Павлова Анна

5/25/2023

Русский балет вот уже более сотни лет заслуженно считается лучшим в мире. За это время в историю отечественной культуры вошли десятки выдающихся балерин и танцоров. Среди таких особое место занимает главная героиня легендарных «Русских сезонов» в Париже, выдающаяся танцовщица Анна Павлова.

Павлова была дочерью военнослужащего лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Пеербурге 31 января (по новому стилю – 12 февраля) 1881 года. Она рано осталась сиротой, и воспитывалась в семье крупного еврейского банкира Лазаря Полякова. Из воспоминаний его сыновей появилась легенда о том, что Павлова на самом деле была дочерью Полякова, но, впрочем, это не имеет какого-либо подтверждения.

Павлова в раннем детстве увидела постановку знаменитого произведения Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица», и, можно сказать, «заболела» балетом. В 1891 году она поступила в Императорское театральное училище. Её учителями стали выдающиеся артисты балета своего времени – Екатерина Вязем, Александр Облаков, Павел Гердт, Евгения Соколова, Мариус Петипа. Надо сказать, что поначалу будущий успех Павловой был вовсе не очевидным – отроду она имела хрупкое здоровье, страдала от малокровия, да ещё и была сутулой. И тем не менее преподавали смогли разглядеть в ней что-то, что выделяло её из других учениц. Они усиленно занимались с ней, и даже поили рыбьим жиром для укрепления здоровья. Годы учёбы пролетели незаметно, и в 1899 году выпускница училища была принята в Мариинский театр.

Как правило, молодые танцовщицы редко получают центральные роли в балетных постановках, и порой годами прозябают в кордебалете. Но Павлова буквально ворвалась в богемный мир, сразу став звездой первой величины, потеснив куда более опытных и маститых танцовщиц. 19 сентября 1899 года состоялось дебютное выступление балерины в балете француза Жана Доберваля «Тщетная предосторожность», вызвавшее восторг публики. Критики писали, что, при далеко не идеальной технике, которой она уступала Тамаре Карсавиной или Матильде Кшесинской, Павлова не имела себе равных в прыжках и импровизационных арабесках.

Яркие сольные партии следовали одна за другой – Павлова танцевала в «Кармен», «Жизели», «Царе Кандавле», «Пробуждении Флоры», «Дон-Кихоте», «Дочери фараона», «Лебедином озере», «Раймонде», «Корсаре» - сложно найти хоть сколько-нибудь известный балет тех лет, ставившийся на подмостках Мариинского театра, который бы она не обогатила своим неподражаемым исполнением.

Большое влияние оказали на неё выдающиеся балетмейстеры начала ХХ века – Александр Горский и Михаил Фокин. Фокин, который был всего на год старше Павловой, танцевал с ней впервые ещё в 1899 году. В середине 1900-х годов он поставил «под Павлову» целый ряд хореографических номеров, миниатюр, а затем и полноценных балетов. Тогда же она впервые побывала за границей, где вызвала настоящий фурор среди европейской публики. То были знаменитые «Русские сезоны», устроенные талантливым антрепренёром Сергеем Дягилевым. Уже первый спектакль с её участием «Павильон Армиды» имел оглушительный успех. Валентин Серов нарисовал афишу с замершей во время исполнения арабески Анной Павловой, которая стала символом «Русских сезонов» и до сих пор украшает парижский театр «Шатле», где ставились дягилевские спектакли.

Павлова получила мировое признание и предложение выступать в лучших мировых театрах. Со временем она оставила Дягилева, и продолжила работать по контракту в Париже. С годами она начала всё более предпочитать концертные номера, проявляя свой недюжинный драматический и музыкальный дар. В 1910-е годы Павлова уже нечасто навещала Россию,  блистая на мировых подмостках. Последний раз она выступала в Петербурге, Москве и Павловске в мае-июне 1914 года. Вскоре началась Первая мировая война, и в Европе и России стало не до балета. А потом произошла революция, и Павлова, к тому времени переселившаяся в Англию, навсегда оказалась отрезанной от родины. Последние годы она хотела вернуться в Россию, но тяжёлая болезнь не позволила это её желание осуществить.

В 1920-е годы Павлова совершила большое турне по Азии, Африке, Южной Америке и Австралии. В начале 1931 года она поехала на гастроли в Голландию, в Гаагу. Но вскоре во время репетиции она простудилась и скончалась от гнойного плеврита. Ей было сорок девять лет. По завещанию её тело было кремировано, урна с прахом Анны Павловой установлена в колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне.

Обложка: Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/