En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Фадеев Александр

21.03.2023

Александр Фадеев – видный представитель соцреализма и советский литературный функционер. Он обладал несомненным писательским талантом, но, поставленный перед выбором, следовать собственному художественному вкусу или официальному курсу партии, не смог в полной мере реализовать свои творческие дарования.

Детство и юность Александра Фадеева

Александр Александрович Фадеев появился на свет 11 (24) декабря 1901 года в небольшом волжском городке Кимры, что под Тверью. Его родители принадлежали к революционной среде. Отец, учитель и фельдшер Александр Иванович Фадеев, отбыл несколько лет ссылки в Сибири как народоволец, мать, Антонина Владимировна Кунц, имевшая большое влияние на сына, работала фельдшером. В 1905 году родители Александра разошлись, в 1907 году Антонина Владимировна вновь вышла замуж. Отчим Глеб Владиславович Свитыч, член РСДРП, стал для Александра Фадеева непререкаемым авторитетом.

Александр Фадеев, 1920 год.

В 1908 году семья переехала на Дальний Восток – именно здесь прошли детство и юность Александра Фадеева. Осенью 1911 года он поступил в коммерческое училище во Владивостоке, где учился до 1918 года. Уже подростком Александр участвовал в подпольной работе, а после Февральской революции 1917 года он окунулся в череду бурных событий с головой: вёл агитацию среди учащейся молодёжи, сотрудничал с большевистской газетой «Красное Знамя», в ноябре 1918 года вступил в большевистскую партию.

В 1919–1921 гг. Александр Фадеев принимал непосредственное участие в гражданской войне на Дальнем Востоке. В качестве комиссара сначала стрелкового полка, а затем бригады он сражался против Колчака, атамана Семенова, японских интервентов. В феврале 1921 года Фадеева направили делегатом от Народно-революционной армии Дальнего Востока на X съезд РКП(б) в Москву. Как и многие участники съезда, он участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, и получил тяжёлое ранение в ногу. После лечения Фадеева демобилизовали.

Александр Фадеев, 1920-е гг.

В сентябре 1921 года будущий писатель поступил в Горную академию в Москве. Учёба давалась тяжело: почти всё время занимала партийная и общественная работа. Возможно, Фадеев стал бы ничем не примечательным геологом, но известие о смерти в последних боях на Дальнем Востоке двоюродного брата и лучшего друга И.М. Сибирцева подтолкнуло его к фиксации воспоминаний и впечатлений о боях и товарищах. Фадеев настолько увлёкся этим процессом, что решил оставить учёбу и партийную карьеру, сосредоточившись на литературном труде.

Жизнь Александра Фадеева

Тем не менее, став литератором, Фадеев не перестал верно служить делу, которому свято верил – партии и революции. Его журналистская деятельность началась в 1924 году в качестве заведующего отделом партийной жизни ростовской газеты «Советский Юг». В 1925–1926 гг. он входил в редколлегию местного журнала «Лава», с ноября 1926 года, по переезде в Москву – в редколлегию журнала «Октябрь».

Александр Фадеев в краю своей юности. Приморье, 1933 год.

Редакторскую деятельность Фадеев пытался совмещать с творческой. В 1924 году он закончил свою первую повесть «Разлив», а в 1927 году обратил на себя всеобщее внимание романом «Разгром», над которым работал почти два года. Роман широко обсуждали, о нём дискутировали и в итоге признали бесспорным эталоном революционной литературы.

Вскоре имеющий безукоризненную партийную репутацию Фадеев стал одним из руководителей Революционной ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Он выступал как теоретик и критик, много внимания уделяя идеологическим аспектам творческого процесса. Он видел свою задачу в подчинении литературы текущим политическим целям, в службе литературы советскому государству, в продвижении соцреализма как самой нужной формы литературы, в укоренении марксистской эстетики и диалектико-материалистического мировоззрения.

Писатели А.Н. Толстой и А.А. Фадеев, 1937 год.

В 1932 году Фадеев вошёл в правление Союза писателей СССР – организации, появившейся после ликвидации РАППа. Как литературно-партийный функционер Фадеев становился всё влиятельнее, занимая должности заместителя председателя оргкомитета и секретаря Союза писателей, его генерального секретаря, члена ЦК КПСС, однако как писатель он испытывал жесточайший кризис.

Административная работа отнимала все силы, и это, безусловно, отражалось на творчестве. Большая эпопея «Последний из Удэге», над которой автор работал более 10 лет в 1930–1940 гг., разочаровала всех – критиков, читателей, и, вероятно, самого Фадеева. Индустриальный роман «Чёрная металлургия» (1950-е гг.) вместо задуманного масштабного полотна оказался грудой разрозненных набросков. Фадеев с горечью вспоминал предостережение А.М. Горького о гибели дарования и от нескончаемой канцелярской работы. Проблеск художественного таланта виден только в романе «Молодая Гвардия», где он нащупал утерянный после «Разгрома» нерв: трагическую историю юных краснодонцев писатель пережил всей душой.

Писатель за работой.

После войны Фадеев, несмотря на оглушительный успех «Молодой гвардии», заметен прежде всего как «начальник советской литературы». Подчиняясь директивам партии и правительства, он громил «космополитов и отщепенцев», пригвождая к позорному столбу Анну Ахматову, Михаила Зощенко, Андрея Платонова и других. Смерть Сталина и особенно разоблачение культа личности напрямую отразились на карьере Фадеева. В 1954 году на посту генерального секретаря Союза писателей его сменил А.А. Сурков, со всех сторон выдвигались претензии за несправедливости и обиды прежнего правления. Это сильно повлияло на душевное состояние Фадеева: он всё чаще уходил в запои, всё меньше вспоминал о своём писательском предназначении.

Творчество Александра Фадеева

Литературный дебют Фадеева пришёлся на 1923 год. В повести «Разлив» и рассказе «Против течения», незрелых по форме, проглядывались черты настоящего писателя, и в то же время – зависимость от идеологических установок. В первом произведении речь идёт о большевизации крестьянских масс, во втором – о боевых эпизодах биографии Фадеева. В романе «Разгром» в образах партизан писатель дал портреты людей «особой породы» – «народного» Морозки, «природного» Метелицы, «мелкобуржуазного» Мечика, «интеллектуального» Левинсона. Все эти типы составляли отдельные грани единого портрета нового человека.

Группа фронтовых корреспондентов в сопровождении генерал-лейтенанта И.С. Конева, август-сентябрь 1941 года. Справа бригадный комиссар А.А. Фадеев.

В статьях конца 1920-х – начала 1930-х гг. Фадеев формулировал принципы приоритета революционной морали над художественной красотой, но впоследствии отказался от столь радикальных взглядов, рассуждая о балансе между эстетическим и этическим. Роман «Последний из Удэге», действия которого происходят в Уссурийском крае во время гражданской войны, отнял у Фадеева массу душевных и физических сил. Однако произведение не получилось: экзотические описания в духе любимого писателем Фенимора Купера никак не вязались с общим замыслом о преображении отсталых коренных народов под целительным воздухом революции. Даже удачные страницы и образы (например, Лена Костенецкая или Василий Ланговой) не могли дать цельной картины.

Осенью 1943 года Фадеев вдохновился пронзительным сюжетом героической борьбы и гибели группы юных краснодонцев, оказавшихся под фашистской оккупацией летом 1942 года. Под этим впечатлением он создал знаменитую «Молодую гвардию» – романтически окрашенную, поэтически приподнятую и героическую книгу. Напечатанный в 1945 г. роман сразу завоевал сердца читателей. Позднее, в 1948 году, образы Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и других героев увековечил снятый по роману прекрасный фильм режиссёра С.А. Герасимова.

Одно из последних фото Александра Фадеева, 1 мая 1956 года.

Однако в декабре 1947 года среди всеобщей похвалы как гром среди ясного неба прозвучало суровое официальное недовольство на страницах газеты «Правда»: в романе «Молодая гвардия» недостаточно представлена роль партии. Подчинившись, Фадеев значительно переделал и дополнил первоначальную версию. Впоследствии К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и другие видные советские литераторы упрекали Фадеева за эти компромиссы, считая их сделкой с совестью. Но если исходить из критериев литературного труда, установленных некогда самим Фадеевым, такие претензии выглядели не вполне обоснованными, а правка текста была ни чем иным как действиями воспринявшего «справедливую критику» писателя-коммуниста.

Семья и личная жизнь Александра Фадеева

Александр Фадеев женился дважды. В 1926 году он заключил брак с начинающей писательницей Валерией Анатольевной Герасимовой (1903–1970), который продлился до 1932 года. В 1937 году Фадеев оформил отношения с известной актрисой МХАТа Ангелиной Осиповной Степановой (1905–2000).

Александр Фадеев с женой и сыновьями, ок. 1950 года.

Писатель усыновил маленького сына жены, Александра Александровича Фадеева (1936–1993), впоследствии ставшего актёром, а в 1944 у пары родился и общий ребёнок – сын Михаил Александрович Фадеев, будущий искусствовед и антиквар. Кроме того, от связи с известной поэтессой Маргаритой Алигер Фадеев имел дочь Марию Александровну Фадееву (Алигер-Энценсбергер) (1943–1991).

Смерть и похороны Александра Фадеева

События, последовавшие за смертью И.В. Сталина, и более всего за XX съездом КПСС, с громким разоблачением культа личности, угнетающе действовали на Александра Фадеева. В частных разговорах ему всё чаще бросали в лицо обвинения в содействии репрессиям, дело его жизни последними решениями партии подвергалось сомнению. Сначала писатель искал утешения в алкоголе, но, как честный перед собой человек, вскоре пришёл к выводу, что единственное доступное ему решение – самоубийство.

Могила А.А. Фадеева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Последний шаг – совершенно осознанный, тщательно заранее подготовленный, что подтверждается предсмертной запиской и письмами друзьям – писатель предпринял 13 мая 1956 года. В этот день в три часа пополудни на своей даче в Переделкине Александр Фадеев пустил себе пулю в сердце. Похоронили его согласно завещанию – на Новодевичьем кладбище рядом с горячо любимой матерью.

Библиография произведений Александра Фадеева

Против течения (Рождение Амгуньского полка) (рассказ) (1923)

Разлив (повесть) (1923)

Один в чаще (рассказ) (1924)

Смерть Ченьювая (рассказ) (1924)

Таёжная болезнь (повесть, не окончена) (1924)

Разгром (роман) (1927)

Столбовая дорога пролетарской революции (сборник статей) (1929)

Землетрясение (рассказ) (1934)

Пташка (рассказ) (1935)

О бедности и богатстве (рассказ) (1936)

Последний из Удэге (роман, не окончен) (1930–1940)

Ленинград в дни блокады (сборник очерков) (1944)

Молодая гвардия (роман) (1945, 1951)

За тридцать лет (сборник статей) (1953)

Чёрная металлургия (роман, не окончен) (1952–1956)

Обложка: https://interesnyefakty.org

Теги:
ПисателиЛитератураXX век
32762

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Халхин-Голе. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте