Белый Андрей

4/6/2023

Андрей Белый – центральная фигура отечественного символизма. Его эстетические изыскания, литературные эксперименты, поэтические симфонии сформировали целое поколение творцов русского Серебряного века. Сложное, пронизанное философскими размышлениями творчество Андрея Белого – одно из замечательнейших явлений культуры первой трети XX века.

Детство и юность Андрея Белого

Андрей Белый, или, по паспорту, Борис Николаевич Бугаев, родился 14 (26) октября 1880 год в интеллигентной московской семье. Его отец, выдающийся математик Николай Васильевич Бугаев (1837–1903), был деканом физмата Московского университета и председателем Московского математического общества. Мать, Александра Дмитриевна Егорова (1858–1922), напротив, слыла натурой очень поэтичной. Сложная семейная атмосфера с постоянными ссорами непохожих друг на друга по темпераменту и разновозрастных родителей наложила неизгладимый отпечаток на личность будущего поэта и писателя.

Боря Бугаев, 1888 год.

С 1891 по 1899 гг. Борис Бугаев (далее во избежание путаницы будем называть его по прославившему его псевдониму) учился в частной гимназии Л.И. Поливанова. Важнейшую роль в формировании художественных вкусов мечтательного гимназиста сыграло знакомство в 1895 году со знаменитым мыслителем В.С. Соловьёвым. Под его влиянием Андрей Белый увлёкся мистической философией, буддизмом, новейшей западной литературой – прежде всего, произведениями Генрика Ибсена, Герхарта Гауптмана, Мориса Метерлинка.

К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Андрея Белого – по его собственным воспоминаниям, это была «помесь Тургенева и Эдгара По с наинепонятнейшим». Несмотря на всепоглощающее увлечение сочинительством, по настоянию отца молодой человек в 1899 году стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. Среди его преподавателей были светила русской науки – Д.Н. Анучин, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и другие. 28 мая 1903 года Андрей Белый получил диплом 1-й степени об окончании университета, и в ту же ночь скоропостижно умер его отец. Мистически настроенный молодой человек увидел в этом совпадении предначертание судьбы, и полностью погрузился в поэзию.

Жизнь Андрея Белого

Начало своей осознанной литературной деятельности сам Андрей Белый относил к 1900 году, когда он взялся за сочинение «Северной симфонии» – поэмы о фантастическом мире, пронизанном духом средневековья. Следующий 1901 год стал важнейшим в духовной биографии Белого. Он «следует в несказанное», формируя собственный «мир», наполненный неясными очертаниями грядущего, «мистериальной любовью». В 1902 году Белый пишет свою вторую поэтическую «Драматическую симфонию», и полноправно входит в круг поэтов-символистов, знакомится с В.Я. Брюсовым, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, С.П. Дягилевым, А.Н. Бенуа и другими.

Студент Андрей Белый, ок. 1900 года.

Помимо поэтических поисков «звука и слова», Белый выступил также как литературный критик. Он пишет статьи о значении символизма, формулирует идеи аргонавтизма. Летом 1904 года поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но в 1906 году решил бросить учёбу, во многом из-за насыщенной литературной деятельности и под впечатлением Первой русской революции: 9 января 1905 года он оказался свидетелем Кровавого воскресенья. В тот год революция заслонила для него всё прочее. Симпатизируя протестующим, Белый участвовал в митингах.

Экспансивное поведение Андрея Белого в личной жизни дважды едва не привело к дуэлям. В 1905 году Валерий Брюсов, а в 1907 году Александр Блок присылали ему вызов – каждый раз причиной становилось увлечение «певца мистической любви» чужими жёнами. К счастью, оба раза инциденты заканчивались примирением.

Андрей Белый. Художник Л.Н. Бакст, 1905 год.

Творческая жизнь Андрея Белого в период между двумя революциями оказалась весьма насыщенной: он писал программные теоретические статьи («Эмблематика смысла», «Мысль и язык», «Магия слов»), участвовал в организации издательства «Мусагет», увлёкся идеями антропософа Рудольфа Штейнера. Антропософия настолько сильно заняла Белого, что он перебрался в Швейцарию и принял активное участие в строительстве Гётеанума – здания, представляющего собой «органическую модель вселенной».

В сентябре 1916 года, получив извещение о призыве на военную службу, Андрей Белый вернулся из Швейцарии в Россию, однако сначала две отсрочки, а затем Февральская революция избавили его от необходимости надеть шинель. Отречение царя и установление республики вызвали у Белого противоречивые чувства. С одной стороны, он ужасался разрастающейся анархии и «буйству черни», с другой – лелеял мечту, что за хаосом и распадом возникнут «ритмы Нового Космоса».

Андрей Белый в 1912 году.

В тяжёлые годы Гражданской войны Белый участвовал в организации Дворца искусств в Москве, учреждал Вольную философскую академию (Вольфила) в Петрограде, служил в Пролеткульте, избирался в состав президиума Всероссийского союза поэтов. С 1921 по 1923 гг. он жил в Берлине. Его возвращение в Россию совпало с негативной оценкой творчества, данной Л.Д. Троцким в книге «Литература и революция». Это не способствовало вхождению Белого в современный художественный процесс. С 1925 по 1931 гг. он почти безвыездно жил в подмосковном Кучине, что рядом с Балашихой, фактически в литературной изоляции, пытаясь встроиться в новую реальность. В этом отношении показательны статьи начала 1930-х гг. «Поэма о хлопке» и «Энергия». В последние годы Белый создал цикл замечательных мемуаров, а также проделал глубокий анализ творчества Н.В. Гоголя, предвосхитивший структурно-семиотические подходы 1960-х гг.

Творчество Андрея Белого

Литературное наследие Андрея Белого весьма обширно. Он сумел проявить себя в поэзии, прозе, теории искусства. Обладая живым и подвижным мировоззрением, он несколько раз менял свои эстетические установки, но каждый раз мастерски воплощал их в своих произведениях. В первое десятилетие XX века Белый выступил прежде всего как поэт-символист. Его стихи наполнены ассоциативным звучанием, музыкой намёков, экстатической духовностью. Ранний Белый особенно ярок в сборнике «Золото в лазури», вышедшем в 1904 году. Постепенно поэт отошёл от мистического анархизма и через книги 1908–1909 гг. «Кубок метелей», «Пепел» и «Урна» всё более сближался с философской лирикой классиков – А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева.

 Портрет Андрея Белого (фрагмент). Художник К.С. Петров-Водкин, 1932 год.

Для творчества Андрея Белого 1910-х гг. характерны углублённые мировоззренческие поиски и обращение к большим формам прозы. В 1910 году он написал роман «Серебряный голубь» о взаимоотношениях народа и интеллигенции, в котором рассуждал о сочетании «голубиного» и «ястребиного» в народной душе, размышлял о России будущего, лишённой «азиатчины». Книга оказалась написана в необычной для тогдашнего Белого реалистичной манере; по словам Н.А. Бердяева, ей оказался присущ «гениальный размах и выход в ширь народной жизни».

Осенью 1911 года Белый начал работу над романом «Петербург» – одним из высших достижений русского символизма. Стилистически произведение, главным героем которого стал сам город, базируется на сложных параллелях, фантасмагории и мистике, для него характерны гротеск и сгущённость образов, высокий пафос и комедийные мотивы. Сюжетно он построен вокруг революции 1905 года, философски – вокруг идей о «России разума» и «России инстинкта», о неизбежности безумного «прыжка над историей» ради обретения единства в себе Востока и Запада.

Памятник Андрею Белому рядом с домом-музеем в Кучине, где прошли последние годы поэта и писателя. Скульпторы С. Ялоза и Н. Базюк, 2015 год.

Под влиянием творчества Иоганна-Вольфганга Гёте и Рудольфа Штейнера Белый задумал грандиозную панораму автобиографических произведений, в которой главное внимание уделялось бы самосознанию человека, его духовному развитию. В этом ключе он создал романы «Котик Летаев», «Крещёный китаец», «Первое свидание» и другие, отмеченные высоким художественным талантом. Грандиозным событиям Первой мировой и революции Андрей Белый в 1918–1920 гг. посвятил несколько литературно-философских этюдов, в том числе «Кризис жизни», «Кризис мысли», «Кризис культуры», «Христос воскрес».

В 1920-х Белый написал обширные воспоминания об Александре Блоке и Рудольфе Штейнере, философский трактат «История становления самосознающей души», роман «Москва». Среди его поздних достижений – трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века» и «Между двух революций», выдержанная в духе реализма.

Семья и личная жизнь Андрея Белого

Значительный отпечаток на личную жизнь Андрея Белого наложили его представления о мистической природе любви. С этим связаны его необычные и запутанные отношения с М.К. Морозовой, Н.И. Петровской, Л.Д. Менделеевой-Блок.

Андрей Белый был женат дважды. Первой его женой стала Анна (Ася) Алексеевна Тургенева (1890–1966), внучатая племянница великого писателя. Они познакомились в 1908 году, через год завязались серьёзные отношения. Пара путешествовала по Европе и Ближнему Востоку, вместе погрузившись в увлечение антропософией.

 Андрей Белый и его первая жена Ася Тургенева. Брюссель, 1912 год.

Церемония бракосочетания состоялась 23 марта 1914 года в Швейцарии. В 1916 году Андрей Белый вернулся в Россию, а Ася осталась в Швейцарии. В 1921 году супруги официально расстались из-за увлечения Аси поэтом-имажинистом А.Б. Кусиковым.

В декабре 1917 года Андрей Белый сблизился Клавдией Николаевной Васильевой, в девичестве Алексеевой (1886–1970), с которой поэт был знаком ещё по Гётеануму. С начала 1920-х гг. они жили вместе, но оформили отношения только в 1931 году. Тихая, но волевая женщина стала надёжной опорой для нередко впадавшего в депрессии и уныние мужа.

Смерть и похороны Андрея Белого

Летом 1933 года Андрей Белый отдыхал в Крыму, в Коктебеле. Полученный в один из жарких дней солнечный удар вызвал тошноту, слабость, мучительные головные боли – как оказалось впоследствии, произошло кровоизлияние в мозг. В декабре 1933 года последовало новое кровоизлияние, после чего поэт оказался прикован к постели до самой смерти.

Могила Андрея Белого на Новодевичьем кладбище в Москве.

8 января 1934 года Андрей Белый скончался от артериосклероза. На следующий день состоялось прощание с великим мастером слова и его кремация. Урну с прахом захоронили на Новодевичьем кладбище.

Библиография произведений Андрея Белого

Романы

Серебряный голубь (1909)

Петербург (1913)

Котик Летаев (1918)

Крещёный китаец (1921)

Москва (1926–1932)

Московский чудак (1926)

Москва под ударом (1926)

Маски (1932)

Повести

Человек. Предисловие к повести «Человек», являющей собой хронику XXV века (1918)

Записки чудака (1922)

Возвращенье на родину (1922)

Рассказы

Рассказ №2 (Из записок чиновника) (1902)

Мы ждём его возвращения (1903)

Световая сказка (1903)

Аргонавты (1904)

Куст (1906)

Горная владычица (1907)

Адам. Записки (1908)

Йог (1918)

Книги стихов

Золото в лазури (1904)

Пепел. Стихи (1909)

Урна. Стихотворения (1909)

Звезда. Новые стихи (1919)

Королевна и рыцари. Сказки (1919)

Звезда. Новые стихи (1920)

После разлуки (1922)

Стихи о России (1922)

Стихотворения (1923)

Поэмы

Глоссолалия. Поэма о звуке (1917)

Первое свидание (1918)

Христос воскрес (1918)

Документальная проза

Путевые заметки (1911)

Офейра. Путевые заметки (1921)

Путевые заметки. Сицилия и Тунис (1922)

Воспоминания о Блоке (1923)

На рубеже двух столетий (1930)

Начало века (1933)

Между двух революций (1935)

Статьи

Луг зелёный. Книга статей (1910)

Символизм. Книга статей (1910)

Арабески. Книга статей (1911)

Трагедия творчества (1911)

Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности (1915)

О ритмическом жесте (1917)

Революция и культура (1917)

Ритм и смысл (1917)

Кризис жизни (1918)

Кризис мысли (1918)

Христос воскрес (1918)

Кризис культуры (1920)

На перевале (1918–1920)

Ветер с Кавказа. Впечатления (1922)

О смысле познания (1922)

Поэзия слова (1922)

Сирин учёного варварства (1922)

Ритм как диалектика и «Медный всадник». Исследование (1929)

Поэма о хлопке (1932)

Энергия (1933)

Мастерство Гоголя. Исследование (1934)

Пьесы

Петербург (Гибель сенатора) (1925)

Москва (1925)

Прочее

Северная симфония (1-я, героическая) (1900)

Симфония (2-я, драматическая) (1902)

Возврат. III симфония (1905)

Кубок метелей. Четвертая симфония (1908)

Одна из обителей царства теней (1924)

История становления самосознающей души (1920)