Левицкий Дмитрий
Дмитрию Григорьевичу Левицкому по праву принадлежит слава лучшего российского живописца XVIII столетия. Он сумел наполнить живым содержанием парадный портрет, придать ему задушевность и внутреннюю теплоту. В его моделях, несмотря на некоторую идеализацию, неизбежную для эпохи классицизма, видны характеры и внутренние переживания. Многие считают, что именно Левицкий поднял русскую живопись над ремеслом и приобщил её к искусству.
Детство и юность Дмитрия Левицкого
О жизни Дмитрия Левицкого до его переезда в Петербург известно крайне мало. По воспоминаниям современников и немногочисленным архивным документам складывается следующая картина. Будущий художник появился на свет в селе на Полтавщине, по другим данным – в Киеве, предположительно в мае 1735 года. Отец, происходивший из старого казацкого рода священник и известный гравёр Григорий Кириллович Левицкий-Нос, стал первым наставником для сына и обучил его основам профессии живописца.
Важным этапом в биографии Дмитрия Левицкого стал 1752 год, когда в Киев приехал А.П. Антропов – крупный художник елизаветинской поры. Он участвовал в росписи церкви Андрея Первозванного, построенной по проекту В.В. Растрелли, и пробыл в Киеве до 1755 года. Исследователи предполагают, что Григорий и Дмитрий Левицкие также принимали непосредственное участие в работах. Когда в 1758 году младший Левицкий перебрался в Санкт-Петербург (по другим сведениям, сначала в Москву), он не только стал учеником Антропова, но и жил в его семье.
В обучении у Антропова Левицкий оставался до 1762 года, набираясь опыта как подмастерье в работе над разнообразными проектами, в том числе при оформлении триумфальных ворот в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. Вскоре после этого Левицкий начал самостоятельную карьеру живописца.
Творчество Дмитрия Левицкого
Период жизни Левицкого с 1762 по 1769 гг. известен плохо, отрывками. В 1766 году он вёл переговоры с властями Москвы по обновлению городских триумфальных ворот, в 1767 году совместно с художником В. Васильевским писал иконостасы для московских церквей Св. Екатерины на Ордынке и Св. Кира и Св. Иоанна на Солянке, а с 1769 года его появление прослеживается уже в Петербурге. С этого времени творчество Левицкого хорошо задокументировано по его произведениям – прежде всего, портретам.
1770 год принёс художнику всеобщее признание. Он выставил шесть портретов своей работы на выставке Императорской академии художеств, и за один из них – изображение ректора А.Ф. Кокоринова – удостоился почётного звания академика. Навыки Левицкого как портретиста к этому времени стали столь бесспорны, что в 1771 году его назначили преподавателем портретного класса в академии, а заказы от императрицы и высших сановников империи потекли рекой. С 1776 по 1788 гг. Левицкий входил в совет академии, его годовой оклад вырос до 400 рублей – помимо гонораров за картины, которые доходили до невообразимых по тем временам 1000 рублей.
В 1788 году неожиданно для многих Левицкий подал в отставку с ежегодной пенсией в 200 рублей. Биографы художника полагают, что причиной стал некий конфликт в академии – вероятно, с её президентом И.И. Бецким. С этого времени популярность художника резко пошла на спад. Он все реже получал престижные заказы, его материальное положение оставляло желать лучшего. Друзья – прежде всего, известные просветители Н.А. Львов и А.Ф. Лабзин – старались поддержать Левицкого.
С конца XVIII века художник увлёкся мистическими идеями масонов. Он вступил в ложу «Умирающий сфинкс», где под псевдонимом Велитский занимал вторую ступень в иерархии после Лабзина. В царствование императора Александра I Левицкий продолжал работать, но художественный уровень его картин заметно упал. Возможно, это было связано со слабеющим зрением: в последние свои годы живописец почти ослеп.
Безусловным направлением творчества Левицкого стал классицизм, основных канонов которого он чётко придерживался, но при этом художник пошёл значительно дальше предшественников и современников – И.Н. Никитина, И.П. Аргунова, своего учителя А.П. Антропова и даже Ф.С. Рокотова. Он в совершенстве овладел приёмами передачи фактуры одежды, частей обнажённого тела, цветовых пятен. Художник научился свободно строить композицию, варьировать нюансы.
Левицкий был вполне самостоятелен в своём творчестве, и единственным художником, повлиявшим на его эстетические вкусы, оказался придворный живописец австриец Иоганн-Баптист Лампи, выписанный в Петербург из Вены в 1792 году. Палевый колорит и мягкая кисть иностранца пришлись по вкусу, как выразился один историк, «напудренным и нежным господам конца XVIII века». Левицкий поддался этой моде, и его новые портреты, не уступавшие по мастерству рисунка прежним, приобрели лощёность и стали намного скучнее.
Во времена своего расцвета Левицкий создал целую галерею запоминающихся образов, причём манера написания менялась в зависимости от характера и положения заказчика. Так, портрет архитектора А.Ф. Кокоринова написан в серебристо-коричневых тонах, купца-откупщика Н.А. Сеземова – в голубовато-коричневых, а промышленника П.А. Демидова – жёлто-оливковых. В знаменитой серии портретов смолянок, написанной в 1772–1776 гг., Левицкий окружил моделей театральным фоном, в который великолепно вписал фигуры в изящных танцующих позах. В своих лучших портретах Левицкий добился подлинной виртуозности в передаче колорита и оттенков одних и тех же цветов, тонко уравновешивая красочную палитру гармонией светотени.
С годами всё более оттачивалось мастерство, совершенствовался стиль картин Левицкого. К середине 1780-х гг. художник добился наиболее чётких объёмов, наиболее гладкой и плотной манеры письма, однако начиная с 1790-х гг. то ли из-за упадка сил, то ли под влиянием И.-Б. Лампи работы Левицкого стали шаблонными. Повторяющиеся раз за разом поворот модели ракурсом в три четверти, темно-серый фон, светлеющий за левым плечом, условная улыбка, нарочитый румянец и т.д. свидетельствовали о потере вдохновения и постепенной творческой деградации.
Лишь несколько работ художника позднего периода выбиваются из общего ряда – прежде всего, портреты издателя Н.И. Новикова, баснописца И.И. Дмитриева, детей графа А.И. Воронцова, великих княжон Александры, Екатерины и Марии – дочерей императора Павла I.
Семья и личная жизнь Дмитрия Левицкого
Девичья фамилия супруги художника Анастасии Яковлевны Левицкой (1744–1832) не сохранилась. Судя по обнаруженным в церковных метриках датам рождения детей, свадьба состоялась в конце 1860-х гг. В семье появилось на свет четыре ребёнка, но все они, кроме дочери Агафьи, умерли в младенчестве. Портрет А.Д. Левицкой работы отца хранится в Русском музее.
Смерть и похороны Дмитрия Левицкого
Последние годы жизни некогда знаменитого художника были до краёв наполнены бедностью и разочарованием. Почти ослепший Левицкий коротал безрадостные дни, обременённый многочисленными долгами и болезнями. Он скончался 4 (16) апреля 1822 года в возрасте неполных 87 лет в Санкт-Петербурге – как сказано в метрической книге, «от старости».
Надворного советника Дмитрия Григорьевича Левицкого похоронили на Смоленском православном кладбище на аллее, впоследствии так и называвшейся – «Левицкая аллея». Петербургские старожилы утверждали, что ещё в 1920-х гг. могилу живописца можно было найти на пришедшем в запустение кладбище, однако на сегодняшний день захоронение гениального художника утеряно.
Известные работы Дмитрия Левицкого
Широкую известность Левицкому принесли упомянутые выше портреты А.Ф. Кокоринова, Н.А. Сеземова и П.А. Демидова, написанные в 1770–1773 гг. Во всей красе талант живописца раскрылся в серии созданных в 1772–1776 гг. портретов смолянок – девяти лучших учениц из первого набора Института благородных девиц, любимого детища Екатерины II. В каждой девушке художник подметил присущую только ей оригинальность, которую заботливо перенёс на полотно. Так, прелесть лица Екатерины Нелидовой показана не во внешней красоте, а в лукавом взгляде карих глаз и шаловливой улыбке, Екатерина Хованская – мечтательна и задумчива, Екатерина Молчанова – сдержанно-благородна.
Поэтичностью и счастьем пронизан портрет Марии Дьяковой, жизненно-живописно изображение молодого цесаревича Павла Петровича, превосходно исполнены другие произведения Левицкого конца 1770-х гг. – старика-священника, в котором многие исследователи видят отца художника Г.К. Левицкого, генералов М.И. Мордвинова и Я.Е. Сиверса.
Среди работ 1780-х гг. стоит отметить портрет статс-секретаря А.В. Храповицкого, в котором художнику удалось передать иронический взгляд и снисходительную полуулыбку; портрет А.С. Бакуниной, с которого смотрит взбалмошная и насмешливая девица; портрет купца А.И. Борисова – довольного жизнью и собой разбогатевшего мужика; портрет Урсулы Мнишек – блистательной, но пустой светской красавицы; портрет Анны Давиа – хищной авантюристки.
Особое место в творчестве Дмитрия Левицкого занимают портреты императрицы Екатерины II. По описаниям упоминаются не менее восьми картин и рисунков, но судьба четырёх из них на сегодняшний день неизвестна. Самый известный образ императрицы в исполнении Левицкого – это Екатерина-законодательница.
Значение творчества Дмитрия Левицкого
Дмитрий Левицкий поднял искусство русского портрета на недосягаемую дотоле высоту, сумев художественными средствами классицизма передать не только идеальную интерпретацию модели, но и продемонстрировать её внутреннюю жизнь и индивидуальность. В орбите влияния Левицкого оказались С.С. Щукин и В.Л. Боровиковский – лучшие представители следующего поколения русской школы портретной живописи, многое почерпнувшие у своего великого учителя.
Список известных произведений Дмитрия Левицкого
Портрет А.Ф. Кокоринова (1769)
Портрет Б.В. Умского (1770)
Портрет И.И. Глебова-Ощерина (1770)
Портрет Н.А. Сеземова (1770)
Портрет Я.Е. Сиверса (1770)
Портрет А.С. Строганова (около 1770 года)
Портрет А.М. Голицына (1772)
Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой (1772)
Портрет Дени Дидро (1773)
Портрет Е.И. Нелидовой (1773)
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773)
Портрет М.П. Нарышкиной (1773)
Портрет П.А. Демидова (1773)
Портрет Н.А. Львова (1774)
Портрет неизвестной в малиновом платье (1774)
Портрет А.П. Левшиной (1775)
Портрет Г.И. Алымовой (1776)
Портрет Е.И. Молчановой (1776)
Портрет Н.С. Борщевой (1776)
Портрет М.А. Дьяковой (1778)
Портрет М.И. Мордвинова (1778)
Портрет М.Н. Кречетникова (1778)
Портрет А.А. Прозоровского (1779)
Портрет В.В. Голицыной (1779)
Портрет священника (Портрет Г.К. Левицкого) (1779)
Портрет А.А. Рибопьер (1770-е гг.)
Портрет императрицы Екатерины II в красном (1770-е гг.)
Портрет Н.И. Мельгуновой (1770-е гг.)
Портрет неизвестного в артиллерийском мундире (1770-е гг.)
Портрет А.Д. Ланского (1780)
Портрет М.Ф. Полторацкого (1780)
Портрет П.В. Бакунина Меньшого (1780)
Портрет А.В. Храповицкого (1781)
Портрет М.А. Львовой (1781)
Портрет М.М. Щербатова (1781)
Портрет неизвестного (1781)
Портрет П.Н. Репниной (1781)
Портрет А.Д. Ланского (1782)
Портрет А.С. Бакуниной (1782)
Портрет Анны Давиа-Бернуцци (1782)
Портрет Е.А. Бакуниной (1782)
Портрет Е.Н. Орловой (1782)
Портрет Екатерины II (1782)
Портрет И.М. Долгорукова (1782)
Портрет П.В. Бакунина Большого (1782)
Портрет Урсулы Мнишек (1782)
Автопортрет (1783)
Портрет А.Д. Левицкой (1783)
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия (1783)
Портрет Н.Я. Левицкой (1783)
Портрет С.Р. Воронцова (1783)
Портрет Е.Р. Дашковой (1784)
Портрет неизвестной в голубом (1784)
Портрет А.Д. Левицкой (1785)
Портрет Ф.Г. Орлова (1785)
Портрет А.В. Суворова (1786)
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787)
Портрет Екатерины II (1787)
Портрет М.С. Потемкина (1787)
Портрет А.И. Борисова (1788)
Портрет Губарева (1788)
Портрет неизвестной с розой (1788)
Портрет С.К. Грейга (1788)
Портрет Губаревой (1789)
Портрет И.А. Васильевой (1789)
Портрет И.С. Рибопьера (1789)
Портрет Н.А. Львова (1789)
Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме (1789)
Портрет А.Г. Орлова (1780-е гг.)
Портрет А.И. Воронцова (1780-е гг.)
Портрет А.Н. Строганова (1780-е гг.)
Портрет Анны Доротеи Луизы Шмидт (1780-е гг.)
Портрет великого князя Павла Петровича (1780-е гг.)
Портрет Е.А. Воронцовой в детстве (1780-е гг.)
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия (1780-е гг.)
Портрет И.А. Остермана (1780-е гг.)
Портрет М.А. Воронцовой в детстве (1780-е гг.)
Портрет Н.А. Львова (1780-е гг.)
Портрет неизвестного из семьи Салтыковых (1780-е гг.)
Портрет неизвестного с орденом Св. Владимира (1780-е гг.)
Портрет П.Ф. Воронцовой (1780-е гг.)
Портрет А.А. Воронцовой в детстве (1780-е гг.)
Портрет великой княгини Марии Фёдоровны (1780-е гг.)
Портрет В.П. Мусина-Пушкина (1790)
Портрет П.А. Воронцовой в детстве (около 1790 года)
Портрет Н.В. Репнина (1792)
Портрет императрицы Екатерины II (1794)
Портрет Н.И. Новикова (1797)
Портрет И.В. Ламба (1799)
Портрет А.А. Безбородко (1790-е гг.)
Портрет В.И. Митрофанова и М.А. Митрофановой (1790-е гг.)
Портрет великой княжны Александры Павловны в детстве (1790-е гг.)
Портрет И.И. Шувалова (1790-е гг.)
Портрет М.И. Мюссар (1790-е гг.)
Портрет неизвестной в красном платье (1790-е гг.)
Портрет А.П. Мельгунова (1790-е гг.)
Портрет А.С. Протасовой (1790-е гг.)
Портрет великой княгини Марии Федоровны (1790-е гг.)
Портрет великой княжны Екатерины Павловны в детстве (1790-е гг.)
Портрет великой княжны Елены Павловны в детстве (1790-е гг.)
Портрет великой княжны Марии Павловны в детстве (1790-е гг.)
Портрет Г.А. Долгорукова (1790-е гг.)
Портрет Е.И. Пальменбаха (1790-е гг.)
Портрет И.А. Игельстрома (1790-е гг.)
Портрет И.Г. Чернышева (1790-е гг.)
Портрет И.И. Гауфа (1790-е гг.)
Портрет И.И. Дмитриева (1790-е гг.)
Портрет А.С. Протасовой (около 1800 года)
Портрет И.И. Билибина (1801)
Портрет И.Х. Билибина (1801)
Портрет Я.И. Билибина (1801)
Портрет И.В. Лопухина (1800-е гг.)
Портрет П.Г. Левицкого (1812)
Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова (?)