Лентулов Аристарх
В начале XX века русская живопись пережила революционные изменения. Её захлестнули волны модных течений и дерзких экспериментов, лихорадочный и даже беспорядочный поиск новизны. Кубизм, футуризм, экспрессионизм, супрематизм, абстракционизм явились зрителю буквально в одно десятилетие между 1907 и 1917 гг. Одним из вождей русского авангарда стал Аристарх Васильевич Лентулов. Его трактовка родных пейзажей в стиле кубизма, его картины, которые, по выражению одного знатока, «пели и веселили душу», стали ярким событием того необычайно бурного времени.
Детство и юность Аристарха Лентулова
Художник родился 14 (26) марта 1882 года под Пензой в семье сельского священника. Считается, что его отец Василий Григорьевич скончался, когда мальчику едва исполнилось три года. Мать Анна Степановна, оставшись с четырьмя малолетними детьми, едва сводила концы с концами. В семь лет Аристарха направили по стопам родителя: в 1889 году он стал учеником Пензенского духовного училища, а несколько лет спустя поступил в Пензенскую семинарию. Церковная карьера не прельщала Аристарха, его интересы лежали в области музыки и рисования.
Когда в 1897 году в Пензе открылось художественное училище, Лентулов воспринял это как знак свыше: он буквально сбежал из семинарии и в 1898 году поступил «в художники». Первый его наставник, бывший художник-передвижник К.А. Савицкий, оставил в памяти ученика тёплые воспоминания, однако его академические методы преподавания пришлись юноше не по нраву: уже тогда проявился мятежный и строптивый характер Лентулова. Через два года он с группой сокурсников перевёлся в Киев, где учился почти пять лет в классе Н.К. Пимоненко, однако прогулы и споры с преподавателями вынудили руководство исключить Лентулова из училища.
Лентулов вынужден был вернуться в Пензу и заканчивать обучение в том самом училище, в которое он пришёл бедным семинаристом восемью годами ранее. Тяга молодого художника к новаторству помешала ему поступить и в Императорскую академию художеств: в 1906 году на вступительном экзамене он поспорил с экзаменаторами, может ли человеческое лицо быть зелёным. Тем не менее, на бунтаря обратил внимание профессор Д.Н. Кардовский, который пригласил Лентулова заниматься в свою мастерскую.
Последующие годы Лентулов настойчиво искал свой стиль и почерк. Он сближался то с символистами «Голубой розы», то с декадентами «Мира искусства», участвовал в выставках объединения авангардистов «Венок–Стефанос» и других, но нигде не находил удовлетворения. В 1908 году Лентулов переехал в Москву, как выяснилось впоследствии – навсегда.
Творчество Аристарха Лентулова
1910 год стал поворотным в биографии Лентулова. Он нашёл единомышленников в лице П.П. Кончаловского и И.И. Машкова. Вокруг этого трио сформировалась группа, известная впоследствии как «Бубновый валет» – по названию первой выставки, открывшейся 10 декабря 1910 года. Бубнововалетовцы выступили как бунтари и ниспровергатели. Эстетические взгляды сближали их с современным западным модерном, – сезаннистами, фовистами, футуристами, – но в качестве отправной точки самовыражения, в противопоставление утончённому декадентству, они взяли русский лубок и ярморочный балаган.
«Бубновый валет» не имел развёрнутой программы, объединяя на своей платформе всех, кому претили каноны. В живописи члены группы предпочитали цветовые пятна вместо мазков, примитив вместо усложнённой реалистической техники, буйство света и красок вместо колебаний светотени, энергично задействовали коллаж как художественный приём. Лентулов являлся непременным участником всех выставок, диспутов и посиделок. Он вошёл в круг знакомых А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, М.А. Волошина, В.Я. Брюсова, В.В. Хлебникова.
В 1911 году Лентулов отправился во Францию, чтобы стажироваться в парижской художественной академии Ля-Палетт. Там художники со всего мира постигали новомодные модернистские направления. Лентулов посещал мастерскую Анри Ле Фоконье, завёл дружбу с Фернаном Леже, изучал полотна Эжена Делакруа и Теодора Жерико. По возвращении он создал ряд своих самых выдающихся работ – аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года, «Василий Блаженный», «Нижний Новгород» и т.д. Для стиля письма Лентулова того времени характерен активный цвет, а вкусы сместились от чистого сезаннизма в сторону кубофутуризма. Вскоре картины Лентулова снискали большой успех в творческой среде, его приглашали оформлять театральные спектакли, расписывать артистические кафе и клубы.
К 1916 году «Бубновый валет» исчерпал себя. Пётр Кончаловский и Илья Машков ушли в «Мир искусства», а Лентулов всё больше стремился совместить цветовые фантазии с реалистическими тенденциями. Пролетарскую революцию он принял сочувственно. Участвовал в украшении Москвы по случаю первой годовщины Октября, пользовался покровительством наркома просвещения А.В. Луначарского.
В 1926 году Лентулов вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В его творчестве появились современные жанровые сцены: картина «Сбор яблок», эскиз «Переход через Сиваш» и т.д. В 1927 году многие бывшие члены «Бубнового валета» объединились в Общество московских художников (ОМХ), просуществовавшее под председательством Лентулова пять лет, когда после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года все подобные творческие организации были ликвидированы.
В 1930-х гг. художник, как и многие его коллеги, ездил по стройкам пятилеток и создавал «отчётные сочинения», однако большинство произведений этого направления творчества Лентулова вряд ли можно отнести к шедеврам. С началом Великой Отечественной войны, когда немцы подошли к столице, он уехал в эвакуацию в Ульяновск, но через год вернулся в любимую Москву, где и нашёл последнее пристанище.
Семья и личная жизнь Аристарха Лентулова
Первой (неофициальной) женой живописца стала генеральская дочь Зинаида Аполлоновна Байкова, с которой он познакомился во время учёбы в Киеве. Зина вращалась в местных богемных кругах, пробовала себя как художница. Она быстро сблизилась с видным собой и общительным Лентуловым, но вскоре бросила его и укатила в Париж с художником П.В. Кузнецовым. Считается, что в этом союзе родился известный актёр А.В. Ячницкий, воспитывавшийся в семье сестры Зинаиды Байковой.
Во второй раз Лентулов женился в 1908 году на курсистке-бестужевке Марии Петровне Рукиной, дочери состоятельного нижегородского купца 1-й гильдии – венчались они тайно, не получив отцовского благословения. Мария стала музой и моделью художника, а также «верным оруженосцем», как он любил шутить. В браке родилось двое детей. Сын умер в младенчестве, а дочь Марианна стала известным искусствоведом, исследователем творчества отца, а также А.А. Осмёркина, В.В. Рождественского, И.И. Машкова и других сподвижников Лентулова по «Бубновому валету».
Смерть и похороны Аристарха Лентулова
Осенью 1942 года Лентулов вернулся из эвакуации в свою московскую квартиру. По воспоминаниям дочери, жильё не отапливалось, от холода кое-как спасала печка-буржуйка. Всю зиму его донимали болезни и приступы жара, некогда богатырского вида мужчина осунулся и утратил обычные веселье и оптимизм.
Операция, предпринятая профессором-урологом А.П. Фрумкиным, оказалась запоздалой. На следующий день после неё, 15 апреля 1943 года, Аристарх Лентулов скончался в возрасте 61 года. Его похоронили на Ваганьковском кладбище, неподалёку от могилы художника В.И. Сурикова.
Известные работы Аристарха Лентулова
Лентулов относил начало своей самостоятельной деятельности к картине «Купальщицы», написанной в 1908 году, в которой он развивал принципы кубизма. Общение с Петром Кончаловским и поездка во Францию и Италию позволили Лентулову сформулировать свои взгляды в ряде работ, вошедших в золотой фонд отечественного авангарда. В них он сочетал абстракцию, кубофутуризм, древнерусское зодчество и лубок. К лучшим произведениям Лентулова данного периода относятся «Москва», «Победный бой», «Звон. Колокольня Ивана Великого», «Нижний Новгород», «Тверской бульвар. Страстной монастырь». В них архитектурный хоровод движется по визуальному лабиринту, объёмы распадаются на плоскости, а полутона – на чистый цвет.
В 1920-е гг. Лентулов создал ряд шедевров пейзажного жанра: «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами», «Ночь на Бронной. Московский пейзаж», «Солнце над крышами. Закат», «Ночь на Патриарших прудах». В этих работах заметна эволюция художника к «новому реализму», отход от радикальных методов. В 1930-х гг. Лентулов создал целую серию индустриальных видов: «Нефтеперегонный завод в Батуми», «Строительство метро на Лубянской площади» и несколько других.
Значение творчества Аристарха Лентулова
Аристарх Лентулов – один из самых ярких представителей русской живописи начала XX века. Его смелые эксперименты с цветом, лепящим форму, и коллажными сюжетами, строящими композицию, стали замечательным достижением художественной мысли. Динамические трактовки старинных архитектурных мотивов подчёркивали не только самобытность художника, но и совершенно с другой стороны раскрывали саму архитектуру. Состоялся Лентулов и как педагог: среди его учеников можно назвать известных художников Э.М. Белютина, А.А. Лабаса, К.А. Тутеволь.
Список известных произведений Аристарха Лентулова
Портрет четырёх (1906)
Алупка (1907)
Портрет Н.А. Соловьёва (1907)
Автопортрет в красном (1908)
Купальня (1908)
Купальщицы (1908)
Купальщицы (1909)
Купальщицы на Суре (1909)
Нижний Новгород (1909)
Будка для афиш (1910)
Гитарист (1910)
Грек (1910)
Две фигуры (Женщина в розовом) (1910)
Женщина на солнце (1910)
Женщина под зонтом (1910)
Женщины с зонтами (Купальщицы) (1910)
Красный платок (1910)
Купальщицы в шляпах (1910)
Мужчины и женщины (диптих) (1910)
Портрет молодого человека в панаме (1910)
Распятие (1910)
Снятие с креста (диптих) (1910)
Три мужские фигуры (1910)
Улица. Москва (1910)
Чемоданы. Натюрморт (1910)
Зонтики. Пляж (около 1910 года)
Париж (1911)
Портрет двух девушек (1911)
Автопортрет с женой. Париж (1911–1912)
Автопортрет (1912)
Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года (1912)
Дети с зонтами (1912)
Морской берег (1912)
Портрет М.П. Лентуловой. Исследование символического сходства (1912)
Астры (1913)
Василий Блаженный (1913)
Гурзуф (1913)
Женщина с гармоникой (1913)
Женщина с гитарой (1913)
Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами) (1913)
Москва (1913)
Натюрморт с синим кувшином (1913)
Пейзаж с мостом. Кисловодск (1913)
Портрет К.П. Рукиной (1913)
Портрет М.П. Лентуловой в синем платье (1913)
Портрет М.П. Лентуловой с розами (1913)
Портрет С.А. Лобачёва (1913)
Розы. Натюрморт (1913)
Самовар. Натюрморт (1913)
Цветы (1913)
Церковь в Геленджике (1913)
Церковь в Кисловодске (1913)
Берег моря (1914)
Победный бой (Битва победы) (1914)
Торжественное молебствие во славу русского воинства (1914)
Автопортрет (Великий художник) (1915)
Женщина в полосатом платье (Портрет М.П. Лентуловой на фоне берёзы) (1915)
Звон. Колокольня Ивана Великого (1915)
Небозвон (Декоративная Москва) (1915)
Нижний Новгород (1915)
Пейзаж. Скалы (1915)
Портрет А.А. Сведомской (1915)
Портрет жены и дочери художника (1915)
У моря (панно) (1915–1916)
Красная Церковь (1913–1916)
Городок на юге России (1914–1916)
Кипарисы (Замок в Алупке) (1916)
Мечеть (1916)
Портрет неизвестной в голубом платье (1916)
У Иверской (1916)
Церковь в Алупке (1916)
Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима) (1917)
Ворота с башней. Новый Иерусалим (1917)
Женщины и фрукты (диптих) (1917)
Мир, торжество, освобождение (1917)
Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме (1917)
Пейзаж с красным домом (1917)
Река. Новый Иерусалим (Пейзаж с купальщицами) (1917)
Тверской бульвар (Страстной монастырь) (1917)
Церкви. Новый Иерусалим (1917)
Двойной портрет (1918)
Деревянная церковь (1918)
Дети в саду (1918)
Молочница (1918)
Портрет И.А. Малютина (1918)
Портрет матери (1918)
Портрет О.В. Гзовской (1918)
Сельский домик. Село Зюзино (1918)
Семейный портрет Н.М. Щёкотова с женой (1918)
Портрет А.Я. Таирова (1918–1919)
Портрет дочери с детскими рисунками (1918–1919)
Автопортрет со скрипкой (1919)
Две женщины (1919)
Две фигуры (Натурщица со скрипкой) (1919)
Портрет актрисы (1919)
Портрет А.С. Хохловой (1919)
За стиркой (1910-е гг.)
Портрет сына Аполлона (конец 1910-х гг.)
Московский Кремль (1920)
Пейзаж с красной башней (Троице-Сергиева лавра) (1920)
Пейзаж с монастырской стеной (1920)
Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с лаврой) (1920)
Пейзаж с трубами (1920)
У Черниговской (1920)
Осень (1921)
Сергиев Посад (1921)
Автопортрет (1922)
Пейзаж с белым домом и жёлтыми воротами (1922)
Улица в Сергиевом Посаде (1922)
Автопортрет с моделями (1923)
В мастерской художника (1923)
Портрет Е.С. Карензиной (1923)
После грозы (1923)
У Старого Бородинского моста (1923)
Крестьянка (1924)
Ай-Петри. Крым (1926)
Крым. Кореиз (1926)
Групповой портрет московских художников (1927)
Ночь на Бронной (1927)
Пикник. Чаепитие (1927)
Жигулёвские горы (1928)
Закат на Волге (1928)
Матрос на корме (1928)
Ночь на Патриарших прудах (1928)
Солнце над крышами. Восход (1928)
Солнце над крышами. Закат (1928)
Страстная площадь ночью (1928)
Страстной бульвар ночью. Москва (1928)
Церковь в Филях (1928)
Пейзаж летний (1920-е гг.)
Парусное судно (1930)
Керченский завод (1931)
Крекинг нефтеперегонного завода (1931)
Кремль. Тула (1931)
Нефтепровод в Туапсе (1931)
Строители комбината (1931)
Судак. Закат солнца (1931)
Теплоход «Грузия» ночью (1931)
Курортный волейбол (1932)
Натюрморт. Праздничный стол (1932)
Перец и капуста (1932)
Табак в цвету (1932)
Татарская улица. Ялта (1932)
У овощного ларька (1932)
Натюрморт с овощами (1933)
Сухумский пейзаж (1933)
Эмигрантка (1933)
Портрет Е.Н. Гоголевой (1934)
Пристань в Сухуми ночью (1934)
Лодки (1935)
Азовсталь (1936)
Минарет. Тбилиси (1936)
Натюрморт с подносом и земляникой (1936)
Новодевичий монастырь. Москва (1936)
Строительство метро на Лубянской площади (1936)
Девочка с зонтиком (1930-е гг.)
Натюрморт с пирожными и фруктами (1930-е гг.)
Натюрморт с сиренью (1930-е гг.)
Сбор яблок (1930-е гг.)
Чтение газеты (1930-е гг.)
Чтение стихов (1930-е гг.)
Из окна мастерской (1930-е гг.)
Колокольцы лиловые (1939–1940)
Автопортрет (1940)
В окрестностях Москвы (1940)
Портрет В.Г. Дуловой (1940)
Портрет Т.А. Оранской (1941)
В эвакуации (1942)
Оборона Ленинграда (1942)
Новое
Видео
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)
Крымская наступательная операция Красной Армии в 1944 году: начало «стратегии сокрушения»
Крымская наступательная операция Красной Армии в 1944 году: начало «стратегии сокрушения»
Россия вступает в XXI век
Россия вступает в XXI век