Зураб Церетели: Мне жаль тех, кто врал и врет о памятнике Петру

5 сентября отмечает свой 20-летний юбилей один из самых известных и заметных памятников Москвы. В этот день в 1997 году состоялось открытие памятника Петру Великому работы скульптора Зураба Церетели. Это событие было приурочено к празднованию 850-летия столицы.
В свое время вокруг этой работы Церетели сложилось множество легенд, у статуи было довольно много противников. Кому-то не понравилось слишком не классическое одеяние Петра, его чрезмерная монументальность, а некоторые и вовсе утверждали, будто это изначально был памятник Христофору Колумбу, которому скульптор просто переставил голову российского императора.
Портал «История.РФ» лично пообщался с создателем знаменитой статуи и узнал, как все было на самом деле.
– Зураб Константинович, cколько времени заняло создание памятника?
– Около трех лет. Это действительно очень сложный, долгий процесс. Высота композиции – 96 метров, фигура Петра возвышается на 19 метров, вес бронзы достигает 600 тонн, примерно на столько же тонн – металлокаркас. В фундамент уложено 2000 метров железобетона, вбиты сваи на 20 метров вглубь дна, до известняков… Это что касается характеристик и некоторых особенностей конструкции.
До этого был сложный процесс отливки, там несколько стадий. Например, в обязательном порядке модель монумента проверяли на ветровую нагрузку – в аэродинамической трубе в знаменитом ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского. – Прим. ред.). Исходя из результатов, после делают расчеты силовой конструкции. Еще сложно и очень важно – начальная стадия монтажа композиции, фаза начальной сборки. Если нарушится геометрия при сборке бронзовых элементов, малейшее отклонение на первом ярусе наверху дает потом большие расхождения. Много всего, это большой труд, и, когда говорят «искусство – это наука», это не просто так, такие проекты это полностью подтверждают.
– Вокруг этого памятника сложилось множество мифов. Одним из самых распространенных, пожалуй, является та версия, что изначально это был памятник Колумбу.
– Да, это изначально было враньем, и мне очень жаль тех людей, которые до сих пор озвучивают эту версию. У меня в галерее, на Пречистенке, 21, есть модели обоих памятников – и Петру, и Колумбу, который установлен в Пуэрто-Рико. В них есть сходство – как одна идея открывателей новых миров, новых возможностей, и они оба на пьедесталах-кораблях. Вот и все сходство. Любой профессионал, кто хоть немножко понимает, как создается монументальная скульптура, как идет отливка формы, какой процесс от модели до конечной стадии, скажет вам, что невозможно бронзу взять и переделать, надо все переплавить, это не пластилин. Нельзя, как писали некоторые, приделать одну голову, руку, ногу… Плохо, когда судят об искусстве люди, которые ничего не знают и имеют только личные амбиции, занимаются саморекламой.
– Также до сих пор много пишут, что статуя Петра предназначалась в качестве подарка морякам к 300-летию Российского флота, но есть и опровержения. Так ли это?
– Этот монумент, «300 лет Российскому флоту», посвящен императору Петру Великому – флотоводцу, создателю отечественного флота. В скульптуре есть даже документальное посвящение – в руке Петр держит золотой свиток, там как раз реальный текст указа о создании Российского флота.
Памятник Христофору Колумбу в Пуэрто-Рико
– Насколько я знаю, вопрос об установке памятника был непростым делом. Кроме того, московским властям не понравилось, что Петр был одет не в традиционный военный мундир. Это правда, что развернулась целая кампания против установки статуи?
– Вообще, это была заказная вещь, но я, конечно, очень переживал и до сих пор переживаю. Тогда даже Борису Николаевичу Ельцину докладывали: мол, не согласовали, надо сносить. Он никому не сказал, приехал посмотреть. Мои рабочие-монтажники ему показывали процесс, меня не было. И ему понравилось. Мне кажется, для него личность Петра, его реформы вообще где-то были созвучны.Я позже много чего узнал, ко мне люди приходили, извинялись. Там студентам, пенсионерам деньги давали, чтобы на митинги выходили. Много всего. Не хочу сейчас о тех людях плохо говорить… Некоторых уже нет в живых. Бог им судья. Вообще, когда политика в творчество вмешивается, никто об искусстве уже не говорит.
– Много дискуссий в свое время вызвал наряд Петра: его сравнивали с одеждой римского воителя и даже традиционным облачением испанских грандов. Что же это за одеяние и что оно означает?
– В монументе присутствуют все важнейшие флотоводческие символы, рулевой – карта – руль, которые исчерпывающе характеризуют суть деятельности флотоводца. Но император Петр не являлся лишь флотоводцем, он был руководителем и преобразователем великой империи. Поэтому я его показал императором, привнес этот дух античности: фигура Петра «одета» в римские доспехи, я как бы поднял его над всем, это не только портретный образ, но и символ России, для меня это не была просто реалистическая скульптура. Я не мог и не хотел повторять существующие приемы, но я много смотрел, думал и создал такой обобщенный образ.
– Спустя 20 лет как вы оцениваете эту свою работу? Хотели бы изменить что-то в этом памятнике или оставили все как есть?
– Вы знаете, с одной стороны, я поставил перед собой в этом монументе очень сложные задачи и, я считаю, и в этом меня поддерживают многие коллеги, с ними справился. Это завершенная монументальная композиция, так что прибавить или убавить здесь ничего нельзя. И это одна из моих любимых работ. Но жизнь продолжается, я всегда говорю: «Я – человек ищущий», я еще не сделал той работы, которая бы заставила меня сказать: «Вот это – лучшая моя скульптура или живопись».
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России
Битва народов. Памятные даты военной истории России
18 октября 1813 года русская армия и её союзники одержали победу над Наполеоном в «Битве народов» под Лейпцигом
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.