Родченко Александр
Александр Родченко – художник новой эпохи, один из творцов конструктивизма. Этого великого мастера фотографии можно без преувеличения назвать отцом советского дизайна. Певец революционного мироощущения в искусстве, Родченко проповедовал единство жанров, ясность образов, лаконичность выражения. Его достижения в рекламе, графике, фотографии стали прекрасной школой и источником вдохновения для последующих поколений.
Детство и юность Александра Родченко
Александр Родченко родился 23 ноября (5 декабря) 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец Михаил Михайлович Родченко перепробовал множество профессий – чернорабочего на железной дороге, помощника кондитера, дворника, официанта, натурщика, камердинера в барском доме, театрального бутафора. Мать Ольга Евдокимовна Палтова происходила из староверов Олонецкой губернии. Её отец 25 лет прослужил в нижних чинах на флоте и осел в Кронштадте.
О ранних годах выдающегося фотографа известно крайне мало. В 1902 году семья Родченко переехала в Казань, где и проходило взросление и становление Александра. Принадлежавший к самым бедным слоям общества, он не получил систематического образования – до поступления в 1911 году вольнослушателем в Казанскую художественную школу за его плечами было только четыре класса приходского училища и неудачный опыт освоения профессии зубоврачебного техника.
Несмотря на отсутствие возможности получать систематическое образование, юноша тянулся к знаниям и активно самообразовывался. Он читал Оскара Уайльда, Ф.М. Достоевского, слушал П.И. Чайковского и Рихарда Вагнера, изучал репродукции Анри Матисса и Поля Гогена. Художественная школа дала Родченко не только навыки живописца и графика, но и «чувство искусства».
Александр живо интересовался последними достижениями культуры, отдавая предпочтение авангарду. В 1914 году посещение казанского концерта новомодных русских футуристов В.В. Маяковского, В.В. Каменского, Д.Д. Бурлюка усилило его интерес к экспериментальным изобразительным формам, дало импульс к самостоятельному творчеству. Переезд в Москву, состоявшийся в конце 1915 года, знакомство с художниками-авангардистами В.Е. Татлиным и К.С. Малевичем, и особенно революционные события 1917 года послужили переломными моментами в художественной биографии Родченко.
Творчество Александра Родченко
В 1916 году Александра Родченко призвали в армию, и до февраля 1917 года он служил на санитарном поезде. Перемены, захлестнувшие страну, не оставили молодого художника равнодушным. Он одним из первых примкнул к большевикам. Для ранних произведений Родченко характерны геометрическая абстракция, кубофутуристическая эстетика, поиск новой фактуры. Среди работ первых лет советской власти выделяются полотна «Чёрное на чёрном» (1919) и «Гладкий цвет» (1921).
Бунтарские картины Родченко имели важное значение для понимания пространственных конструкций и фундаментальных композиционных схем. Его геометрические циклы 1918–1921 гг. «Складывающиеся и разбирающиеся», «Плоскости, отражающие свет» и «По принципу одинаковых форм» заложили основы конструктивизма. Новое течение, основанное на геометрических формах, трансформации структур и комбинаторике, нашло широкое применение в живописи, архитектуре, рекламе, кинематографе.
В 1920-е гг. Родченко пробовал себя в архитектуре, разрабатывая концепции новых типов зданий и городов, в кино, сотрудничая как декоратор и художник-постановщик с А.М. Ганом, Л.В. Кулешовым, С.М. Эйзенштейном, в рекламе, создавая плакаты и вывески для многих трестов, предприятий, акционерных обществ. Но главным направлением творчества Родченко в то время стала фотография, серьёзные занятия которой относятся к 1924 году.
Применяя к объективу фотоаппарата свои композиционные конструктивистские методы и схемы – диагональ, перекрестие, зигзаг, овал, вертикаль и т.д. – он добился ошеломительных результатов. Умение найти нужный ракурс, увидеть необычное в обычном, применить монтаж и коллаж сделали Родченко лучшим фотографом своего времени, а, по мнению многих – и всей советской эпохи.
С 1922 по 1930 гг. Александр Михайлович преподавал на металлообрабатывающем факультете ВХУТЕИНа, где заложил основы первой отечественной школы дизайна. Как ведущий художник группы ЛЕФ, Родченко оформлял книги многих поэтов-авангардистов – В.В. Маяковского, Н.Н. Асеева, С.М. Третьякова. В 1925 году интерьер «Рабочего клуба», выполненный Родченко, удостоился серебряной медали на Всемирной выставке в Париже. Как фотокорреспондент, он сотрудничал с множеством популярных изданий – газетой «Вечерняя Москва», журналами «Даёшь!», «Пионер», «Огонёк», «СССР на стройке» и другими, регулярно отправлял свои произведения на фотовыставки в Европе и США.
В серии статей середины 1920-х гг. мастер свой взгляд на фотоискусство, за что через несколько лет удостоился разгромной критики и обвинений «в непонимании задач пролетарской фотографии». С начала 1930-х гг. Родченко выступил издателем тематических фотоальбомов, отражавших советскую действительность в духе соцреализма. Самыми известными из них стали «Беломорско-Балтийский им. Сталина» (1934), «Первая конная» (1938), «Красная Армия» (1938), «Советская авиация» (1939), «Московский метрополитен» (1940-е гг.) и другие.
С началом Великой Отечественной войны Родченко с семьёй эвакуировался в Молотов (ныне Пермь), где пробыл до весны 1943 года. Он сотрудничал с местной газетой «Сталинский ударник», рисовал киноафиши. В 1930-х – 1940-х гг. художник увлёкся фотосессиями в зоопарке, театре, цирке, на стадионе и ипподроме, считая, что сочетание света, линий, движения и атмосферы праздника позволяют полнее раскрыть возможности фотоаппарата.
С 1944 года Родченко работал главным художником столичного Дома техники, но больших заказов уже не получал. В 1951 году его исключили из Союза художников «за отход от социалистического реализма», и лишь после смерти Сталина и последовавшей за ней «оттепелью» в 1955 году пожилого мастера вернули в это профессиональное объединение.
Семья и личная жизнь Александра Родченко
Со своей женой Варварой Фёдоровной Степановой Родченко познакомился в 1913 году во время учёбы в художественной школе в Казани. После переезда Варвары в Москву в 1914 году они переписывались, а когда и Александр перебрался в столицу, стали жить вместе. Степанова была достаточно известным представителем авангарда, участвовала в выставках конструктивистов, преподавала во ВХУТЕМАСе, сотрудничала с ЛЕФом. В 2016 году в честь Александра Родченко и Варвары Степановой назвали две улицы в Даниловском районе Москвы.
Единственная дочь супругов Варвара, родившаяся в 1925 году, продолжила дело родителей. Она окончила Московский полиграфический институт, занималась оформлением книг, журналов, в том числе «Советского экрана» и «Юности», участвовала в выставках книжной графики и фотографии. Её сын Александр Николаевич Лаврентьев – искусствовед, автор исследований о своём знаменитом деде.
Смерть и похороны Александра Родченко
После опалы 1951 года Родченко перестал фотографировать и перебивался заказами на оформление театральных и цирковых афиш. Его дневник того времени полон горьких откровений. После реабилитации 1955 года о великом фотографе вспомнили, благодаря энергии и настойчивости его супруги готовилась первая его персональная фотовыставка.
Но художник не дождался её открытия – 3 декабря 1956 года он скончался от инсульта в Москве, за два дня до своего 65-летия. Похоронили основателя конструктивизма на Новом Донском кладбище.
Известные работы Александра Родченко
Началом художественной карьеры Родченко можно считать участие в футуристической выставке «Магазин» в 1916 году. Начинающий художник смело использовал в своих работах циркуль, линейку, трафарет. Названия работ – например, «Линейно-циркульная композиция» – говорили сами за себя. Главным итогом выставки Родченко считал знакомство с Казимиром Малевичем.
В революционные годы стиль картин Родченко постоянно менялся: с 1917 года началось увлечение пространственными конструкциями, всевозможными взаимопроникающими плоскостями, в 1918 году – опыты по взаимодействию формы и света («Концентрация цвета»), в 1919 году – исследование фактуры как главного формообразующего эффекта («Чёрное на чёрном»), в 1920 году – изучение линий и точек как основы конструкции, в 1921 году – поиск идеального сочетания цветов («Красный. Жёлтый. Синий»). В конце бурной пятилетки 1917–1921 гг. Родченко утверждал, что довёл развитие живописи до логического завершения.
Закончив с живописью, неустанно ищущий художник обратился к рекламному плакату. Среди последних стоит отметить рекламу «Добролёта», ГУМа и «Резинотреста». В 1924 году Родченко приобрёл фотокамеру и с головой окунулся в новую стихию. Используя свой живописный багаж, он находил или создавал удивительно точные, врезающиеся в память кадры.
Самые известные из фотографий работы Родченко – портреты Владимира Маяковского и Лили Брик, ракурсные изображения «Моссельпрома», снятые с нижней точки «Пионерка» и «Пионер-трубач». Также можно назвать тройное фото «Прыжок в воду», глубинное построение кадра в «Физкультурниках», вертикальный «Сбор на демонстрацию» и конструктивистскую «Лестницу», а также погруженную в череду света и тени «Девушку с «Лейкой»».
Значения творчества Александра Родченко
Александр Родченко вошёл в историю советского искусства как новатор художественного восприятия. Его смелые эксперименты с пространством и композицией заложили основу для конструктивистских идей, нашедших впоследствии обширное применение в дизайне, моделировании, интерьере. Его авангардная техника съёмки – прежде всего ракурс, угол, диагональ – завоевала всеобщее признание и многократно расширила возможности фотоискусства.
Список известных произведений Александра Родченко
Картины:
Город (1912)
Портрет Н. Русакова (1912)
Натюрморт с подсвечником (1914)
Обнажённая женщина (1915)
Танцевать (1915)
Две фигуры (1916)
Кафе Питтореск (1917)
Бегущая фигура (1917)
Композиция №49 на жёлтом (1917)
Композиция «Круг в круге» (1918)
Чёрный на чёрном (1918)
Абстрактная композиция (1918)
Белый круг (1918)
Беспредметный состав №51 (зелено-коричневый) (1918)
Беспредметный состав №51 (коричнево-красный) (1918)
Абстрактная №53 (1918)
Композиция №55 (1918)
Композиция №56 (1918)
Композиция №60 (1918)
Композиция №61 (1918)
Композиция №64 (1918)
Композиция №71 (1918)
Композиция №80 (1918)
Композиция №81 (1918)
Композиция №82 (1918)
Чёрный на чёрном (1918)
Абстрактная композиция (1918)
Композиция №86 (1919)
Композиция №88 (на красном) (1919)
Композиция №89 (на светло-жёлтом) (1919)
Строительство №90 (на белом) (1919)
Строительство №92 (на зелёном) (1919)
Конструкция №94 (1919)
Композиция №117 (1919)
Абстрактная живопись (1919)
Конструкция на синем и коричневом (1919)
Конструкция №106 (на чёрном фоне) (1920)
Композиция № 113 (на жёлтом фоне) (1920)
Композиция №119 (1920)
Строительство №126 (линейка) (1920)
Конструкция №127 (два круга) (1920)
Строительство №128 (линия) (1920)
Роспуск самолёта (1921)
Чистый красный цвет (1921)
Чистый жёлтый цвет (1921)
Чистый синий цвет (1921)
Автопортрет (1921)
Художественный наездник в цирке (1930-е гг.)
Цирк. Вход (1935)
Клоун с саксофоном (1938)
Клоун с трубой (1943)
Декоративная композиция (1943)
Обтекаемый орнамент (1943)
Фотографии:
Мать (1924)
Серия портретов Владимира Маяковского (1924)
Алексей Ган (1924)
Александр Веснин (1924)
Варвара Степанова и Любовь Попова (1924)
Автопортрет (1924)
Лиля Брик (1924)
Балконы (1925)
Лодки (1926)
Das Boot (1926)
Колонны Музея Революции (1926)
Долой бюрократию (1927)
Сосны. Пушкино (1927)
Вокзал (1927)
Жилой дом (1927)
Варвара Степанова (1927)
Стена Брянского вокзала, Москва (1927)
По телефону (1928)
Задний двор ВХУТЕМАСа (1928)
Стеклянный графин (1929)
Шофёр (1929)
Страж у Шуховской радиовышки, Москва (1929)
Пионерка (1930)
Лестница (1930)
Демонстрация (1930)
Древесина (1930)
Пионер (1930)
Пионер-трубач (1930)
Автомобиль для трудящихся (1932)
1 мая (1932)
Демонстрация 1932 (1932)
Сбор на демонстрацию (1932)
Парк культуры и отдыха (1932)
Место в Большом театре (1932)
Девушка с «Лейкой» (1933)
Спринген (1934)
Клятва (1935)
Парад на Красной площади (1936)
Парад физической культуры (1936)
Варвара Степанова (1936)
Чёрный лебедь (1940)
Новое
Видео
Возвращение Крыма в «родную гавань». К пятилетию воссоединения Крымского полуострова и Севастополя с Россией
16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о воссоединении с Россией. Через два дня Крым был включён в состав Российской Федерации
22 марта 1915 год Взятие крепости Перемы́шль
22 марта 1915 года русские войска взяли крупнейшую австро-венгерскую крепость Перемышль (ныне – Пшемысль в Польше). Осада длилась почти шесть месяцев и стала крупнейшей в ходе Первой мировой
Февральская революция 1917 года: что это было?
Важный урок революции 1917 года состоял в следующем: если государство пренебрегает социальными правами и благосостоянием граждан, может произойти социальный взрыв