он учится живописному мастерству, и даже помогал своему наставнику писать иконы для Большого дворца в Царском Селе.

Картина Ивана Аргунова «Иисус Христос». 1753 год. Государственный Русский музей.

Аргунов пробовал себя и в религиозных сюжетах, и в исторической живописи, но с первых же лет своей творческой деятельности он пошёл по стопам своего учителя, став портретистом. Уже первые его работы – портреты князя и княгини Лобановых-Ростовских – принесли ему известность. Он писал как персональные портреты, так и супружеские пары. По отзывам специалистов, его работы отличаются исключительным разнообразием художественных приёмов, исключительной живостью образов людей, умелой передачей внутреннего мира и личных качеств изображаемых. Изображения важных людей, например, сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Шереметева или контр-адмирала Самуила Грейг, отличаются величавостью поз и благородством образов. Совсем другое дело – изображения женщин, стариков, детей, полные обаяния. Художник обладал великолепной зрительной памятью - в 1762 году для Правительствующего Сената Аргунов по памяти написал коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился самодержице.

Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского кисти Ивана Аргунова. Государственный Русский музей. 1750 год. Государственный Русский музей.

Коронационный портрет Екатерины II кисти Ивана Аргунова. 1762 год. Государственный Русский музей.

Не стоит думать, что художники той пышной эпохи писали только портреты вельмож – просто живопись вещь затратная, и писать что-то сверх частных и государственных заказов было трудно. Тем не менее, некоторые из них нашли возможность оставить нам жизнеописание простого народа. Общепризнанно, одна из лучших портретных работ – «Портрет неизвестной в русском костюме», написанный Аргуновым в 1784 году. Интерес к крестьянской тематике тогда только пробуждался среди творческой интеллигенции, и можно сказать, что это один из первых образцов обращения к подобной тематике среди живописцев, дошедших до наших дней. Этот портрет представляет интерес и с этнографической точки зрения – ведь здесь скрупулёзно изображена женщина с точным нарядом крестьянок Московской губернии. Сегодня эту картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

 Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784 год. Государственная Третьяковская галерея.

Несмотря на свою известность, которой он мог посоревноваться со многими академическими мастерами, Аргунов продолжал оставаться крепостным крестьянином, который не мог на все сто процентов посвящать себя творчеству. Много времени отнимали у него поручения барина, тем более, что Шереметев назначил его ни много ни мало управляющим своим домом в Санкт-Петербурге. В 1788 году он по распоряжению графа уехал в Москву, где продолжил быть управляющим, только уже теперь московского особняка.

Портрет фельдмаршала Бориса Шереметева на коне кисти Ивана Аргунова.

До самой своей смерти Аргунов так и оставался крепостным крестьянином. Последние годы своей жизни он вообще перестал писать, но это не помешало ему войти в историю как выдающийся русский художник своего времени, чьи работы и сегодня составляют гордость самых лучших российских музеев. Интересно, что талант Ивана Петровича передался его детям. Его сын Павел стал архитектором, и спроектировал для графа Шереметева его знаменитый крепостной дворец-театр в Останкино. К сожалению, он так и скончался крепостным, не дожив до сорока лет. А вот ставшие живописцами Яков и Николай Аргуновы дождались вольной в 1816 году, и оставили после себя замечательное творческое наследие.

Обложка: Автопортрет Ивана Аргунова. Конец 50-х – начало 60-х гг. XVIII в. Государственный Русский музей. Источник: https://upload.wikimedia.org/

Теги:
ХудожникиИскусство
8205

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Победа в Курской битве. Памятные даты военной истории России

Видео

Распад СССР за 22 минуты.

Распад СССР за 22 минуты.

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте