Лосенко Антон
Судьба отмерила этому художнику недолгую жизнь. Но за прожитые 36 лет он сумел сделать очень много, оставив после себя хоть и не очень большое по количеству работ, но поистине замечательное творческое наследие и целую плеяду выдающихся учеников, приумноживших славу своего учителя.
Лосенко родился 30 июля (по новому стилю – 10 августа) 1737 года в городе Глухове Черниговской губернии. Его отец, Павел Яковлевич, был купцом, часто разъезжавшим по торговым делам по малоросским губерниям и в Царстве Польском. Мальчик рано остался круглым сиротой, и с семи лет от роду был отдан в хор придворной капеллы в Санкт-Петербурге. Однако певческая карьера не задалась – со взрослением голос у него «сломался», и продолжить выступать в хоре он не смог.
На счастье Лосенко, его заметил Иван Аргунов, крепостной художник графа Петра Шереметева, мастер портретной живописи. Пять лет и пять месяцев он учился у него, постигнув азы живописи. В конечном итоге он смог поступить в Императорскую Академию художеств. Его первым наставником стал придворный портретист Пьетро Ротари, под руководством которого юноша стал одним из лучших студентов Академии. Поэтому, когда академики решали, каких воспитанников первыми послать за границу за казённый счёт для изучения достижений западноевропейской живописи, были выбраны Антон Лосенко и Василий Баженов (будущий выдающийся русский архитектор). Первыми профессиональными работами художника были портреты – основателя Московского университета Ивана Шувалова, писателя Александра Сумарокова, актёра Фёдора Волкова.
Свои творческие навыки Лосенко совершенствовал в Париже. Его наставниками в этот период были выдающиеся французские живописцы Жан Ресту и Жозеф-Мари Вьен. В 1762 году он написал первую свою получившую широкую известность работу под названием «Чудесный улов рыбы». А в 1765 году написал одну из главных своих работ – «Принесение Исаака в жертву» (она же «Жертвоприношение Авраама»), за которую Лосенко получил Большую золотую медаль Французской Королевской Академии живописи и скульптуры. Позднее уехал продолжать стажироваться в Рим. Оттуда его написанная в 1769 году работа «Зевс и Фетида».
В 1770 году Лосенко вернулся в Российскую империю, где тут же принялся за новый сюжет – картину «Владимир и Рогнеда». Впервые в русской живописи профессиональный художник изобразил сюжет из отечественной истории. Сюжет, собственно, известен нам из русской летописи – новгородский князь Владимир был отвергнут полоцкой княжной Рогнедой, после чего осадил и разорил Полоцк, силой взял её, попутно убив её отца и братьев. На картине изображён момент, когда Владимир полон раскаяния за совершённые поступки и испрашивает прощения. Искусствоведы отмечают, что картина выполнена в классическом стиле и одновременно с тем напоминает театральную постановку, даже несколько мелодраматична. Публика с восторгом приняла полотно, с которого, как считается, берёт своё начало отечественная историческая живопись. Он тут же получил звание академика, а чуть позже и профессора Академии художеств. Началась его активная педагогическая деятельность, продлившаяся недолго, но бывшая очень плодотворной – достаточно сказать, что он стал автором первого отечественного учебного пособия для учащихся Академии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества».
В 1772 году тридцатичетырёхлетний Антон Павлович Лосенко стал директором Императорской Академии художеств. В этот же период он взялся за масштабную работу на сюжет из древнегреческих мифов под названием «Прощание Гектора с Андромахой». То был личный заказ императрицы Екатерины II. Это должно было стать самым большим его произведением – размеры его составляют 156,3х212,5 сантиметров. И, хотя основная часть картины была закончена, судьба не дала ему возможности завершить все задуманные детали. Сегодня её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Совсем ещё не старого, всего тридцати шести лет от роду, Антона Павловича Лосенко подкосила водяная болезнь. Он скончался 23 ноября (4 декабря) 1773 года, и был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Поэт Василий Иванович Майков посвятил ему стихотворение, где были такие строки:
Искусство нам твое собою то являет,
Какой ты в свете был великий человек,
И правильно о том жалети заставляет,
Что мы уже тебя лишилися навек.
Рогнеда, на холсте тобой изображенна,
С Владимиром, в своей прежалостной судьбе,
Не столько смертию отцовой пораженна,
Как сколько, кажется, стенает о тебе!
Прощаясь с Гектором несчастна Андромаха,
Не конченна тобой, уж зрится такова,
Какою должно быть смущенной ей от страха —
Печаль ее тобой представлена жива.
Всё живо, что твоя рука изобразила,
И будет живо всё, доколь продлится свет.
Единого тебя смерть в младости сразила,
Единого тебя, Лосенков, с нами нет!
Майков был не единственным, кто так лестно отзывался об усопшем. Современники очень высоко оценивали талант Лосенко. Этьен Фальконе, автор знаменитой скульптуры «Медный всадник», называл его «талантливейшим среди соотечественников живописцем». Может быть, отмерь судьба ему больше лет жизни, мы бы имели возможность лицезреть гораздо больше его шедевров. Отчасти краткая жизнь мастера продолжилась в его многочисленных учениках, среди которых можно отметить художников Петра Соколова, Григория Угрюмова, Ивана Акимова, Ивана Пучинова, гравёра Гавриила Скородумова, скульптора Михаила Козловского. Классик отечественной исторической живописи, он заслуженно встал в ряд наиболее выдающихся художников XVIII века, чьи творческие изыскания во многом определили развитие русской художественной мысли даже и после его собственной кончины.
Обложка: Автопортрет Антона Лосенко. Источник: https://theslide.ru/
Новое
Видео
Исторические субботы. «Библиотечный фронт, 1941-1945 гг.»
Цикл лекций «Исторические субботы»
Битва народов. Памятные даты военной истории России
18 октября 1813 года русская армия и её союзники одержали победу над Наполеоном в «Битве народов» под Лейпцигом
Берлинская стратегическая наступательная операция. 16 апреля – 8 мая 1945 года
Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин или Берлинская стратегическая наступательная операция, которая проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 г. Войска 1-го Украинского фронта осуществляли стремительный маневр по выходу к Берлину с юга и запада. 25 апреля войска 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов соединились западнее Берлина, завершив окружение всей Берлинской группировки противника. Ликвидация Берлинской группировки противника непосредственно в городе продолжалась до 2 мая. Штурмом приходилось брать каждую улицу и дом. Бои за рейхстаг продолжались до утра 1 мая. В 6 часов 30 минут утра 2 мая начальник обороны Берлина генерал артиллерии Г. Вейдлинг сдался в плен и отдал приказ остаткам войск берлинского гарнизона о прекращении сопротивления. В середине дня сопротивление гитлеровцев в городе прекратилось. Этим же днем были ликвидированы окруженные группировки немецких войск юго-восточнее Берлина.