Васильев Борис
Васильев Борис Львович принадлежит к поколению писателей-фронтовиков, принёсших звучание «окопной правды» в русскую литературу. Книги Васильева завоевали широкое признание у советских и российских читателей.
В лучших произведениях, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, он нашёл уникальную интонацию, доброжелательную и сочувственную к простому человеку, полную печальных напоминаний о трагической судьбе тех, кто сгинул в беспощадных жерновах войны.
Детство и юность Бориса Васильева
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Его отец Лев Александрович Васильев (1892–1968) принадлежал к мелкопоместному дворянству и посвятил себя военной службе. Он отличился на полях Первой мировой и Гражданской войне, сражаясь сначала в рядах царской армии, а затем на стороне красных. Мать будущего писателя, Елена Николаевна Алексеева (1892–1978), также происходила из дворянской семьи.
В школе Борис Васильев был на хорошем счету, особенно преуспевая в изучении литературы и истории, принимал участие в школьных спектаклях. Учился он в Смоленске и Воронеже, куда в конце 1930-х гг. перевели отца. В роковом 1941 году Борису исполнилось 17 лет, и буквально в первые же дни войны он в составе комсомольского истребительного батальона отправился на фронт. Вскоре подразделение попало в окружение на смоленском направлении, и в течение нескольких месяцев юноша пробирался к своим, ночуя в полях и питаясь чем придётся. Только в октябре ему удалось перейти линию фронта и попасть в расположение советских частей.
После проверки Бориса Васильева призвали в армию. В марте 1943 года он попал на фронт, где получил тяжёлую контузию при подрыве на противопехотной мине, и убыл в госпиталь. После выздоровления он сдал экстерном экзамены за полный курс средней школы и осенью 1943 года получил направление на учёбу в Военную академию бронетанковых войск. По окончании академии в 1946 году лейтенант Васильев был распределён в Свердловск, где в течение восьми лет служил на испытательном полигоне бронетехники, производимой на Уралмаше.
В 1952 году Борис Васильев увлёкся драматургией и в свободное от службы время занялся сочинительством. Его первая пьеса «Танкисты» не получила признания, но эта неудача не обескуражила Васильева. В 1954 году он решил отказаться от военной карьеры и полностью посвятить себя искусству, а потому уволился в запас в звании капитана.
Жизнь Бориса Васильева
Интерес к театру вскоре перерос в увлечение кинематографом. В 1955 году Борис Васильев поступил в сценарную мастерскую Главкино, и уже в 1958 году были сняты первые фильмы по его сценариям. Именно профессия киносценариста дала навыки построения живых, динамичных диалогов и выразительных мизансцен, что впоследствии стало фирменным знаком художественных произведений Бориса Васильева. Тогда же он писал тексты сюжетов для киножурнала «Иностранная хроника», позднее много сотрудничал как автор с набирающим популярность на телевидении «Клубом весёлых и находчивых». Этот «смутный период» в биографии Васильева не принёс ему славы и признания, но позволил отточить мастерство.
С 1967 года Васильев целенаправленно занялся прозой. Если первая его повесть «Иванов катер» получилась весьма невыразительной, то написанная следом «А зори здесь тихие...» произвела настоящий фурор. Книга почти сразу была адаптирована под киносценарий и театральную постановку, и до сих пор остаётся культовой. В 1972 году Бориса Васильева приняли в Союз писателей СССР. После неожиданной всесоюзной славы он не почивал на лаврах, а продолжал целеустремлённо работать, создав в 1970–1980-х гг. несколько важнейших произведений – романы «Не стреляйте в белых лебедей» и «В списках не значился», рассказы «Ветеран», «Вы чьё, старичьё?» и другие.
В бурные перестроечные годы Борис Васильев активно включился в общественную жизнь, стал делегатом I съезда народных депутатов. После участия в комиссии по расследованию разгона антисоветского митинга в Тбилиси в апреле 1989 года, последствия которого власти безуспешно пытались скрыть, писатель вышел из КПСС. С этого времени он начал интересоваться историей, написав серии исторических романов о Древней Руси и событиях XIX века. В политическом взглядах Васильев, подобно многим писателям-фронтовикам – Д.А. Гранину, В.В. Быкову, В.П. Астафьеву, В.П. Некрасову и другим – придерживался твёрдых антисталинских позиций.
В 1993 году Борис Васильев подписал известное «письмо сорока двух» – воззвание известных литераторов-либералов к президенту Б.Н. Ельцину с призывом к решительным действиям против «врагов демократии». В 1997 году он получил премию имени академика А.Д. Сахарова, а в 2002 году стал членом комиссии по правам человека при президенте РФ. В 1999 и 2004 гг. за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы писателя наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» III и II степеней. Среди других его наград – советские ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и Отечественной войны II степени.
Творчество Бориса Васильева
Первые опыты Васильева в литературе относились к области драматургии. В середине 1950-х гг. он написал пьесу «Танкисты», которая так и не была поставлена, однако стала основой сценария легендарного фильма «Офицеры» с Георгием Юматовым и Василием Лановым.
Своё призвание Васильев нашёл в прозе. Повесть «А зори здесь тихие...» сделала имя писателя широко известным. Пронзительная история о противостоянии группы девушек-зенитчиц немецким диверсантам никого не оставила равнодушным. В неторопливом повествовании через характер и переживания каждой героини Васильев смог передать весь пронзительный трагизм их гибели, весь ужас войны. Душевность, лиричность, отказ от шумного пафоса и героики, неприхотливый, но содержательный стиль сделали повесть одним из лучших произведений о войне.
В романе «В списках не значился», вышедшем в 1974 году, писатель рассказал о героической обороне Брестской крепости, которая «не пала, а истекла кровью». Подвиг её защитников воплощён в образе лейтенанта Николая Плужникова, в одиночку продолжавшего сопротивление даже спустя несколько месяцев. Теме войны и судьбам ветеранов посвящены многие произведения автора советской поры – «Великолепная шестёрка» (1980), «Вы чьё, старичьё?» (1982), «Неопалимая купина» (1986). Для всех них характерен трагичный финал. Васильев считал, что только так можно пробудить читателя от «летаргического сна души».
В 1973 году вышел роман «Не стреляйте в белых лебедей» о нравственном противостоянии двух деревенских мужиков, Егора Полушкина и Фёдора Бурьянова, каждый из которых отстаивает «свою правду». Многие критики считают именно «Лебедей» сильнейшим произведением Васильева, в котором он поставил острые вопросы о добре и зле, о том, что для людей есть природа. Этот роман экранизировался, как и многие другие произведения Васильева, а «Офицеры», «А зори здесь тихие…», «Аты-баты, шли солдаты», «Завтра была война» вошли в золотой фонд отечественного кино.
С начала 1980-х гг. Васильев обратился в своём творчестве к большим литературным формам. Он написал семейную сагу о судьбе дворянского рода Олексиных, пережившего вместе со страной всю её славу и все невзгоды. Действие эпопеи, состоящей из семи романов, разворачивается на протяжении столетия – от эпохи Николая I до Гражданской войны. Ещё глубже Борис Васильев погрузился в отечественную историю с середины 1990-х гг., когда создал цикл о князьях Древней Руси от Олега до Александра Невского, ярко живописуя беспощадную борьбу за власть, храбрость суровых воинов и хитрость царедворцев.
Семья и личная жизнь Бориса Васильева
Со своей будущей женой Зорей Альбертовной Поляк (1926–2013) Борис Васильев познакомился в 1943 году во время учёбы в бронетанковой академии. В 1945 году молодые люди расписались и прожили душа в душу 67 лет, вплоть до самой смерти Зореньки, как называл супругу писатель. Вместе они прошли все невзгоды, вместе разделили почести и славу.
Жена стала первым читателем всех произведений Бориса Васильева и главным его рецензентом. Она же стала и прототипом многих его героинь. Смерть супруги сильно надломила Бориса Львовича – без неё он прожил всего два месяца. Своих детей у семьи Васильевых не было, они воспитали двоих приёмных сыновей.
Смерть и похороны Бориса Васильева
После 2001 года Борис Васильев пережил два инфаркта и в последующие годы мало появлялся на публике. Его мучало хроническое заболевание сердца и связанные с ним проблемы с кровообращением. После смерти супруги писатель планировал лечь в больницу и пройти комплексное обследование, но 13 марта 2013 года скончался сам. С воинскими почестями Бориса Львовича Васильева похоронили на московском Ваганьковском кладбище рядом с женой.
Библиография произведений Бориса Васильева
Романы
Не стреляйте в белых лебедей (1973)
В списках не значился (1974)
Были и небыли (Господа офицеры) (1980)
И был вечер, и было утро (1987)
Ровесница века (Вам привет от бабы Леры…) (1988)
Дом, который построил Дед (1991)
Вещий Олег (Конунг и князь) (1995)
Александр Невский (Ярослав и его сыновья) (1997)
Утоли моя печали… (1997)
Картёжник и бретёр, игрок и дуэлянт (1998)
Скобелев, или Есть только миг… (Генерал Скобелев) (2000)
Глухомань (2001)
Ольга, королева русов (2001)
Отрицание отрицания (2004)
Князь Святослав (2006)
Владимир Красное Солнышко (2007)
Владимир Мономах (2010)
Повести
Иванов катер (1967)
А зори здесь тихие… (1969)
Самый последний день… (1970)
Аты-баты, шли солдаты (1974)
Встречный бой (1979)
Кажется, со мной пойдут в разведку (1980)
Летят мои кони… (1982)
Суд да дело… (1983)
Завтра была война (1984)
Рослик пропал (1984)
Гибель богинь (1986)
Неопалимая купина (1986)
Победители (1986)
Потрошитель матрасов (Розыск продолжать) (1986)
Жила-была Клавочка (1987)
Короткая рокировка (1987)
Красные жемчуга (1989)
Капля за каплей (1991)
Карнавал (1991)
Прах невостребованный… (1995)
Юность Мономаха (2009)
Половцы (2010)
Рассказы
Пятница (1970)
Старая «Олимпия» (1975)
Ветеран (1976)
Великолепная шестёрка (1980)
Вы чьё, старичьё? (1982)
«Холодно, холодно…» (1984)
«Мир восклицательный знак» (1985)
Не имей сто рублей (1986)
Экспонат №… (1986)
Живая очередь (Очередь) (1988)
Коррида в Большом Порядке (1989)
Жуткое дело (1994)
Порода такая (1994)
Ходынка (2003)
Государева тайна (2009)
Обложка: https://www.culture.ru
Новое
Видео
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Д/ф "Простой епископ"
10 апреля 1944 год Освобождение Одессы
10 апреля 1944 года войска одессита генерала Малиновского освободили Одессу от фашистов. Над Оперным театром был поднят красный флаг. Одесса одной из первых получила высокое звание «Город-Герой»