Живой мост: был ли он?

11/17/2017

Франц Рубо – основоположник отечественной школы панорамных и монументальных полотен. Его работы «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя» стали своеобразными символами героизма русской армии. Среди 200 батальных полотен Рубо особенно выделяется картина «Живой мост».

На первый взгляд кажется, что это простая картина с военным сюжетом, но, приглядевшись, начинаешь понимать, что ситуация, изображенная на ней, не совсем обычная: через глубокую промоину по живым солдатам, которых используют в качестве моста, перевозят тяжелую пушку.

Эти действия проходили в рамках войны на Кавказе и Закавказье за азербайджанские ханства, которые до той поры традиционно являлись вассалами персидских шахов. А сам сюжет картины относится к реальным событиям Русско-персидской войны 1804–1813 годов. Именно тогда небольшой отряд полковника Карягина отступал под натиском 30-тысячного войска персидского наследника престола Аббас-мирзы. Отряд Карягина отступал организованно, действовал смело, не сдавался и смог дождаться помощи от основных сил, что спасло большую часть отряда.

Живой мост: был ли он?

Аббас-Мирза

Русских войск на Кавказе было немного, так как в это время все основные боевые действия велись в Европе в рамках Наполеоновских войн. Наша армия была небольшая, но хорошо подготовленная и вела себя очень агрессивно. Персы численно превосходили русских в несколько раз, но качество их подготовки и организации было никудышным. Этим и пользовались русские командиры. За годы боев в рамках относительно небольшого театра военных действий русские войска окончательно одолели врага. Восточная Грузия и Северный Азербайджан по итогам войны были присоединены к Российской империи.

Но вернемся к событиям, случившимся с отрядом полковника Карягина. На его пути оказалась промоина, которую не могли преодолеть две оставшиеся позади тяжелые пушки. Тут надо отметить, что ситуация, изображенная на картине, отличается от той, которая была на самом деле. У Рубо пушки переезжают по живым солдатам, а в действительности рядовой Гаврила Сидоров предложил сделать из связанных ружей временный мост. Сохранилось высказывание Гаврилы: «Пушка – солдатская барыня, надобно ей помочь». Помощь в этом непростом случае оказалась действенной.

Живой мост: был ли он?

Воткнутые в землю штыками ружья стали опорами, а положенные горизонтально – балками. Мост был ненадежным, но первая пушка проехала благополучно, а вот вторая сорвалась и ударила Гаврилу колесом. Изобретательный солдат погиб от тяжелой черепно-мозговой травмы. Все остальные солдаты остались живы.

Подвиг Гаврилы Сидорова упоминается в нескольких воспоминаниях, а в дальнейшем попал в пятитомное издание «Кавказская война» историка, полковника Василия Потто. Данный труд принято считать научным, но, к сожалению, в нем нет необходимых ссылок на источники информации. Видимо, именно этот рассказ прочел Франц Рубо и к историческим фактам добавил немного художественного вымысла. Тем не менее подвиг Гаврилы Сидорова от этого не становится менее значимым.