Маленков Георгий
Георгий Максимилианович Маленков
При перечислении руководителей советского государства имя Георгия Максимилиановича Маленкова (1901–1988) неизменно остаётся в тени фигур И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва. Зачастую он вообще не рассматривается как руководитель СССР, однако после смерти «вождя народов», именно Маленкову, а не Хрущёву поначалу достались главные властные полномочия.
Детство и юность
Георгий Максимилианович Маленков родился 23 ноября (6 декабря) 1901 года в Оренбурге в семье железнодорожного служащего. По отцу он принадлежал к дворянскому сословию, но мать происходила из мещан. О детстве и юности Маленкова известно мало – главным образом, из служебных справок и биографии, написанной его сыном Андреем Георгиевичем. В последней в числе прочего сообщается о деде-полковнике и брате деда, дослужившемся на флоте до контр-адмирала. Судя по всему, эти детали следует отнести к разряду семейных легенд, т.к. ни в одном из списков высших армейских чинов XIX века фамилия «Маленков» не упоминается.
Достоверно известно, что будущий председатель Совмина СССР с августа 1911 по июнь 1919 гг. обучался в 1-й оренбургской гимназии. Согласно аттестату, Георгий окончил её с одними пятёрками, за исключением четвёрки по немецкому языку, в самый разгар боев за город между белыми и красными. Вскоре бывший гимназист Маленков добровольно стал красноармейцем 3-й Туркестанской кавалерийской дивизии 1-й армии. В апреле 1920 году он вступил в партию большевиков, участвовал в работе агитпоезда и, благодаря образованию, быстро продвинулся на должность инструктора политуправления Туркестанского фронта. В сентябре 1921 года Георгий демобилизовался и уехал в Москву, где поступил в Высшее техническое училище (МВТУ).
Карьера Маленкова
До конца 1925 года Маленков числился студентом электротехнического факультета, постепенно все больше сосредотачиваясь на партийной работе. В январе 1926 года исполнительного и образованного молодого человека заметили в ЦК ВКП(б), приняв его на должность технического секретаря Политбюро. Прирождённый аппаратчик, Маленков всегда содержал все бумаги в полном порядке, неизменно точно исполнял поручения, и потому сразу же стал незаменимым. Он быстро шагал по карьерной лестнице, к 30 годам заняв должность заведующего орготделом Московского горкома ВКП(б), а ещё через два года вырос до заведующего отделом руководящих парторганов ЦК ВКП(б).
В 1935–1936 гг. под руководством Маленкова была создана грандиозная номенклатурная картотека, содержавшая данные о 2,5 млн членах партии, а также о беспартийных специалистах и руководящих работниках. Именно умелая работа с кадрами станет со временем визитной карточкой Маленкова.
К 1937 году Маленков стал одним из самых ценимых Сталиным партийных работников, вхожим в «ближний круг» участников важнейших совещаний и компаньонов вождя по застольям и отдыху. Как главный кадровик, он активно участвовал в кампании репрессий 1937–1938 гг., в том числе способствовал аресту 10 апреля 1939 года некогда всесильного бывшего наркома внутренних дел Н.И. Ежова.
Перед войной влияние Маленкова продолжало расти. С марта 1939 года он стал членом Оргбюро ЦК ВКП(б), с июля 1940 года – членом Главного военного совета, а с февраля 1941 года – кандидатом в члены Политбюро. Одновременно Маленков курировал вопросы, связанные с обороноспособностью страны, отвечая за производство реактивных артиллерийских систем и боевых самолётов.
Во время войны
С первых дней войны Г.М. Маленков наряду с И.В. Сталиным, В.М. Молотовым, К.Е. Ворошиловым и Л.П. Берией вошёл в состав созданного 30 июня 1941 года Государственного комитета обороны (ГКО) – высшего чрезвычайного органа управления страной. Как член ГКО, он выезжал на наиболее угрожаемые участки фронта во главе специальных групп, известных как «маленковские комиссии». В августе 1941 года Маленков побывал под Ленинградом, в октябре инспектировал позиции на подступах к Москве, в марте 1942 года посетил Волховский фронт, в августе того же года решал насущные вопросы под Сталинградом, а весной 1943 года в преддверии Курской битвы вылетал на Центральный фронт.
С лета 1943 года Маленков все больше сосредотачивался на проблемах военно-промышленного комплекса, курировал производство самолётов и авиационного оборудования, в чём добился значительных успехов. Осенью 1943 года он был назначен главой комитета по восстановлению народного хозяйства в освобождённых от оккупации районах СССР, а после упразднения этого органа с февраля по сентябрь 1945 года руководил комитетом по демонтажу немецкой промышленности. Работу на всех перечисленных постах благодаря своей колоссальной усидчивости и чёткой организации рабочих процессов Маленков успешно совмещал с деятельностью в аппарате ЦК. В знак признания заслуг Георгий Максимилианович в сентябре 1943 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а в феврале 1946 года его ввели в состав Политбюро ЦК ВКП(б).
Послевоенное время
В мае 1946 года выдающаяся партийная карьера Маленкова подверглась серьёзным испытаниям. Из-за открывшегося «авиационного дела», в рамках которого под следствием оказались многие руководители отрасли и командования ВВС, он потерял высшие государственные и партийные посты. Одновременно на кремлёвском небосклоне взошли новые звезды – выдвинувшиеся из ленинградской парторганизации идеолог А.А. Кузнецов и хозяйственник Н.А. Вознесенский. Борьба с ними за влияние на Сталина закончилась «ленинградским делом» 1949 года, когда попавший в опалу Маленков сначала вернулся во власть при помощи Л.П. Берии, а затем при его же поддержке инициировал уничтожение своих конкурентов.
После внезапной смерти от болезни покровителя ленинградцев А.А. Жданова и последующего расстрела А.А. Кузнецова, Н.А. Вознесенского и их соратников Маленков формально стал вторым человеком в государстве. В декабре 1949 года его статья в честь 70-летия Сталина вышла на первой полосе «Правды», а в октябре 1952 года Маленкову поручили отчётный доклад на XIX съезде партии, как и общее руководство пленумом. К марту 1953 года сложилась «большая четвёрка» членов Президиума ЦК ВКП(б) в лице Г.М. Маленкова, Л.П. Берии, Н.С. Хрущёва и Н.А. Булганина, внутри которой и развернулась схватка за власть после смерти Сталина.
Многие западные дипломаты считали главным претендентом на роль нового правителя СССР именно Маленкова. Его описывали как проницательного, осмотрительного и умного функционера, идеального бюрократа. Но сложные хитросплетения внутренней политики, противостояние кланов и ведомств оказались в итоге не в его пользу. В июне 1953 года Маленков и Хрущёв с помощью маршала Г.К. Жукова устранили Берию, поделив управление между собой. Совет министров достался Маленкову, а Хрущёв стал Первым секретарём ЦК КПСС. В итоге он ловко взял вверх, перераспределяя функции ведомств и протаскивая на ключевые посты, прежде всего в армии и госбезопасности, своих сторонников.
В 1954 году энергия и целеустремлённость Хрущёва сделали своё дело. Он обрёл решающее право голоса как во внутренней, так и во внешней политике. 25 января 1955 года решением ЦК Маленков был освобождён от поста главы правительства, оставаясь при этом членом Президиума ЦК. Последний неудачный бой Хрущёву Маленков дал 18 июня 1957 года на заседании Президиума, когда «старая гвардия» под началом В.М. Молотова, Л.М. Кагановича и Г.М. Маленкова, поименованная в итоге «антипартийной группой», безуспешно попыталась сместить Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК – во многом из-за его поддержки министром обороны Жуковым.
После этого государственная и партийная карьера Маленкова подошла к концу. Его сняли со всех ответственных постов, направили в Усть-Каменогорск директором ГЭС, а чуть позже фактически сослали в Экибастуз на схожую должность. В 1968 году Георгий Максимилианович вышел на пенсию и вернулся в Москву, где ограничил общение женой, детьми и внуками, большую часть времени проводя на даче в подмосковном посёлке Удельная.
Реформы Маленкова
Показательно, что сразу же после смерти Сталина Маленков, Хрущёв и Берия принялись за переделку сложившейся системы. Несмотря на разные векторы деятельности, наследники вождя сходились в одном – в необходимости либерализации управления и срочного реформирования экономики. Уже 9 марта 1953 года Маленков заявил о возможности мирного сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической, а на следующий день – о недопустимости культа личности. Он повёл наступление против привилегий номенклатуры, запретив практику выдач денег в конвертах, чем подтолкнул чиновников к переходу на сторону Хрущёва. Маленков пытался ослабить партийный аппарат, давая больше полномочий министерствам и главкам.
Вместе с тем, новый председатель Совмина направил усилия на улучшение реального благосостояния населения, уменьшив сельскохозяйственный налог в 2,5 раза при одновременном увеличении закупочных цен на продовольствие и снижении потребительских цен, что, несомненно, привело к росту благосостояния на селе. Но не все нововведения оказались успешными. Так, снижение цен на промышленную продукцию в апреле 1954 года привело к нехватке товара и образованию очередей – т.е., к разбалансировке товарооборота, что не способствовало популярности правительства. К тому же, это сопровождалось практикой торговли в нагрузку, когда к дефицитной продукции прикреплялась маловостребованная, и они продавались только вместе.
Примечательно, что, выступая за приоритет лёгкой промышленности над тяжёлой, за внедрение жилищно-строительных программ, за гармоничное развитие экономики, Г.М. Маленков во многом повторял идеи Н.А. Вознесенского, к преследованию и гибели которого был непосредственно причастен. Во внешней политике Маленков придерживался курса разрядки. Уже в 1953 году СССР вывел из Северной Кореи большинство военных советников и специалистов, после чего состоялось подписание соглашения о перемирии на полуострове, восстановил дипломатические отношения с Югославией и Грецией, отказался от территориальных претензий к Турции.
Семья и личная жизнь
Знакомство Маленкова с будущей супругой Валерией Алексеевной Голубцовой (1901–1987), которую он всю жизнь нежно называл Лерой, состоялось в 1920 году в агитпоезде на Туркестанском фронте. Этот союз коренным образом изменил жизнь Георгия Максимилиановича. Будучи умной и волевой женщиной, Валерия Алексеевна стала надёжной опорой мужу, способствовала его служебному росту, поддерживала в трудные минуты.
Многие считали, что своей карьерой Георгий Маленков был обязан в первую очередь именно жене – это она убедила мужа поступить в институт, устроила в аппарат ЦК. Большая часть трудовой деятельности В.А. Голубцовой оказалась связана с Московским энергетическим институтом, который она окончила в 1934 году и ректором которого была в 1943–1952 гг., очень многое сделав для своей альма-матер.
В семье Маленкова родилось трое детей. Дочь Валентина, или Воля (1924–2010), стала архитектором, а два сына, Андрей (1937) и Георгий (1938), посвятили себя науке. Старший, доктор биологических наук, занимался биофизикой, младший, доктор химических наук, стал специалистом по математическому моделированию физико-химических процессов.
Смерть и похороны
Георгий Максимилианович Маленков прожил длинную жизнь. После ухода на пенсию он возился с внуками и писал безответные просьбы о восстановлении в партии, из которой его исключили в 1961 году – сначала Л.И. Брежневу, потом Ю.В. Андропову, К.У. Черненко и М.С. Горбачёву.
После смерти жены, самого близкого ему человека, старик не прожил и четырёх месяцев, скончавшись 14 января 1988 года в Москве на 87-м году жизни. Похоронили Маленкова на московском Кунцевском кладбище рядом с женой, под скромными каменными крестами. Его уход остался совершенно незамеченным в обществе, занятым наступившей Перестройкой, а через четыре года после смерти Георгия Максимилиановича Маленкова не стало и Советского Союза.
Итоги деятельности
Маленков сочетал в себе лучшие качества советского чиновника – трудоголика, знатока бумажной волокиты и человека, готового точно и быстро выполнить любое распоряжение начальства. Заслуженная репутация безукоризненного исполнителя быстро выделила его из общего ряда партийных работников и позволила сделать прекрасную карьеру при И.В. Сталине, но не оставила шанса в борьбе против простонародной харизмы Н.С. Хрущёва. Недолгая деятельность Г.М. Маленкова на посту председателя Совмина многими современными историками оценивается положительно – именно при нём в 1953–1955 гг. начались многие реформы, позволившие значительно поднять уровень жизни простого советского человека.