Чехов Антон
Литератор и врач, публицист и благотворитель, классик мировой драматургии Антон Павлович Чехов прожил всего 44 года, но его творчество повлияло на многие поколения писателей в России и за рубежом. Чехов создал новый тип драмы и перевернул прежние представления о том, каким должно быть театральное искусство.
Детство и юность Антона Чехова
Будущий писатель родился 17 (29) января 1860 года на юге России, в Таганроге, в большой купеческой семье. Глава семейства, Павел Егорович, продавал бакалейные товары. Он был человеком набожным, но крутого нрава, и его пять сыновей и дочь рано начали трудиться. С пяти утра они пели в церковном хоре, а вечерами сторожили отцовскую лавку.
В восьмилетнем возрасте Чехов поступил в таганрогскую гимназию, которая в наши дни носит имя писателя. Именно здесь, в стенах одного из старейших учебных заведений юга России, юный Антон Чехов начал писать рассказы и даже обзавёлся первым из своих многочисленных псевдонимов – Антоша Чехонте. Молодой гимназист страстно полюбил литературу и сцену: он выпускал юмористический журнал, участвовал в домашних спектаклях своих друзей, не пропускал постановок таганрогского театра.
В 1876 году, когда Чехову исполнилось всего 16 лет, отец его разорился, продал имущество и уехал с семьёй в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы окончить гимназию. Он жил у бывшего квартиранта своих родителей и зарабатывал на жизнь частными уроками. В 1879 году Чехов поступил в Московский университет. Он выбрал профессию врача и уже с 1882 года погрузился в медицинскую практику – начал помогать докторам Чикинской больницы в подмосковном Воскресенске (ныне Истра). В этой же лечебнице Чехов продолжил работать и после окончания в 1884 году университета. Затем молодой врач перебрался в Звенигород и на некоторое время возглавил местную больницу.
Становление Антона Чехова как литератора
В 1880 году на страницах сатирического журнала «Стрекоза» появился первый печатный рассказ А.П. Чехова под названием «Письмо учёному соседу». Чехов писал много и быстро, и за этим дебютом последовали публикации коротких юмористических рассказов и фельетонов в различных московских и петербургских изданиях. В начале 1880-х миниатюры Чехова выходили под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезёнки и др.), что было характерной чертой жанра. Вскоре Чехов «перерос» фельетоны, водевили и юморески. Со второй половины 1880-х темы его произведений стали серьёзнее, автора всё больше занимал трагизм обыденной жизни. В эти годы зародился интерес Чехова к повседневности, начала проявляться та особенная «бессобытийность» чеховской прозы, которую впоследствии будут отмечать многие критики.
К концу 1880-х гг. юмористические миниатюры уступили место повестям. «Степь» и «Скучная история», опубликованные в толстых журналах, принесли Чехову литературную славу. Вышедший в 1887 году сборник рассказов «В сумерках» был отмечен Пушкинской премией Императорской Санкт-Петербургской академии наук. К этому же времени относится и первое серьёзное драматургическое произведение А.П. Чехова – пьеса «Иванов». Рассказы конца 1880-х сочетали в себе подчёркнуто бесстрастное описание малозначительных событий повседневности и сквозящую в них глубокую трагичность («Спать хочется»).
Писательская деятельность. Творчество Чехова
В 1890 году Чехов отправился в путешествие на Сахалин, длившееся почти год. Писатель проехал через всю Сибирь, несколько месяцев прожил на острове, много общаясь с его ссыльными обитателями, провёл перепись населения, а затем морем вернулся домой. По свидетельству самого Чехова, поездка на Сахалин оказала огромное влияние и на его мировоззрение, и на его творчество.
По возвращении Чехов в течение пяти лет работал над книгой «Остров Сахалин» – путевыми заметками, в которых из отстранённых описаний и статистических данных вырос невыразимый ужас автора перед бесправием, унижениями и нищетой каторжников и их семей. Рассказы о жизни арестантов и сцены жестоких телесных наказаний перемежаются в книге с подробной статистикой заболеваний, которыми страдало население острова, и этнографическими заметками о коренных жителях Сахалина айнах.
Чехов любил собак, в Мелихово у него жили две таксы – Бром Исаевич и Хина Марковна. В 2012 году в местном доме-музее таксам установили памятник.
1890-е годы писатель провёл в Москве и подмосковном имении Мелихово. Два московских года были отмечены общением со многими литераторами и деятелями искусства. В Мелихове, куда Чехов перебрался в 1892 году, он написал знаменитые рассказы «Дом с мезонином», «Человек в футляре», повесть «Палата № 6», пьесу «Чайка» и более 30 других произведений.
В творчестве Чехова в эти годы всё больше проявлялся интерес к особому типу драматургического действия, а вернее – своеобразного бездействия. Вопреки традициям драматического жанра, в центре чеховских пьес находились не критически меняющие жизнь героев события, а повседневные мелочи. Театр Чехова – это быт героев, малозначащие диалоги, медленно развивающееся действие, за которым скрывается глубокая лиричность и сложные переживания чеховских персонажей, их разобщённость и неразрешимые внутренние конфликты.
Герои Чехова часто «не слышат» друг друга, их диалоги рассыпаются на отдельные реплики, сочетание которых создаёт причудливую смысловую игру – порой комическую, а порой и трагическую. Интерпретацию этих реплик, проникновение в психологию персонажей и постижение внутреннего конфликта бесстрастный драматург оставляет читателю и зрителю.
Подобное построение произведений стало новаторством не только для русской драматургии, но и для русского театра: новый конфликт и способы его выражения потребовали изменений в самом типе сценического действия и подходах к постановке. Не случайно первые критики Чехова упрекали его пьесы в бессюжетности, излишней затянутости, слабости. Лишь с приходом в театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко новый художественный язык Чехова, его лиризм и особенное внутреннее движение его пьес были интерпретированы на сцене.
Годы жизни в Мелихове Чехов провёл не только в литературной, но и в общественной работе. Он продолжал частную медицинскую практику, боролся с холерой в качестве санитарного инспектора, принимал участие в делах земства, строил школы, занимался благотворительностью. Писатель и врач, общественный деятель и частный человек сосуществовали в его натуре. Успевал Чехов и путешествовать по Европе: он побывал в Австрии, Италии, Франции и других странах.
Семья и личная жизнь
Несмотря на трудные детство и юность, Чехов всегда чувствовал единение со своей большой семьёй. Со временем братья и сестра Антона Павловича стали его соратниками на поприще литературы и искусства. Старший брат Александр стал известен как прозаик, публицист и мемуарист. Он вращался в московских литературных кругах, в молодости публиковался в юмористических журналах и немало сделал для литературной карьеры Антона. Сыном Александра был знаменитый актёр и режиссёр Михаил Александрович Чехов. Другой брат писателя, художник Николай Чехов, иллюстрировал юморески Антона в сатирических журналах.
Иван Павлович, младший из братьев, был известным русским педагогом, народным учителем, большим авторитетом в области образования. Михаил Павлович Чехов прославился как писатель, литературный критик, редактор, издатель детских журналов, переводчик, первый биограф и исследователь творчества своего знаменитого брата. Сестра Чехова Мария Павловна намного пережила всех своих братьев. Она создала дом-музей Чехова в Ялте и посвятила долгие годы сбору, хранению и изучению наследия Антона Павловича.
Личная жизнь Антона Павловича Чехова складывалась непросто. В молодости он часто увлекался женщинами, заводил романы, но до женитьбы дело не доходило. В 1898 году писатель встретил Ольгу Леонардовну Книппер – актрису Московского художественного театра, на сцене которого ставились пьесы к тому времени уже знаменитого драматурга. В 1901 году Чехов и Книппер заключили брак, однако жили почти всегда порознь: Ольга – в Москве, где она играла на театральной сцене, Антон – в Ялте. Лишь изредка Чехов приезжал в Москву к супруге, но в разлуке он писал ей множество нежных и забавных писем, полных любви.
Поздние годы
В конце 1890-х гг. Чехов, у которого всё сильнее проявлялись симптомы туберкулёза, купил дом в Ялте и перебрался к морю. На ялтинской даче, где впоследствии сестра Чехова Мария откроет музей писателя, были написаны все важнейшие произведения поздних лет, в том числе пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад».
В 1899 году указом императора Николая II писатель удостоился ордена Святого Станислава 3-й степени, а с ним и дворянства, в 1900 году стал почётным академиком по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии наук. В 1902 году Чехов вместе с В.Г. Короленко откажется от этого звания в знак протеста против царского указа об исключении из числа академиков Максима Горького.
Болезнь и смерть Чехова
По всей видимости, Чехов заболел туберкулёзом ещё в детстве или ранней юности. Диагноз он, как врач, поставил себе сам. Нередко случались обострения, а с 1884 года писатель страдал кровотечениями из правого лёгкого и неуклонно слабел. Здоровье его было подорвано непростым детством, трудным путешествием по Сибири и Сахалину, тяжёлой врачебной работой и огромными эмоциональными нагрузками.
С конца 1890-х годов болезнь Чехова неуклонно прогрессировала. В 1904 году писатель уехал на немецкий курорт Баденвайлер, чтобы лечиться от чахотки. Там в ночь на 2 (15) июля 1904 года наступила смерть Антона Павловича Чехова. По воспоминаниям супруги, перед смертью писатель попросил бокал шампанского и послал за доктором, в присутствии которого ясно и уверенно произнёс ставшие знаменитыми последние слова: «Ich sterbe» (нем. «Я умираю»). Тело писателя поездом доставили в Москву и при большом стечении народа похоронили на Новодевичьем кладбище.
Библиография
Произведения Антона Павловича Чехова признаны классикой мировой литературы и переведены на сотню языков. Его пьесы вот уже более 100 лет не сходят со сцен театров, а влияние, которое он оказал на драматургию и театральное искусство, признается одним из самых значительных в XX веке. Писатель стал автором более 500 рассказов, повестей и пьес, не считая множества фельетонов и юморесок. Перечислим самые известные из них.
Рассказы:
Смерть чиновника (1883)
Толстый и тонкий (1883)
Свадьба с генералом (1884)
Хамелеон (1884)
Егерь (1885)
Живая хронология (1885)
Злоумышленник (1885)
Кухарка женится (1885)
Лошадиная фамилия (1885)
На чужбине (1885)
Налим (1885)
Оба лучше (1885)
Унтер Пришибеев (1885)
Rara avis (1886)
Беспокойный гость (1886)
Ванька (1886)
Лишние люди (1886)
Ночь на кладбище (1886)
Роман с контрабасом (1886)
Тоска (1886)
Шуточка (1886)
Каштанка (1887)
Накануне поста (1887)
Спать хочется (1887)
Тайна (1887)
В ссылке (1892)
Попрыгунья (1892)
После театра (1892)
Соседи (1892)
Страх (1892)
Володя большой и Володя маленький (1893)
Бабье царство (1894)
Скрипка Ротшильда (1894)
Студент (1894)
Учитель словесности (1894)
Анна на шее (1895)
Супруга (1895)
Убийство (1895)
Дом с мезонином (1896)
В родном углу (1897)
На подводе (1897)
Душечка (1898)
Ионыч (1898)
Крыжовник (1898)
О любви (1898)
Случай из практики (1898)
У знакомых (1898)
Человек в футляре (1898)
Дама с собачкой (1899)
На святках (1900)
Архиерей (1902)
Невеста (1903)
Повести:
Цветы запоздалые (1882)
Драма на охоте (Истинное происшествие) (1884)
Огни (1888)
Степь (1888)
Скучная история (1889)
Дуэль (1891)
Палата № 6 (1892)
Рассказ неизвестного человека (1893)
Чёрный монах (1894)
Три года (1895)
Моя жизнь (1896)
Мужики (1897)
В овраге (1899)
Пьесы:
Иванов (1887)
Медведь (1888)
Леший (1889)
Предложение (1889)
Свадьба (1889)
Трагик поневоле (1889)
Юбилей (1891)
Чайка (1896)
Дядя Ваня (1896)
Три сестры (1900)
Вишнёвый сад (1903)
Документальная литература, публицистика:
Из Сибири (1890)
Остров Сахалин (1893–1895)
Авторские сборники:
Шалость (1882) (не был издан)
Сказки Мельпомены (1884)
Пёстрые рассказы (1886)
В сумерках (1887)
Невинные речи (1887)
Рассказы (1888)
Детвора (1889)
Хмурые люди (1890)
Палата № 6 (и др. рассказы) (1893)
Повести и рассказы (1894)
Мужики (1897)
Моя жизнь (1897)
Обложка: Браз Иосиф (Осип Хайм-Иосель) «Портрет писателя Антона Павловича Чехова», 1898 год. Из собрания Третьяковской галереи
Источник: https://my.tretyakov.ru
Новое
Видео
Россия — Япония: история и современность
Лекторий "Исторические субботы"
Лев Гумилев. Пассионарий, ученый, арестант.
Лев Гумилев. Пассионарий, ученый, арестант.
Фильм «Беспечный ездок»: Гимн поколения 60-х. Новый Голливуд. Противоречия правилам кинематографа
Фильм «Беспечный ездок»: Гимн поколения 60-х. Новый Голливуд. Противоречия правилам кинематографа