Столетов Александр

4/21/2023

Разносторонне образованный, владевший несколькими европейскими языками, Александр Григорьевич Столетов своим отношением к делу, беззаветной любовью к науке стал примером для подражания для последующих поколений отечественных учёных и студентов, а своими открытиями в области физики, нашедшими широкое применение в обыденной жизни, заслужил благодарность потомков.

Детство и юность Александра Столетова

Будущий учёный родился 29 июля (10 августа) 1839 года в купеческой семье в старинном городе Владимире. Его отец Григорий Михайлович Столетов, человек замкнутый и неразговорчивый, владел бакалейной лавкой, кожевенной артелью, а также садами и огородами. Мать, Александра Васильевна Полежаева, также происходила из купеческого сословия. Неординарные способности мальчика проявились очень рано: в 4 года он научился читать, с детства проявлял большую любовь к классической русской литературе и музыке, быстро освоил французский язык.

 Гимназист Александр Столетов.

Как и все Столетовы, Александр учился во Владимирской гимназии, преуспевая по всем предметам. После 5-го класса смышлёный гимназист всё больше увлекался математикой и физикой, сам мастерил всевозможные устройства и приборы, устраивал опыты. В июне 1856 года, когда юноша окончил с золотой медалью гимназию, было принято решение о дальнейшем пути: выбор пал на физико-математический факультет Московского университета.

Образование Александра Столетова

Во второй половине 1850-х гг. очнувшаяся от николаевской спячки и потрясённая поражением в Крымской войне Россия вступала в полосу Великих реформ. Университеты бурлили, студенты боролись с произволом университетского начальства, устраивали сходки, читали труды А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Но Александр Столетов остался вне этой волны: он исправно посещал лекции, корпел над книгами и постоянно шёл далеко впереди своих однокурсников по успеваемости. Среди профессоров, более других поспособствовавших становлению Столетова как учёного, стоит назвать математика Н.Д. Брашмана, астронома Ф.А. Бредихина, физика М.Ф. Спасского. Последний привил любовь к опытам и лабораторной работе.

Александр Григорьевич Столетов, 1870-е гг.

После смерти М.Ф. Спасского кафедру физики возглавил Н.А. Любимов. Именно он в 1870-е гг. поддержит Столетова при организации собственной физической лаборатории, однако как исследователь Любимов на голову уступал своему предшественнику. В 1860 году Александр Столетов с отличием закончил университетский курс. Как обучавшийся за государственный счёт, он обязан минимум 6 лет отслужить в системе Министерства просвещения, но благодаря ходатайству декана Г.Е. Щуровского и профессора Н.А. Любимова незаурядного трудолюбивого выпускника оставили для подготовки к профессорскому званию.

В 1862 году как самый перспективный из молодых физиков Столетов получил стипендию на двухлетнюю стажировку в Европе. Он решил ехать в Гейдельбергский университет, где тогда гремели имена Роберта Бунзена, Густава Кирхгофа и Германа Гельмгольца. Летом 1863 года Столетов на некоторое время переехал в Гёттинген для прослушивания в местном университете лекций Вильгельма Вебера и Лотара Мейера. Зимой 1864 год молодой учёный вернулся в Гейдельберг, где прошёл физический практикум в лаборатории Кирхгофа. Между учеником и учителем завязалась тесная дружба, продлившаяся вплоть до смерти немецкого академика. В Россию Столетов вернулся в начале 1866 года с прекрасной подготовкой и жаждой открытий, пробыв за границей 3,5 года вместо 2.

Научная деятельность Александра Столетова

В феврале 1866 года учёный приступил к чтению лекций по физической географии и математической физике в Московском университете – постоянном месте работы Столетова вплоть до последних дней жизни. Вместе с лекциями шла подготовка к магистерской диссертации по теме «Общая задача электростатики и её приведение к простейшему случаю». Не имея в распоряжении физической лаборатории, Столетов решил сосредоточиться на теоретических вопросах: его занимала проблема распределения электрических зарядов на проводниках, изолированных друг от друга. Вывод Столетова состоял в том, что принцип Морфи-Томсона применим для какого угодно количества проводников.

Дом-музей Столетовых, размещённый во флигеле большого дома во Владимире, некогда принадлежавшего семье.

15 февраля 1869 года молодой физик блестяще защитил свои тезисы и стал доцентом Московского университета. Весной 1871-го он вновь на полгода отправился в Германию к Густаву Кирхгофу для подготовки докторской диссертации. В апреле 1872 года работа «Исследование о функции намагничения мягкого железа» принесла Столетову степень доктора наук, а в 1873 году его утвердили ординарным профессором университета.

Исследовательская деятельность Столетова сочеталась с педагогической и организационной. Последний вопрос являлся чрезвычайно важным в 1870-е гг.: тогда в России не было единого научного центра физиков, и работы часто велись разрозненно, по университетским городам. В 1872 году усилиями Столетова и других профессоров физики в Москве была основана научно-исследовательская лаборатория, а в 1873 году в Петербурге учреждён «Журнал Физико-химического общества», ставший главным органом, освещавшим деятельности российских учёных в этих областях знания. Столетов стал его постоянным автором. Все отмечали его ясный, безупречный стиль изложения, редко встречавшийся среди учёных-естественников.

Александр Григорьевич Столетов, 1890-е гг.

В 1876 году после доклада о работе по определению коэффициента пропорциональности между электромагнитными и электростатическими единицами Столетова избрали непременным членом Общества любителей естествознания. Расцвет педагогической и научной деятельности Столетова пришёлся на вторую половину 1870-х – начало 1890-х гг. Этому способствовало создание московской лаборатории и создание современных приборов, давших возможность осуществлять сложнейшие опыты, не выезжая за рубеж. В конце 1882 года Столетов возглавил кафедру опытной физики и предпринял энергичные меры по повышению качества образования в Московском университете. Он кардинально переоборудовал аудитории, увеличил количество оборудования, заново составил лекционные курсы. Студенты, учившиеся у Столетова, признавали в нём первоклассного лектора, но чрезвычайно строгого экзаменатора.

Преподавание отнимало у учёного так много времени и сил, что долгие годы не оставалось времени на эксперименты. В 1888 году, невзирая на занятость, Столетов возобновил научную работу. В центре его внимания оказались актино-электрические явления, теперь называемые фотоэлектрическими. После открытия Генрихом Герцем в 1887 году явления фотоэффекта, оставшегося без объяснения, этой темой вплотную заинтересовался Столетов – его опыты начались в феврале 1888 года. Параллельно этой проблемой занимались такие выдающиеся европейские физики, как Герман Эберт, Вильгельм Гальвакс, Рене Блондло, Эйльхард Видеман и другие.

Бюст-горельеф А.Г. Столетова на фасаде одного из корпусов Владимирского Государственного университета, который носит имя учёного.

Применив новую методику использования так называемого «сетчатый» или абсолютного конденсатора, Столетов получил удивительные результаты. Он констатировал, что при освещении сплошного диска ультрафиолетом ток протекает между дисками, несмотря на наличие воздушного зазора. Стеклянный баллон с кварцевым окошком и электродами внутри – один из ключевых приборов эксперимента – стал первым в мире фотоэлементом. Как выяснилось через десятилетие, в 1899 году, фотоэффект возникал вследствие вырывания электронов с поверхности под действием света. Побочно Столетов выявил, что различные материалы обладают различной чувствительностью к фотоэлектрическому воздействию, и несколько других важных подробностей, изложенных в монографии 1889 года «Актино-электрические исследования».

Доклады о своих открытиях, прочитанные Столетовым в 1889 году в Париже, принесли профессору европейскую известность, однако попытка ряда российских учёных выдвинуть Столетова в академики провалилась. Изменения в учебной программе по физике, куда Столетов без оповещения начальства внёс дополнительные материалы, вызвало резкое недовольство ректора университета Н.П. Боголепова, близкого друга президента Академии наук великого князя Константина Константиновича. «У Столетова невозможный характер», – решил великий князь и снял кандидатуру Столетова с выдвижения на академическое звание.

Семья и личная жизнь Александра Столетова

Великий учёный не имел собственной семьи, отдавая все свои душевные и физические силы науке, университету, близким и родственникам. Среди его лучших и верных друзей числились В.В. Марковников, В.И. Танеев, Ф.А. Бредихин, К.А. Тимирязев, В.А. Михельсон. В дружеском кругу Столетов нередко играл на фортепиано.

Братья Столетовы: Дмитрий, Василий, Александр и Николай. 1870-е – 1880-е гг.

Большую известность получил родной старший брат физика Николай Григорьевич Столетов (1831-1912). Как впоследствии и его младший брат, в 1854 году он с отличием окончил физико-математический факультет Московского университета, но пошёл добровольцем на Крымскую войну и сражался под Севастополем. В итоге Николай Столетов сделал прекрасную военную карьеру, дослужившись до звания генерала от инфантерии. Его имя стало известным всей России во время легендарной защиты Шипки зимой 1877-1878 гг.

Смерть и похороны Александра Столетова

В последние годы жизни Столетов становился всё более замкнутым и нелюдимым. Впоследствии К.А. Тимирязев вспоминал о «печати гнетущего страдания» и «тяготении житейскими дрязгами», охватившими его друга. В начале 1895 года на почве нервного истощения и ослабления иммунитета Столетов перенёс тяжёлые кожные воспаления и был очень слаб, но в апреле решил приступить к экзаменам. К середине апреля казалось, что здоровье и бодрость духа вернулись к Александру Григорьевичу, но в начале мая он почувствовал резкие боли в спине. Врачи обнаружили инфлюэнцу, воспаление лёгких и ослабление сердечной деятельности.

Памятник А.Г. Столетову у корпуса физического факультета Московского государственного университета.

В ночь на 15 (27) мая 1895 года великий физик скончался во сне. Через 3 дня прошло его отпевание в университетской церкви. По решению родственников тело учёного похоронили в его родном Владимире. До места погребения гроб сопровождали знаменитые ученики Столетова – Н.Е. Жуковский и П.Н. Лебедев. Могила одного из самых выдающихся русских учёных по сей день находится на старинном Князь-Владимирском кладбище.

Вклад Александра Столетова в науку

В научную сферу Столетова входило изучение явлений электромагнетизма, фотоэффекта, газовых разрядов, критических точек фазового равновесия вещества. Самым плодотворным с научной точки зрения в биографии Столетова стал, безусловно, 1888 год. Его эксперименты по изучению фотоэффекта привели к выяснению природы этого явления и изобретения первого в мире фотоэлемента. Без этих открытий и изобретений сложно представить современную жизнь. Благодаря фотоэффекту появилось телевидение, звуковое кино, стала возможна широкая автоматизация производственных процессов.

Важным направлением деятельности Столетова стало создание собственной научной школы. Среди его учеников – прославленные физики П.Н. Лебедев, В.А. Ульянин, В.А. Михельсон, А.П. Соколов, Н.Н. Шиллер, П.А. Зилов, Н.А. Умов, Н.Е. Жуковский. Столетов искренне поддержал начинания одного из основоположников отечественной космонавтики К.Э. Циолковского.

Награды и премии Александра Столетова

Александр Григорьевич Столетов с 1881 года имел чин действительного статского советника. Его заслуги были отмечены орденами Св. Анны II степени, Св. Владимира III степени и Св. Станислава I степени. Также он являлся кавалером французского ордена Почётного легиона. В 1954 году перед зданием физического факультета Московского университета был установлен памятник А.Г. Столетову работы скульптора С.И. Селиханова.

Обложка: https://biblioclub.ru

 

 

Теги: