Звезды нашего автопрома – 8 моделей постсоветской России

Некоторые из них стали массовыми, другие — лишь мелкосерийными. Но заметный след в нашей истории оставил каждый.
ГАЗ-3105 Волга
Автомобиль, призванный сменить в модельном ряду Горьковского автозавода представительскую Чайку ГАЗ-14, выпустили мизерным тиражом. Тем не менее, он стал мощным техническим прорывом для советского автопрома.
Солидный (длиной 5050 мм, с базой 2870 мм) седан не имел практически ничего общего с предыдущими легковыми моделями завода. Автомобиль получил постоянный полный привод с оригинальной трансмиссией и блокировкой дифференциала, а также новую пятиступенчатую коробку передач.
ГАЗ-3105 оснастили новым отечественным двигателем V8 рабочим объемом 3,4 л мощностью 166-170 л.с. Подвески были полностью независимыми, а тормоза - дисковыми.
Волгу с совершенно новым, строгим, но гармоничным кузовом и комфортным салоном задумывали, как представительский автомобиль. Но спрос на недешевую машину оказался очень низким. С 1992 по 1996 годы изготовили всего 55 автомобилей.
ГАЗ-3302 Газель
Горьковский легкий грузовик стал эпохальной моделью для всей страны, которая вступала в новые экономические отношения. Машина оказалась очень важной для частного бизнеса, особенно среднего и мелкого.
Грузовик полной массой до 3500 кг мог перевозить до полутора тонн груза. При этом, управлять им можно было с водительским удостоверением категории В.
ГАЗ-3302 с современной и гармоничной трехместной кабиной имел простую и прочную рамную конструкцию. Это позднее позволило создать множество модификаций, включая микроавтобус, спецмашины и полноприводные автомобили. Благодаря высокой унификации с Волгой ГАЗ-31029, машина получилась совсем недорогой.
Унификация касалась и базовых двигателей объемом 2,45 л мощностью 90 л.с. и 100 л.с., пятиступенчатой коробки передач, тормозов.
Машина, серийное производство которой начали в 1994 году, приобрела колоссальную популярность. Именно эта модель позволила Горьковскому заводу оставаться наплаву и разрабатывать новые автомобили. На основе Газели свои модификации делали множество сторонних российских и зарубежных предприятий.
УАЗ-3160 Симбир
Один из самых консервативных отечественных заводов УАЗ в 1993-м впервые показал автомобиль, заметно отличающийся от всем известного «козлика» — УАЗ-469.
УАЗ-3160, которому присвоили имя Симбир, стал важной отправной точкой для длинной и серьезной эволюции легковых ульяновских внедорожников.
Автомобиль имел куда более современный цельнометаллический пятидверный кузов и новый салон. Но поначалу шасси и почти все основные агрегаты машины оставались прежними. Однако именно УАЗ-3160, серийный выпуск которого начали в 1997-м, явился «полигоном» для целого ряда судьбоносных новинок.
На УАЗ-3160 впервые поставили форсированный ульяновский двигатель рабочим объемом 2,9 л, мощностью 105 л.с., а потом и 131-сильный заволжский мотор с системой впрыска. Машина получила пружинную переднюю подвеску, пятиступенчатую коробку передач, неразрезные мосты и дисковые тормоза спереди.
На основе УАЗ-3160 сделали модификацию УАЗ-3162 с удлиненной колесной базой (2760 мм вместо 2380 мм), а потом и с увеличенной колеей (1660 мм вместо 1445 мм).
Серийное производство короткого УАЗ-3160 закончили в 2005 году. Но история автомобиля продолжается. На основе длиннобазного УАЗ-3162 сделали УАЗ-Патриот, который после многократных модернизаций и сегодня стоит на конвейере.
ВАЗ-2110
Первый постсоветский серийный автомобиль из Тольятти выпускали с 1995 года. Сначала в опытном производстве, потом на главном конвейере.
Лада третьего поколения получила новые кузов и салон, переработанное шасси. И поскольку семейство Самара к тому времени было на конвейере уже десятилетие, машина со свежей современной стилистикой вызвала огромный интерес.
На ВАЗ-2110 впервые для завода серийно стали устанавливать не только 8-клапанные, но и 16-клапанные двигатели, в том числе объемом 1,6 л и мощностью до 98 л.с. Модификация с таким мотором привлекали покупателей динамикой.
Вслед за седаном в производство запустили хэтчбек и универсал – первый для завода переднеприводный.
В 1990-е «десятка» стала отправной точкой для множества мелкосерийных и тюнинговых машин. В том числе, скоростного ВАЗ-21106 с 150-сильным 2-литровым двигателем Opel, вариантов с удлиненной базой, трехдверного хэтччбека ВАЗ-21123 с моторами объемом до 1,8 л.
На основе семейства ВАЗ-2110 сделали рестайлинговую Ладу-Приору, выпуск которой начали в 2007 году.
Фото 04 ВАЗ-2110.
ГАЗ-3111 Волга
Автомобиль остался мелкосерийным, но до сих пор вызывает сильные и противоположные эмоции как у поклонников, так и у противников.
ГАЗ-3111 дебютировал в 1998 году. Новый смелый по стилистике кузов сделали по мотивам культовой Волги ГАЗ-21. Кроме того, машина получила абсолютно новый салон. Кузов впервые особо тщательно прорабатывали с точки зрения пассивной безопасности.
Автомобиль снабдили передней подвеской типа McPherson. Задняя осталась рессорной, но в нее добавили стабилизатор. Тормоза оборудовали системой ABS.
Базовыми стали заволжские моторы с системой впрыска объемом 2,3 и 2,5 л мощностью 130 и 155 л.с.
Для доводки и наладки конвейерного производства ГАЗ-3111 у завода не было средств. Волги, сделанные в ПАМС (Производство Автомобилей Малых Серий) получились очень дорогими.
Мелкосерийное производство вели до 2002 года и изготовили чуть больше 400 экземпляров.
ВАЗ-2123 Нива/Chevrolet Niva
Новый внедорожник, мелкосерийное производство которого развернули в 1998-м, вызвал у покупателей огромный интерес. Ведь машина получила новый элегантный пятидверный кузов и современный салон. При этом, сохранила практически все внедорожные качества классической Нивы.
Базовым остался серийный двигатель объемом 1,7 л мощностью 80 л.с. Но иные агрегаты и узлы под новую платформу, по возможности, модернизировали.
Мелкосерийный выпуск начали в опытном производстве (ОПП ВАЗ). В 2002-м права на производство автомобиля получило совместное предприятия GM-AVTOVAZ, которое наладило выпуск внедорожника под именем Chevrolet Niva на отдельном заводе в Тольятти. Автомобиль стал одним из самых популярных в своем классе.
В 2020 году после выхода из совместного-предприятия концерна GM, автомобилю вернули имя Лада Нива. А с 2021 года его в модернизированном виде выпускают под названием Лада Нива Трэвел.
Лада Калина
Первую машину более компактного класса, чем существующие задне- и переднеприводные модели, Волжский завод начал выпускать в 2005 году.
Автомобиль получил новую платформу, современный симпатичный кузов и оригинальный салон. Калину оснащали 8- и 16-клапанными моторами рабочим объемом 1,6 л мощностью до 98 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач.
Вслед за седаном стали производить хэтчбек и универсал. Автомобиль с компактным, но просторным кузовом, современным шасси, но демократичный ценой пользовался у покупателей успехом.
Седан Лада Калина выпускали до 2011 года, когда его сменила Лада Гранта. Универсал и хэтчбек производили вплоть до 2018 года.
Лада Веста
Модель, сменившая Ладу Приора, сразу покорила покупателей новым оригинальным и современным дизайном кузова и салона. Машина, выпуск которой начали в 2015-м, выглядела свежо и привлекательно даже на фоне современных аналогов.
Покупателем предложили богатый выбор комплектаций, причем топовые включали все характерные для автомобилей такого класса опции.
Двигатели рабочим объемом 1,6 л развивали 106 л.с., а позднее и 113 л.с. На автомобиль ставили также моторы объемом 1,8 л мощностью 122 и 145 л.с.
Помимо базового седана, в производство запустили универсал и его приподнятую версию (почти кроссовер) — Lada Vesta SW Cross.
Модель остается востребованной на рынке. Уже выпустили более 650 тысяч автомобилей.
Новое
Видео
19 ноября 1942 год День ракетных войск и артиллерии
19 ноября 1942 года залпами «катюш» и артиллерии началось наступление Красной Армии под Сталинградом под кодовым названием “Уран”
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.