En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Павлова Анна

25.05.2023

Русский балет вот уже более сотни лет заслуженно считается лучшим в мире. За это время в историю отечественной культуры вошли десятки выдающихся балерин и танцоров. Среди таких особое место занимает главная героиня легендарных «Русских сезонов» в Париже, выдающаяся танцовщица Анна Павлова.

Павлова была дочерью военнослужащего лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Пеербурге 31 января (по новому стилю – 12 февраля) 1881 года. Она рано осталась сиротой, и воспитывалась в семье крупного еврейского банкира Лазаря Полякова. Из воспоминаний его сыновей появилась легенда о том, что Павлова на самом деле была дочерью Полякова, но, впрочем, это не имеет какого-либо подтверждения.

Павлова в раннем детстве увидела постановку знаменитого произведения Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица», и, можно сказать, «заболела» балетом. В 1891 году она поступила в Императорское театральное училище. Её учителями стали выдающиеся артисты балета своего времени – Екатерина Вязем, Александр Облаков, Павел Гердт, Евгения Соколова, Мариус Петипа. Надо сказать, что поначалу будущий успех Павловой был вовсе не очевидным – отроду она имела хрупкое здоровье, страдала от малокровия, да ещё и была сутулой. И тем не менее преподавали смогли разглядеть в ней что-то, что выделяло её из других учениц. Они усиленно занимались с ней, и даже поили рыбьим жиром для укрепления здоровья. Годы учёбы пролетели незаметно, и в 1899 году выпускница училища была принята в Мариинский театр.

Как правило, молодые танцовщицы редко получают центральные роли в балетных постановках, и порой годами прозябают в кордебалете. Но Павлова буквально ворвалась в богемный мир, сразу став звездой первой величины, потеснив куда более опытных и маститых танцовщиц. 19 сентября 1899 года состоялось дебютное выступление балерины в балете француза Жана Доберваля «Тщетная предосторожность», вызвавшее восторг публики. Критики писали, что, при далеко не идеальной технике, которой она уступала Тамаре Карсавиной или Матильде Кшесинской, Павлова не имела себе равных в прыжках и импровизационных арабесках.

Яркие сольные партии следовали одна за другой – Павлова танцевала в «Кармен», «Жизели», «Царе Кандавле», «Пробуждении Флоры», «Дон-Кихоте», «Дочери фараона», «Лебедином озере», «Раймонде», «Корсаре» - сложно найти хоть сколько-нибудь известный балет тех лет, ставившийся на подмостках Мариинского театра, который бы она не обогатила своим неподражаемым исполнением.

Большое влияние оказали на неё выдающиеся балетмейстеры начала ХХ века – Александр Горский и Михаил Фокин. Фокин, который был всего на год старше Павловой, танцевал с ней впервые ещё в 1899 году. В середине 1900-х годов он поставил «под Павлову» целый ряд хореографических номеров, миниатюр, а затем и полноценных балетов. Тогда же она впервые побывала за границей, где вызвала настоящий фурор среди европейской публики. То были знаменитые «Русские сезоны», устроенные талантливым антрепренёром Сергеем Дягилевым. Уже первый спектакль с её участием «Павильон Армиды» имел оглушительный успех. Валентин Серов нарисовал афишу с замершей во время исполнения арабески Анной Павловой, которая стала символом «Русских сезонов» и до сих пор украшает парижский театр «Шатле», где ставились дягилевские спектакли.

Павлова получила мировое признание и предложение выступать в лучших мировых театрах. Со временем она оставила Дягилева, и продолжила работать по контракту в Париже. С годами она начала всё более предпочитать концертные номера, проявляя свой недюжинный драматический и музыкальный дар. В 1910-е годы Павлова уже нечасто навещала Россию,  блистая на мировых подмостках. Последний раз она выступала в Петербурге, Москве и Павловске в мае-июне 1914 года. Вскоре началась Первая мировая война, и в Европе и России стало не до балета. А потом произошла революция, и Павлова, к тому времени переселившаяся в Англию, навсегда оказалась отрезанной от родины. Последние годы она хотела вернуться в Россию, но тяжёлая болезнь не позволила это её желание осуществить.

В 1920-е годы Павлова совершила большое турне по Азии, Африке, Южной Америке и Австралии. В начале 1931 года она поехала на гастроли в Голландию, в Гаагу. Но вскоре во время репетиции она простудилась и скончалась от гнойного плеврита. Ей было сорок девять лет. По завещанию её тело было кремировано, урна с прахом Анны Павловой установлена в колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне.

Обложка: Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/

11182

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте