Ахмадулина Белла

Шестидесятые годы прошлого века подарили нам новое поколение творческой интеллигенции, на долгие десятилетия вперёд определившие развитие отечественной культуры. То было время всплеска театрального и киноискусства, бардовской песни, расцвета научной мысли и, конечно, литературы. В историю это поколение вошло как «шестидесятники». Поэзия тех лет – это неиссякаемый оптимизм, вера в светлое будущее, бескомпромиссный идеализм. В сокровищницу нашей национальной культуры вошли произведения Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы и, конечно, самой известной женщины-шестидесятницы – Беллы Ахатовны Ахмадуллиной.
При рождении Ахмадуллина получила имя Изабелла. Советский Союз сочувствовал и активно помогал республиканской Испании, и в стране немало детей называли певучими элегантными испанскими именами. Отец её работал сначала на комсомольских, затем на партийных должностях, мать трудилась переводчицей. Они принадлежали к тому поколению, которому Советская власть дала если не всё, то многое, и неудивительно, что были убеждёнными коммунистами.
Девочке по какой-то причине не нравилось имя, и она в итоге сократила его до «Беллы». Большое влияние на неё оказала бабушка, которая сумела привить ей любовь к классической русской поэзии. Первые свои стихи она начала писать ещё учась в школе, без отрыва от учёбы посещая литературное объединение при Московском автомобильном заводе имени И. В. Сталина (ЗиС, впоследствии переименованный в ЗиЛ). Сама впоследствии Ахмадуллина отмечала свои ранние опусы как «чудовищные» и «жуткие», но, как говорится, все с чего-то начинали...
Первые стихи Ахмадуллиной были напечатаны в одном из известнейших литературных периодических изданий своего времени – журнале «Октябрь», чьи тиражи в лучшие его годы доходили до 380 тысяч в месяц, и на прилавках самой читающей страны в мире не залёживались. Было это в 1955 году, когда Белла ещё не окончила школу. Завершив учёбу, увлечённая литературой девушка не раздумывала о месте поступления – ей была прямая дорога в Литературный институт имени А. М. Горького.
Учёба в институте была для Ахмадуллиной непростой. Быстро наступило разочарование кондовостью официальной литературы, она даже писала впоследствии, что: «Если меня чему-то и научил литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь – это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам». Поколение Ахмадуллиной выросло довольно принципиальными людьми, и Белла Ахатовна – яркий тому пример. Когда в конце 1950-х годов партийное руководство страны и Союз писателей ополчились на Бориса Пастернака из-за присвоения тому Нобелевской премии по литературе, она отказалась участвовать в проработочной кампании, чем заработала себе первый «чёрный штрих» в биографию. Её даже исключали из института, официально – за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму, хотя многие считают, что на самом деле причина была в отказе подписывать коллективное письмо с осуждением Пастернака. Её даже критиковала одна из крупнейших газет страны – «Комсомольская правда», а в те годы это было очень серьёзно. Как бы то ни было, история закончилась для Ахмадуллиной благополучно – вскоре её восстановили в вузе, и дали возможность окончить его в 1960 году.
К Ахмадуллиной рано пришла известность – ещё в период учёбы она активно публиковалась в периодической печати, сборниках и альманахах. А когда поэзия вышла сначала в дома культуры, а затем и на улицы, она стала непременным участником всех крупнейших мероприятий. Ахмадуллина быстро стала одной из заметнейших фигур литературной жизни нового времени. В 1962 году вышел её первый сборник – «Струна». Её первый муж, тоже известный поэт своей эпохи Евгений Евтушенко писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <…> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам». Восхищение у публики вызывал не только её голос, но и художественный стиль – обилие прекрасных метафор, создание стихов в стиле золотого века русской литературы, неожиданные рифмы.
1960-е годы – золотая эпоха творчества Ахмадуллиной. Она не только много выступала и печаталась, но даже успела и сыграть в кино – у Василия Шукшина в фильме «Живёт такой парень», а также в роли самой себя в фильме «Застава Ильича». Это не было последнее её камео – впереди были ещё «Спорт, спорт, спорт» 1970 года и «Ключ без права передачи» 1976 года. Стихи Ахмадуллиной, положенные на музыку, исполнялись в таких известных фильмах, как «Достояние республики», «Жестокий романс», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Как и у многих других шестидесятников, Ахмадуллину отличал большой общественный темперамент, и она не хотела и не могла быть в стороне от внутрисоюзных политических событий, начавшихся в конце 1960-х годов, когда в стране началось диссидентское движение. Ахмадуллина считала, что Кремль слишком закручивает гайки в отношении творческой интеллигенции, выступала в защиту Льва Копелева, Александра Солженицына, Андрея Сахарова, даже не боялась публиковаться в зарубежных газетах, выступать на антисоветских радиостанциях «Голос Америки» и «Радио Свобода».
Терпение руководства лопнуло, когда в 1969 году она выпустила в ФРГ свой новый сборник стихов под названием «Озноб». Ахмадуллина была раскритикована советской прессой, а новые сборники её стали выходить с трудом и с сокращениями. Трудно её стало отныне и выступать перед публикой. Но запрещать её произведения никто не стал – она по-прежнему публиковалась, много ездила по стране. Она даже освоила новую специализацию, став переводчицей на русский язык стихотворений поэтов Грузии, Армении, Польши, Болгарии, Венгрии, Франции, Италии. В 1984 году к 50-летию образования Союза писателей СССР она была награждена орденом Дружбы народов.
Ахмадуллина была замужем четыре раза. Помимо уже упоминавшегося недолгого брака с Евгением Евтушенко, она почти десять лет проживала в супружестве с выдающимся советским писателем Юрием Нагибиным, а затем ещё несколько лет – с режиссёром Эльдаром Кулиевым, сыном классика балкарской литературы Кайсына Кулиева. С 1974 года и до самого конца дней она была замужем за известным театральным художником Борисом Мессерером.
В общей сложности за время своей творческой деятельности Ахмадуллина выпустила 33 сборника стихов. В последние годы жизни она уже ничего не писала, поскольку из-за болезни почти полностью ослепла. Она ушла из жизни 29 ноября 2010 года на своей даче в писательском посёлке Переделкино. Похоронили её на Новодевичьем кладбище Москвы.
Обложка: Источник: http://mavink.com/
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
10 апреля 1944 год Освобождение Одессы
10 апреля 1944 года войска одессита генерала Малиновского освободили Одессу от фашистов. Над Оперным театром был поднят красный флаг. Одесса одной из первых получила высокое звание «Город-Герой»
Битва народов. Памятные даты военной истории России
18 октября 1813 года русская армия и её союзники одержали победу над Наполеоном в «Битве народов» под Лейпцигом