Аргунов Иван
Портретный жанр – одно из ведущих направлений живописи в XVIII веке. Первыми знаменитыми отечественными портретистами, как ни удивительно, были выходцы из низов, и общепризнанно одним из лучших мастеров этого жанра был Иван Петрович Аргунов.
Аргунов появился на свет в семье крепостных, принадлежавших видному государственному деятелю графу Алексею Михайловичу Черкасскому, в ту пору – Сибирскому губернатору, а позднее – сначала кабинет-министру, а затем и канцлеру (министру иностранных дел Российской империи). Дочь Черкасского была в своё время богатейшей невестой России, и Аргунов был одной из 70 тысяч душ приданого, которое досталось её мужу, графу Петру Борисовичу Шереметеву. Мало кто мог бы тогда предположить, что этот переход к другому барину окажется для Ивана Петровича судьбоносным. Шереметев был известным покровителем искусств, вошедший в историю как создатель крепостных театра и оркестра, собиратель лучшей в России картинной галереи своего времени.
К моменту перехода к Шереметеву родители Ивана уже умерли, и воспитывался он в семье своего дяди. Вместе с ещё рядом крепостных он переехал в Петербург в качестве домашней обслуги. Но вскоре граф заметил у молодого человека способности к живописи, и возжелал сделать из него художника. В 1746 году он отдал Аргунова в обучение к известному в то время художнику-портретисту Георгу Христофору Грооту, выходца из Вюртемберга, приехавшему в Петербург и ставшему живописцем при императорском дворе. На протяжении трёх лет он учится живописному мастерству, и даже помогал своему наставнику писать иконы для Большого дворца в Царском Селе.
Аргунов пробовал себя и в религиозных сюжетах, и в исторической живописи, но с первых же лет своей творческой деятельности он пошёл по стопам своего учителя, став портретистом. Уже первые его работы – портреты князя и княгини Лобановых-Ростовских – принесли ему известность. Он писал как персональные портреты, так и супружеские пары. По отзывам специалистов, его работы отличаются исключительным разнообразием художественных приёмов, исключительной живостью образов людей, умелой передачей внутреннего мира и личных качеств изображаемых. Изображения важных людей, например, сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Шереметева или контр-адмирала Самуила Грейг, отличаются величавостью поз и благородством образов. Совсем другое дело – изображения женщин, стариков, детей, полные обаяния. Художник обладал великолепной зрительной памятью - в 1762 году для Правительствующего Сената Аргунов по памяти написал коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился самодержице.
Не стоит думать, что художники той пышной эпохи писали только портреты вельмож – просто живопись вещь затратная, и писать что-то сверх частных и государственных заказов было трудно. Тем не менее, некоторые из них нашли возможность оставить нам жизнеописание простого народа. Общепризнанно, одна из лучших портретных работ – «Портрет неизвестной в русском костюме», написанный Аргуновым в 1784 году. Интерес к крестьянской тематике тогда только пробуждался среди творческой интеллигенции, и можно сказать, что это один из первых образцов обращения к подобной тематике среди живописцев, дошедших до наших дней. Этот портрет представляет интерес и с этнографической точки зрения – ведь здесь скрупулёзно изображена женщина с точным нарядом крестьянок Московской губернии. Сегодня эту картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Несмотря на свою известность, которой он мог посоревноваться со многими академическими мастерами, Аргунов продолжал оставаться крепостным крестьянином, который не мог на все сто процентов посвящать себя творчеству. Много времени отнимали у него поручения барина, тем более, что Шереметев назначил его ни много ни мало управляющим своим домом в Санкт-Петербурге. В 1788 году он по распоряжению графа уехал в Москву, где продолжил быть управляющим, только уже теперь московского особняка.
До самой своей смерти Аргунов так и оставался крепостным крестьянином. Последние годы своей жизни он вообще перестал писать, но это не помешало ему войти в историю как выдающийся русский художник своего времени, чьи работы и сегодня составляют гордость самых лучших российских музеев. Интересно, что талант Ивана Петровича передался его детям. Его сын Павел стал архитектором, и спроектировал для графа Шереметева его знаменитый крепостной дворец-театр в Останкино. К сожалению, он так и скончался крепостным, не дожив до сорока лет. А вот ставшие живописцами Яков и Николай Аргуновы дождались вольной в 1816 году, и оставили после себя замечательное творческое наследие.
Обложка: Автопортрет Ивана Аргунова. Конец 50-х – начало 60-х гг. XVIII в. Государственный Русский музей. Источник: https://upload.wikimedia.org/
Новое
Видео
Последние герои (подвиги советских воинов).
Последние герои (подвиги советских воинов).
Внешняя политика Российской империи 1801-1812
Внешняя политика 1801-1812 гг. Урок третий
Интервью с Захаром Прилепиным: о политике, книгах и современной молодежи.
Интервью с Захаром Прилепиным: о политике, книгах и современной молодежи.