Жизнь Александра Суворова без парадной ретуши

6/2/2022

Рецензия на книгу Бориса Кипниса «Непобедимый. Жизнь и сражения Александра Суворова»

Одним из самых ярких событий в исторической литературе нынешнего года стал выход книги «Непобедимый. Жизнь и сражения Александра Суворова» авторства военного историка Бориса Кипниса, сотрудника Государственного мемориального музея А. В. Суворова. В том, что это издание нисколько не затеряется среди других достойных трудов, посвященных самому знаменитому и титулованному русскому полководцу, сомневаться не приходится.

Приношение Клио

Одно из важнейших условий для написания действительно хорошей исторической книги (именно исторической, а не историко-беллетристической или историко-публицистической!) – обращение к прошлому как к документируемой реальности. И с этой точки зрения только что выпущенная санкт-петербургским издательством «Питер» (год выхода – 2022-й) книга Бориса Кипниса, вне всякого сомнения, исторична. Опирающаяся на мощный список источников, она затрагивает многие вопросы, прежде не слишком привлекавшие внимание исследователей жизни знаменитого полководца.

Обложка книги Бориса Кипниса «Непобедимый»

И то сказать, подавляющее их большинство написано еще в советские годы, когда биография великого военачальника была приведена в соответствие с идеологическими требованиями и пересмотру не подвергалась. В то же время многие книги о Суворове, появившиеся еще в Российской империи (как знаменитая биография, написанная Александром Петрушевским) или в постсоветской России (как замечательные книги историка Арсения Замостьянова), ставили перед собой задачу в первую очередь показать Суворова с каких-то новых, не слишком известных до сих пор сторон или развеять устоявшиеся легенды.

«Портрет генерала графа А.В. Суворова-Рымникского». Гравюра И. Глайха, Германия, конец XVIII века

Подобные мотивы есть и в книге Бориса Кипниса, но автор скорее делает попытку посмотреть на Суворова через призму его собственных писем и иных рукописей, а также через написанное его современниками. Подобный подход чрезвычайно привлекателен тем, что оставляет суждение о герое повествования читателю, отводя автору скорее роль внимательного наблюдателя. Но при этом сказать, что Брис Кипнис остается совершенно беспристрастным, что он не позволяет себе дать оценку человеческим качествам Александра Суворова, попробовать угадать мотивы его суждений и поступков, тоже нельзя. Просто делает он это настолько аккуратно и вместе с тем до такой степени страстно, что не поддаться очарованию его текста невозможно.

На грани страсти и беспристрастности

Назвать чтение книги «Непобедимый» легким язык не повернется. Пристрастность автора по отношению к своему герою совершенно не мешает ему писать прежде всего как историку, то есть, опираясь на документы и труды своих коллег, оперируя большим количеством источников. Не надо ждать от книги Бориса Кипниса того очеловечивания Суворова, которым отличается хрестоматийный роман «Генералиссимус Суворов» Леонтия Раковского. Нет в ней и публицистики, свойственной биографии полководца из серии «Жизнь замечательных людей». Автор «Непобедимого» шаг за шагом, день за днем, год за годом внимательно исследует биографию своего героя, подтверждая каждый вывод ссылками на авторитетные труды или записки современников, строки приказов или автографы самого Суворова.

«Портрет генерал-фельдмаршала князя Александра Васильевича Суворова». Картина художника Николя-Себастьяна Фросте, 1833-1834 гг.

При всем этом «Непобедимый» оказывается чтением необыкновенно увлекательным, можно сказать, завораживающим. По мере того как погружаешься в книгу, перед тобой очень постепенно, мазок за мазком, как на картине профессионального художника, возникает образ генералиссимуса Александра Суворова.

Возникает, конечно же, не в одиночестве. Немалое место в книге отведено, в частности, семье полководца, прежде всего его отцу, генерал-аншефу Василию Ивановичу Суворову, и той роли, которую он сыграл в становлении сына. То же касается и других людей, которыми знаменитый воитель был окружен на протяжении всей своей жизни. Но все они, даже сильнейшие мира сего – российские императоры, прусские короли и им подобные, предстают скорее расплывчатыми фигурами, голосами за кадром, пешками на шахматной доске, за которой Фортуна разыгрывает шахматный этюд. И для «Непобедимого» это несомненный плюс, а не минус!

Сам же Александр Васильевич Суворов живых человеческих черт нисколько не лишен. Однако рисуются они не словами автора и тем более не его эмоциями, но прежде всего документами и воспоминаниями. Несмотря на всю очевидную симпатию, которую Борис Кипнис испытывает к своему герою, он не нарисовал его одними лишь парадными цветами. «Каков был, таков и был, а перекрашивать себя не дам» – кажется, слышен со страниц книги суворовский голос. И это тоже одно из ценнейших достоинств «Непобедимого».

«Портрет А.В. Суворова». Гравюра Николая Уткина по рисунку художника Иоганна Генриха Шмидта, 1818 год

Можно было бы пожалеть об отсутствии в книге ярких иллюстраций, схем наиболее знаменитых сражений, проведенных генералиссимусом Суворовым, и портретов людей, сопровождавших его на жизненном пути. Но делать этого не стоит. Представляется, автор осознанно отказался от них, чтобы не отвлекать читателя от повествования и источников, на которых оно основано. Если это так, то решение совершенно справедливое. Возникает эффект, которого, думается, и стремился достичь Борис Кипнис: читающий создает собственный образ Александра Суворова и его эпохи, не примешивая ничего постороннего. И получается этот образ выпуклым, ярким, сильным – и очень запоминающимся.

26148